Переход на альтернативный стек не так страшен, как и принятие новых вызовов, когда рядом есть команда, специализирующаяся на таких задачах
Этот кейс о том, как перейти на альтернативное DWH, не подверженное санкционным рискам, бесшовно перенести ретро-данные без потерь и настроить сквозную аналитику через Яндекс.Метрику в сжатые сроки, если у компании не хватает ресурсов, а у штатных сотрудников - требуемых навыков.
Андрей Осадчук, руководитель управления цифровой аналитикой «Столото», расскажет:
DataGo! - аналитическая платформа для объективной оценки эффективности digital маркетинга. Мы разрабатываем решения для построения data-driven маркетинга, которые помогают получать точные данные в digital, строить прикладные отчеты в удобном и прозрачном бизнесу формате, находить инсайты и принимать управленческие решения.
«Столото» – крупнейший распространитель всероссийских государственных лотерей. Сегодня компания использует новейшие современные технологии для распространения лотерейных билетов, а все желающие имеют возможность принять участие в лотерее любым удобным им способом: как офлайн, так и онлайн. Ежедневно «Столото» проводит почти 600 розыгрышей и осуществляет выплаты в среднем более 500 000 выигрышей. Все эти процессы обеспечивает ландшафт из более чем 140 различных IT-систем, а собственная процессинговая система – технологическое ядро компании – может обработать до 800 финансово значимых транзакций в секунду.
Во втором квартале 2022 года стало известно, что продлить лицензию GA 360 станет невозможно, а аналитические сервисы Google не соответствуют стандартам безопасности для многих российских компаний. Кроме того, был риск попасть под санкции в случае дальнейшего использования сервисов Google.
Ключевыми векторами дальнейшего развития стало:
Штатные аналитики «Столото» ранее не работали с подобными задачами, поэтому оценить все риски и трудности, с которыми мы могли бы столкнуться в ходе работ, мы не могли.
Было принято решение о сотрудничестве с аналитической платформой DataGo!, специалисты которой уже провели более 50 миграций на альтернативный стек и могли бы объективно оценить риски, связанные с нашим кейсом.
1) Выбор альтернативного хранилища данных, не подверженного санкционным рискам и ограничениям
В связи со сложившейся ситуацией на российском рынке, мы понимали, что к концу года мы должны полностью отказаться от сервисов Google и подобрать соответствующую по функционалу альтернативу.
2) Бесшовный перенос исторических данных
Накопленная за 3 года информация позволяла data-аналитикам использовать качественные данные, а маркетологам - своевременно оптимизировать рекламный бюджет и строить прозрачные и понятные прикладные отчеты и дашборды.
3) Настроить сбор сырых данных в привычных для команды форматах
Сохранение привычного формата и структуры отчётов помогло бы команде «Столото» сократить время на их обработку и принятие решений.
В рамках перехода на альтернативный стек мы выбрали Yandex Managed Service for ClickHouse. Нам важна была высокая скорость обработки большого массива данных.
Совместно со специалистами из DataGo! Consulting мы просчитали необходимую конфигурацию кластера ClickHouse на основе данных об использовании ресурсов Google BigQuery (провели анализ уже имеющихся данных, оценили необходимые мощности и т.д.)
Также было принято решение работать в единой экосистеме. Для нас такой вариант виделся стабильнее, нежели интегрировать между собой решения разных разработчиков, поэтому выбрали для дальнейшего использования Яндекс.Метрику.
*DataGo! - сертифицированный партнер и официальный реселлер продуктов Yandex Cloud.
Наши специалисты при поддержке аналитиков DataGo! настроили поток выгрузки данных Logs API в ClickHouse с помощью продукта DataGo! Pipeline. Это позволило нам получать “сырые” данные, собираемые Яндекс.Метрикой, и объединять их в едином пространстве.
Но сбор всех необходимых нам данных - это только часть процесса. Не менее важным является:
Команда аналитиков DataGo! Consulting провела внутренний аудит уже существующих метрик и оценила необходимость каждой из них. В результате мы получили сформированный список всех актуальных событий и метрик, которые важно было отслеживать на сайте и в приложении «Столото».
После того, как каждое событие было настроено корректно, мы создали универсальные метки в GTM. Это позволило нам объективно оценивать поведение пользователей на сайте и в мобильном приложении и своевременно вносить корректировки.
Перед командой «Столото» стоял ряд задач, с которыми никто из штатных специалистов ранее не сталкивался, поэтому у нас было всего два варианта:
В рамках сотрудничества с DataGo! мы получили:
Переход на альтернативный стек не так страшен, как и принятие новых вызовов, когда рядом есть команда, специализирующаяся на таких задачах. Глубоко интегрированная работа штатных специалистов «Столото» и команды DataGo!, которая погружалась во все процессы и в специфику бизнеса, помогла нам достичь поставленных результатов и успешно пройти процесс миграции в установленные сроки.