Как с нуля сформировать команду для отдела маркетинга: опыт нашей компании

2023-10-06 07:30:42 Время чтения 11 мин 534

Формирование команды для нового отдела маркетинга – важный процесс, в который необходимо глубоко погружаться. Изначально создается впечатление, что это легкая работа, которая состоит из подбора и найма компетентных людей, однако в реальности необходимо соответствовать определенным последовательным стадиям для качественного формирования эффективной команды с нуля.

1 стадия: необходимо определить уровень развития маркетинга в компании сейчас и разработать стратегию

Существуют ли уже в компании маркетинговые инструменты или отдельные специалисты, которые решают вопросы продвижения? Необходимо ответить на эти вопросы и оцифровать то, что в настоящее время в данном направлении имеет компания. 

Далее важно выстроить маркетинговую стратегию, включая все планы и задачи компании на ближайшую перспективу. Комплексный план рекомендуется разделить на этапы, которые необходимо реализовать для достижения целей.

Марьянов Иван Сергеевич
Генеральный директор ЦТО
В компании "Центр технического оборудования" отдел маркетинга начал свое полноценное существование в 2019 году, до этого момента такого отдела не существовало. Некоторые инструменты продвижения использовались самостоятельно РОПами и менеджерами продаж, а также специалистом по продвижению, однако этого было недостаточно. В этой связи было принято решение сформировать команду для маркетингового отдела с нуля. Совместно со специалистом по продвижению были определены те маркетинговые цели и задачи, которых необходимо достичь, чтобы повысить количество продаж и узнаваемость компании на рынке. 

2 стадия: разработать портрет руководителя и осуществить его найм 

Разработка портрета руководителя – важный этап, который непосредственно ответит на вопросы, какой человек подойдет на руководящую роль в отдел маркетинга в вашей компании. Он будет непосредственно отвечать за ключевые маркетинговые процессы, управление командой, выполнение главных задач и их делегирование, а также налаживание и взращивание показателей отдела.

Для достижения максимальной эффективности будущего отдела маркетинга, в первую очередь, необходимо нанять высококвалифицированного и компетентного руководителя с соответствующими навыками и знаниями в области маркетинга и управления. Также можно повысить уже существующего специалиста в штате до этой должности, если он подходит по всем параметрам.

Собственнику компании важно обсудить мотивацию руководителя и взять на должность кандидата, который замотивирован в росте на финансовой составляющей. Будущий руководитель должен стремиться к увеличению показателей отдела и лучшему результату, чтобы повышать собственный доход. Лучше избегать кандидатов, у которых отсутствует желание добиваться высоких результатов и взращивать отдел и прибыль компании.

Генеральный директор компании  рассказывает, что первым человеком в отделе маркетинга стал уже состоящий в штате специалист по продвижению, которого назначили руководителем маркетингового отдела. Изначально он внедрял базовые маркетинговые инструменты и делегировал большую часть работы на внешних подрядчиков. Также он составил план найма команды для нового отдела в соответствии с поставленными и утвержденными целями»

3 стадия: подобрать, отобрать и нанять команду для нового отдела

После разработки маркетинговой стратегии и приема на работу подходящего руководителя важно определить и утвердить необходимое количество должностей и специалистов для реализации запланированных целей. 

В современном мире можно выделить три типа команд:

  1. Офисная команда, выполняющая работу непосредственно в компании.
  2. Удаленная команда, работающая на бизнес из разных точек мира.
  3. Гибридная команда, ключевые звенья которой находятся в штате и управляют важнейшими процессами, а удаленщикам поручается менее ответственная работа, либо задачи, которые можно с легкостью делегировать грамотному специалисту в его нише.

При найме команды стоит обратить внимание на то, какой формат работы специалистов подойдет вашей компании. Уместен ли удаленный вариант работы или, в соответствии с правилами компании, это будет только работа в офисе? 

Зачастую компании переходят из традиционного офисного формата к гибридному, поскольку не всегда узкоквалифицированных и компетентных специалистов в офис можно найти в небольшом городе. В таком случае руководство идет на трудовые отношения с людьми, готовыми работать из другого города на ваш бизнес.

