Привет, это digital-агентство Медиа 108!
Прошел месяц после вступления в силу изменений закона «О рекламе», которые ввели штрафы за несоблюдение правил маркировки. Вопросов об этом все еще много, поэтому в этой статье мы опишем то, как мы в М108 работаем с маркировкой.
Надеемся, наш опыт будет полезен для других агентств.
ДИСКЛЕЙМЕР: все, что описано в этой статье относится, в первую очередь, к агентствам, которые ведут кампании из своих кабинетов и пропускают бюджеты клиентов через себя.
На эту тему есть масса материалов, поэтому подробно описывать не будем, выделим только ключевые тезисы.
Маркировка рекламы – это размещение на объявлении специального токена (erid), информации о рекламодателе и маркера «Реклама».
Маркировать нужно практически все объявления за исключением:
· Рассылок в мессенджерах, push-уведомлений, e-mail-рассылок;
· Социальной рекламы (такая реклама должна содержать соответствующую пометку);
· Записей теле- и радиоэфиров с рекламой без изменений;
· Некоторых форматов без явного призыва к действию и выделения определенного товара или услуги среди других.
ФАС периодически пополняет карточки с примерами материалов, подлежащих/не подлежащих маркировке, на своем сайте.
Рекомендуем периодически заходить и проверять: https://fas.gov.ru/pages/primery-reklamy-v-internete-podlezhaschey-markirovke
Также на сайте ФАС есть FAQ по контролю за рекламой, вопросы и ответы постоянно добавляются: https://fas.gov.ru/questions/question_categories/13
Еще одна полезная ссылка – список нормативных актов по маркировке рекламы на сайте Роскомнадзора: https://rkn.gov.ru/register-ord/info/
Данные о рекламе должны передаваться в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы), для этого законом предусмотрены компании-посредники – ОРД (операторы рекламных данных), без них маркировать рекламу не получится, т.к. именно они выпускают erid. На сегодняшний день на рынке есть семь ОРД, одобренных Роскомнадзором. Работать можно с любым, функционал личного кабинета у всех похож:
Подача данных в ОРД осуществляется в 3 этапа:
1. После регистрации в ОРД обязательно подаем данные по всем необходимым договорам:
· С клиентами;
· С распространителями рекламы (площадками).
2. Перед началом РК подаем данные о креативе, после чего ОРД выпускает токен. После этого в креатив нельзя вносить никаких правок, если нужно что-то изменить – вносим креатив заново и получаем новый токен.
3. В течение 30 дней после окончания размещения подаем данные по стоимости показов. Т.е. данные за август нужно подать до 30 сентября.
Штрафы за нарушения маркировки закреплены в статье 14.3 КоАП РФ (пункты 15-17):
1. Отсутствие токена или его расположение в неправильном месте:
· Для физических лиц и самозанятых – 30-100 тыс. ₽;
· Для должностных лиц – 100-200 тыс. ₽;
· Для юридических лиц – 200-500 тыс. ₽.
2. Неподача отчетов в ЕРИР, подача неполных или неверных отчетов, нарушение сроков подачи:
· Для физических лиц и самозанятых – 10-30 тыс. ₽;
· Для должностных лиц – 30-100 тыс. ₽;
· Для юридических лиц – 200-500 тыс. ₽.
Исходя из услуг нашего агентства, мы для себя выбрали три ОРД:
1. Яндекс – автоматическая маркировка для контекстной и медийной рекламы в Яндексе;
2. VK – автоматическая маркировка для VK, ручная для Telegram Ads;
3. Медиа Скаут – ручная маркировка для посевов в Telegram, медийки на площадках вне Яндекса и др.
ОРД Яндекса и VK дают возможность автоматической генерации токенов для всех креативов, заведенных в их рекламные кабинеты, никаких дополнительных действий от наших сотрудников для этого не требуется.
Далее в конце месяца ОРД Яндекса готовит шаблон отчета по всем кампаниям из личного кабинета (excel-таблица). Бухгалтерия агентства заполняет все недостающие данные: акт, дата начала сумма. Для автоматизации заполнения отчета сделали небольшую доработку нашей 1С – из нее выгружается файл со всеми актами за месяц по необходимым площадкам. Из этого файла с помощью функции ВПР в шаблон отчета ОРД подтягиваются номера и суммы актов, готовый отчет подается в ЕРИР через тот же ОРД. На подготовку и проверку отчетов для всех трех ОРД у бухгалтера уходит 3-4 рабочих дня.
На стороне ОРД иногда бывают технические проблемы, так, например, готовый отчет мы загрузили в Яндекс 28 сентября, а в ЕРИР он был отправлен только 29-го. Поэтому лучше не откладывать подачу отчетов на последний день, чтобы не получить штраф за их непредоставление. Еще мы сталкивались с проблемами с маркировкой VK – автоматическая маркировка слетала и приходилось регистрировать креативы и выпускать токены вручную.
Пример шаблона отчета из ОРД Яндекса, бОльшая часть информации уже заполнена:
Схема автомаркировки проста и удобна, но в таком виде работает только если агентство ведет кампании клиентов через свои кабинеты:
Теперь разберемся с ручной маркировкой. Как уже описано выше, ее мы используем для рекламы в Телеграме, медийной рекламы на площадках вне сети Яндекса и других форм рекламы, которые наше агентство ведет для клиентов. В целом схема похожа на автомаркировку, добавляется несколько этапов. Сначала наш сотрудник вручную вносит креатив в ОРД. Это занимает совсем немного времени – максимум 3 часа в месяц. Задачу мы поручили джуниор-специалисту, его работу можно быстро перепроверить и проконтролировать в личном кабинете. После регистрации ОРД мгновенно присваивает креативу erid, затем креатив вместе с erid передается распространителю, а дальше процесс аналогичен автомаркировке:
В шаблоне отчета МедиаСкаута значительно меньше полей, при загрузке заполненным является только ID договора – внутренний номер, который сам МедиаСкаут присваивает договору при его внесении в систему, остальные данные по актам необходимо заполнить самостоятельно.
Для этого мы также используем кастомный отчет из 1С и функцию ВПР, которая забирает из него информацию по актам и подставляет их в отчет для ОРД.
Пример отчета МедиаСкаута, в первой строке есть подсказки для правильного заполнения, зеленым выделены столбцы, которые обогащаются данными из 1С:
Трудозатраты по маркировке:
1. Руками аутсорсного 1С-разработчика подготовили кастомные выгрузки для заполнения отчетов для ОРД – 15 минут разово;
2. Руками джуна регистрируем креативы, не попадающие под автоматическую маркировку – максимум 3 часа в месяц;
3. Руками бухгалтера заполняем и проверяем отчеты для ОРД – 3-4 рабочих дня в месяц.
Финансовые затраты:
1. Оплата ОРД МедиаСкаут – 2-3 тыс. рублей в месяц;
2. ОРД Яндекса и VK пока бесплатные, вероятнее всего в ближайшее время будут введены какие-то тарифы, но вряд ли они окажутся сильно выше стоимости других ОРД.
На стоимости услуг агентства для наших клиентов введение маркировки никак не отразилось. Во-первых, потому что соблюдать закон – наша обязанность, а несоблюдение грозит большим штрафом. Во-вторых, внутренние затраты не настолько большие, чтобы перекладывать их на клиента.
Надеемся, что опыт Медиа 108 окажется вам полезным. Поделитесь, как вы выстроили процесс по маркировке.