Привет! Меня зовут Павел Молянов, я руковожу агентством контент-маркетинга «Сделаем», поэтому варюсь в копирайтерско-редакторской тусовке. И такое ощущение, что весь рынок хороших контентщиков — это человек 100, которые бегают из проекта проект. На какой проект ни посмотришь, везде знакомые лица.
Если хороший копирайтер или тем более редактор убегает из вашего проекта, это очень больно. Мы в агентстве постоянно ищем ребят на новые проекты и уже привыкли, что чтобы найти кого-то нормального, нужно перелопатить в лучшем случае 100 откликов. Из них 99 будут без портфолио, КрЕаТиВнЫе или вообще напишут текст о себе в стихах.
Копирайтеры и редакторы не сбегают, если у вас интересные задачи и нормально по деньгам. Первое индивидуально, а по финансовому аспекту есть, что рассказать. В этой статье поделюсь рабочими системами оплаты с плюсами и минусами, а также дам адекватные рыночные расценки.
Когда подходит: в проектах с разовыми однотипными задачами — написать статью, пост, рассылку или текст для сайта.
Контентщик выпускает за месяц N материалов, которые вы оплачиваете по определенной ставке. Сколько написал — столько и получил.
Плюсы:
Минусы:
Если забить на эти нюансы и платить строго по прайсу, авторы будут неохотно брать нестандартные задачи — зачем суетиться с постом, если все равно заплатят тысячу?
А если пытаться учитывать эти нюансы в цене, прайс-лист разрастется с трех пунктов до бесконечности, и все равно будут всплывать вопросы. Скажем, пишем пост по интервью с экспертом, но бывают эксперты пунктуальные и понятные, а бывают необязательные и из которых информацию нужно вытаскивать щипцами. Это тоже разные уровни сложности, которые надо учитывать в цене.
Мы используем такую систему для копирайтеров — у нас это ребята, которые пишут тексты в разных форматах под руководством редактора. Редактор договаривается с ними по деньгам под каждую задачу, пишет подробное ТЗ, часто даже сам проводит интервью с экспертом — копирайтеру остается только хорошо написать текст.
При этом, все равно бывает, что хотим заказать у копирайтера статью, а он не может ее взять. Приходится договариваться с кем-то другим, вводить его в задачу с нуля. Поэтому мы очень держимся за копирайтеров, с которыми сработались: можем где-то «продавиться» по цене, даем комфортную загрузку, холим и лелеем.
Вот наши средние гонорары за разовый копирайтинг:
Когда подходит: у вас есть стабильный объем работы для копирайтера или редактора, задачи разноплановые и проще один раз договориться на зарплату, чем каждый раз считать гонорары.
В этой системе контентщик просто получает зарплату каждый месяц за задачи, которые успевает делать за свои 40 или 20 часов в неделю. Раз в несколько месяцев или раз в год зарплата повышается на процент, о котором вы договоритесь. Повышается просто за лояльность, а не за дополнительную нагрузку.
Плюсы:
Минусы:
У нас в «Сделаем» фикс получают редакторы — это ребята, которые отвечают за контент внутри проектов. В их задачи входят контент-планирование, подбор авторов, дизайнеров и корректоров, созвоны с клиентами, проверка и доработка текстов. У них всегда есть работа, поэтому мы не переживаем, что они будут сидеть без дела. А если задач становится много, то мы добавляем в команду еще одного редактора.
Нанять хорошего копирайтера или редактора на фултайм — это от 50 000 до 100 000 ₽ в месяц. Вилка широкая, потому что многое зависит от необходимого уровня. Если нужно постить про новые товары в соцсети магазина, оплата будет ближе к низу вилки. Если у вас серьезный контент-маркетинг, где сложно добывать фактуру и нужно высокое качество контента, то ближе к верху.
В нашем агентстве редактор начинает с зарплаты 60 000 ₽, по факту после НПД у него выходит 56 400 ₽. Через 4–6 месяцев повышаем зарплату до 70 000 ₽, начинаем компенсировать налог.
Спустя год работы начинаем индексировать зарплату на 15% в год. То есть, через год работы с нами у редактора получается 80 500 ₽, через два — 92 500 ₽, через три — 106 000 ₽.
Когда подходит: проект и сотрудник нацелены на достижение медийных показателей — охватов, вовлеченности, открываемости, лайков, комментариев.