В процессе поиска сотрудников в маркетинговый отдел обязательно учитывать следующие факторы:

  1. Стабильность человека с точки зрения психологического состояния.
  2. Практический опыт в векторе, за который будет отвечать сотрудник.
  3. Нацеленность на результат и амбициозность.
  4. Способность находить нестандартные решения. Если сотрудник не способен предложить разные, в том числе необычные способы решения проблем, то в маркетинговом отделе он может не справиться со своей зоной ответственности. 

Можно и нужно учитывать и другие особенности при найме, однако они являются индивидуальными для каждой компании. Для маркетингового отдела в развивающейся компании важны, как минимум, вышеперечисленные факторы. 

Зайцев Дмитрий Сергеевич
Исполнительный директор ЦТО
В 2020 году руководство компании разработало серьезный план, требующий добавления новых звеньев в структуру отдела маркетинга. В связи с этим руководитель в течение года нанял в отдел разработчика, SMM-специалиста, двух маркетологов, аналитика и фото/видео-оператора. Отдел состоял уже из 7 человек, включая руководителя. Специалисты были наняты с учетом личностных и профессиональных характеристик. Все они работали в офисе, однако внешние подрядчики все еще продолжали выполнять определенный пул задач.

4 стадия: масштабирование команды

Если у руководителя норма управляемости начинает выходить за рамки оптимального количества в 6-7 сотрудников, то образуются западания в выполнении определенных процессов, а также слабеет обратная связь для каждого члена команды. Это может негативно повлиять как на каждого отдельного подчиненного, так и на эффективность всего отдела маркетинга. 

В этом случае руководителю следует перейти на следующий этап управления и делегировать свои задачи путем найма ведущих специалистов, либо – повышения некоторых уже работающих компетентных сотрудников до этой должности. Ведущие специалисты станут ответственными за основные направления в рамках маркетингового отдела и людей, которые выполняют данную работу. Таким образом, руководитель делегирует часть своей работы на ведущих специалистов и будет коммуницировать в основном с ними, тем самым сократив пул подчиненных до оптимальной нормы для общения и решения проблем. 

В 2022 году текущий отдел маркетинга не соответствовал потребностям масштабирования компании, вследствие чего был нанят новый руководитель с другими амбициями и мотивацией к росту. В ходе этого года многие процессы, раннее закрываемые внешними подрядчиками, начали закрываться внутренними новыми сотрудниками, дополнительно нанятыми на линейные должности. К концу 2022 года отдел насчитывал 10 человек.

Егоров Егор Александрович
Руководитель отдела маркетинга ЦТО
В 2023 году компания продолжает расти, вместе с тем растет объем выполняемых задач и ответственности. На данный момент отдел маркетинга составляет 16 человек (авитологи, SMM-специалисты, дизайнеры, разработчики, аналитики, PR-специалисты, директологи, продакшн-менеджеры и др.) и наем кадров продолжается. 

Руководитель отдела принял решение повысить опытных работников до ведущих специалистов для улучшения качества работы команды и своевременной обратной связи. При этом команда в основном состоит из людей, которые работают в офисе, однако есть специалисты, выполняющие работу в удаленном формате. 

Подведение итогов

Чтобы сформировать команду для маркетингового отдела и эффективно управлять ей необходимо пройти совокупность последовательных этапов:

  1. Оценить точку A посредством анализа этапа развития маркетинга в компании.
  2. Определить точку Б путем разработки маркетинговой стратегии со всеми задачами, целями, дедлайнами и бюджетами.
  3. Нанять руководителя, обладающего достаточными навыками и опытом для курирования и масштабирования команды и процессов отдела.
  4. Набрать людей в команду для выполнения всех запланированных задач для достижения целей. При этом важно заложить возможность роста команды и каждого сотрудника в отдельности.
  5. Определить комплекс задач и зону ответственности для каждого члена команды, а также выстроить комфортную систему фиксации и контроля за их выполнением.
  6. Расширять команду и отдел планомерно, нанимая ведущих специалистов и новых сотрудников по мере усложнения и увеличения рабочих процессов, а также открытия новых направлений. 

Грамотный и продуманный подход к формированию команды для маркетингового отдела позволит не просто создать новый отдел, а превратить его в полноценную ежегодно растущую подструктуру, которая в перспективе сможет стабильно наращивать прибыль бизнеса.