У специалиста по контенту есть базовый оклад, а вторая часть дохода зависит от того, на сколько он выполнил план по своим ключевым показателям. Такую систему есть смысл внедрять только при условии полной свободы действий: вот тебе ключевые показатели, работай как хочешь — я буду только следить за цифрами.
Плюсы:
Минусы:
Другой пример: бонус СММщика подвязали к внутреннему охвату постов. Но потом вы решили снизить бюджет на новых подписчиков, приток снизился, аудитория стала тухнуть, охваты упали. А посты, может, были хорошие.
Примеров можно приводить еще много, потому что все взаимосвязано. Поэтому, чтобы такая система работала, обязательно нужны ответственный за всю систему и гибкость в отношении KPI — иначе контентщик не будет в полной мере контролировать свой ключевой показатель.
Опять возьмем для примера СММ-щика с бонусом за достижение плана по охвату. Он быстро поймет, что кейсы в соцсетях получают меньше охвата, чем мемы, цитаты и прочий попкорновый контент. Ему придется решить: делать полезные для бизнеса кейсы и терять в деньгах или пилить веселые картиночки и не приносить пользу — зато бонус в кармане.
Эта система хорошо мотивирует, но сложно создается: нужно уметь планировать показатели на основе твердых данных, а не с потолка, подробно прописать контент-стратегию, иметь управляемый контент-маркетинг. И все равно будет риск, что сотрудник не получит бонус не по своей вине, поэтому лучше, чтобы процент бонуса был небольшим.
За повышенную ответственность нужно платить больше: от 80 000 до 120 000 ₽ в зависимости от объема и сложности задач. За меньшие деньги человеку будет проще пойти туда, где с него не спрашивают за показатели.
Кому подходит: главным редакторам и проджектам в агентствах и контент-маркетологам в штате.
Самая сложная, ответственная и прибыльная система мотивации. У вас есть специалист, который отвечает аж за экономику проекта — и его оплата зависит от того, насколько эта экономика эффективная.
Плюсы очевидные, минус только один — очень сложно будет найти человека, который готов взять такую ответственность. Еще сложнее найти того, кто не только готов, но еще и умеет:) Не будем на этом останавливаться, лучше расскажу, как это устроено у нас в «Сделаем».
Фикс с процентом от прибыли. Мы ведем 30 постоянных проектов, которые распределены между 4 главными редакторами. Главред ведет переговоры с клиентами, определяет стратегию проектов, подключает к проектам редакторов.
В итоге, у него получается пул проектов, по каждому он считает выручку и расходы на редакторов, авторов, корректоров, иллюстраторов, дизайнеров. Получается общая прибыль со всех проектов.
У главного редактора есть фикс 70 000 рублей, остальное он получает в виде бонуса с прибыли. Бонус рассчитывается так: берем прибыль → вычитаем фиксированную комиссию агентства → оставшаяся прибыль делится пополам между главредом и агентством.
Фиксированная комиссия агентства зависит от общей выручки главреда:
Таким образом, главреды у нас зарабатывают около 150 000 рублей в месяц.
Фикс с бонусом за лидов или продажи. Если контент напрямую приводит к лидам или продажам, можно платить контент-маркетологу бонус с этих показателей. У нас пока работает только один лоскут этой системы — расскажу про него.
У «Сделаем» есть дополнительное направление — продажа копирайтерского обучения: это большой курс по копирайтингу и платный Телеграм-канал. Так сложилось, что это обучение у нас продается только прогретой аудитории в соцсетях и рассылке и только на распродажах.
Этим у нас занимается один человек — контент-маркетолог: ведет соцсети, пишет рассылки и цепочки писем, организует распродажи. Он работает на окладе — получает 100 000 ₽ в месяц за ~2/3 своего рабочего времени. А для последней распродажи мы придумали ему бонус с продаж:
За основу взяли результаты прошлых распродаж и заложили небольшой рост. В итоге, сделали продаж на 721 000 рублей, заплатим 50 000 рублей.
Если нашли «своего» копирайтера, редактора или тем более главреда, держитесь за него. Хороших специалистов мало, а вакансий в «Тинькофф», «Яндексе», «Райфе» и другом крупняке много, даже после 24 февраля. Платите нормально, давайте свободу и следите, чтобы человек не закисал — и он будет с вами долго.
Возможно, у вас есть задачи по текстам и вы не знаете, сколько за них платить. Напишите о своем проекте в комментариях — мы поможем определить адекватную вилку оплаты.