Вы приходите к дизайнеру и говорите: «Нарисуй мне сайт, который принесёт больше денег». Проблема в том, что дизайнер может нарисовать красиво, современно и т. д. А вот за смыслы, посылы, призыв к действию отвечает маркетолог. Тогда встаёт вопрос: к кому идти, чтобы сайт не просто был «красивой», но ещё и «вкусной» конфетой.
Для кого статья:
От кого статья:
Для начала давайте разберёмся, что такое прототип сайта.
Если говорить просто, то это схематичный набросок сайта, например:
На прототипе расположены все блоки, которые будут на основном сайте, например, блок каталога, обратной связи, «шапки» и «подвала» и т. д., а также контентная часть, то есть заголовки и текст.
Без «чертежа» нельзя приступать к следующему шагу ‒ разработке.
Если вы обращаетесь в дизайн-бюро или веб-студию, то там в 80% случаев над прототипом и сайтом будут работать дизайнеры нескольких специальностей:
Веб-дизайнер занимается только визуальной частью. Он не проводит никаких исследований.
UX/UI занимается визуальной частью и различными исследованиями. P.S. Точнее, он должен их проводить. В идеале UX/UI дизайнеры от студий разработки должны проводить анализ конкурентов и целевой аудитории. К сожалению, в большинстве случаев подобные исследования и анализы поверхностны, т. к. их ресурсы ограничены.
Уточним, что создать удобный и комфортный сайт — это не равно продать продукт или услугу. В этом вся соль.
Мы ещё не убедили вас? Тогда сделаем так. Мы назовём несколько проблем, которые могут случиться на проекте, а вы в комментариях напишете, насколько они глобальны и как их избежать.
1. Чтобы убедить человека купить, нужно решить его проблему. Это значит, что нужно знать боли потенциальных покупателей.
Представьте ситуацию. У вас болит зуб. Вам нужна помощь дантиста. Вы ищите клинику в интернете. Перед вами выпадает ссылка на незнакомый сайт стоматологии под названием «Улыбка до ушей». Вы заходите на сайт и видите на весь экран, что это эстетическая клиника, которая отбеливает зубы, вставляет новые и т. д. На главной странице двигаются зубы, вылезает язык, и врач машет вам своей перчаткой. Нет ни слова о том, что стоматологи лечат кариес, удаляет нервы — в общем, то, что нужно вам. Соответственно, вы уходите с сайта и ищите другую клинику.
«Улыбка до ушей» возможно оказывает нужную вам помощь. Проблема в том, что главный акцент на сайте — на красоту, но не на услуги. Потому что дизайнеры не разрабатывают конкурентные преимущества и УТП, которые решают проблему аудитории.
Важно не только сделать красиво, но и попасть в боль. В данном случае прописать, что клиника оказывает скорую стоматологическую помощь, и какую конкретно.
Маркетологи пропишут в прототипе необходимые кнопки и зачем они нужны. Дизайнеры просто сделают красиво.
2. Для решения проблемы пользователей нужно обладать ресурсами.
Часто у дизайнера нет времени и денег для проведения полноценных исследований и проработку портретов целевой аудитории. Специалисты могут взять эти данные у заказчика. А заказчик в лучшем случае проводил или заказывал эти исследования 5-10 лет назад.
То есть у дизайнера отсутствует информация о болях и факторах принятия решения. Да и аналитикой тут не пахнет. А ведь на основании этого клиент решает: купить ему или нет. Повторимся, дизайнер просто делает красиво.
3. Сайт — это один из инструментов для реализации бизнес-модели.
Представьте, что вы владеете компанией, которая занимается добычей и реализацией камня и других природных ископаемых.
Заказчик дал информацию по целевой аудитории, где выделено 3 сегмента. Каждый сегмент покупает свой камень: гальку, мел и известняк. Дизайнер решает показать их на прототипах. Проблема в том, что галька и мел приносят только 20% прибыли компании, известняк — 80 %. Акцент сделан на первых двух, а третий сегмент остаётся без фокуса и проработки на прототипах.
Маркетолог учитывает эти моменты. Вкупе с дизайнером сайт получится грамотный, с акцентом на приоритетных направлениях.
4. Анализ спроса — двигатель прогресса.
Этот пункт тесно связан с предыдущим. Важно акцентировать внимание не только на том, что хорошо продаётся, но и на том, где есть спрос.
Возможно, потенциальный покупатель поймал тренд на мрамор. А у вас его либо вовсе нет, либо есть, но в малом количестве.
5. Отсутствие анализа конкурентов — прямой шаг к низкой конверсии.
Не исключаем, что ваш конкурент уже внедрил на свой сайт все последние тренды, сформулировал УТП и грамотно оформил шапку сайта. Только вы об этом не в курсе, а дизайнер и подавно.
Дизайнер руководствуется визуальным представлением, а то, что хранится в «недрах» сайта — его мало интересует. Он оформит лучше, чем у конкурентов, но покупать будут именно у них. Потому что они работали со смыслами, а вы нет.
6. Чтобы продвигать сайт — нужно убедиться, что он под это заточен.
У вас на руках может быть красивый сайт, анализ конкурентов и рынка, выявленные приоритеты и т. д., но какой в этом толк, если на сайт нельзя настроить ни один рекламный канал.
Например, дизайнер может не знать принципов SEO-оптимизации, поэтому не заложит определённые блоки и элементы. А ведь именно они повысят вероятность попасть в ТОП-выдачи поисковиков.
В отличие от дизайнеров маркетологи ориентированы на измеримые результаты и метрики эффективности. Например, маркетологи точно знают, сколько и кого они должны привести за определённый промежуток времени. Без необходимых исследований сайт может оказаться убыточным.
Предлагает вам алгоритм из двух шагов, при котором маркетолог может сформировать прибыльный прототип.
Кстати, шаблон вы можете скачать по ссылке: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1_ySILwSGzTRZKEz30pX28Wkth5jmrJOfUBzlqAVfN94/edit?gid=0#gid=0
Вопрос обоснованный. На самом деле, всё зависит от возможностей конкретной компании и ниши. Приведём несколько примеров:
Простыми словами, финансовая модель покажет, какой сайт вам нужен и зачем.
На этом этапе маркетолог начинает проводить исследования:
1. Анализ целевой аудитории
Включает в себя бриф с заказчиком и интервью с потенциальными покупателями (кастдев).
На этом этапе маркетолог начинает строить CJM (карту пути пользователя), а также смотрит систему веб-аналитики сайта, создаёт портреты целевой аудитории. В портретах маркетолог обязательно учитывает боли, барьеры, факторы принятия решения.
2. Анализ конкурентов
Здесь маркетолог оценивает сильные и слабые стороны конкурентов; конкурентные преимущества, рыночную позицию. Также он исследует сайт с точки зрения сбора лидов, блоков доверия, контент-маркетинга, выясняет, откуда идёт трафик у конкурентов.
3. Разработка маркетинговых смыслов
Маркетолог выделяет преимущества компании, разрабатывает УТП. Именно эти составляющие будут «попадать» в боли вашей целевой аудитории и выгодно отличаться от конкурентов.
Чтобы не быть голословными, приведём в пример реального клиента.
Компания X — поставщик металлопроката по всей России. Клиент обратился к нам, чтобы увеличить количество обращений с сайта.
Сложность состояла в том, что у заказчика был устаревший сайт. В основном на него приходил информационный трафик в раздел справочника. Конвертация в заявку была редким явлением.
В первую очередь маркетологи разработали стратегию. В рамках неё мы:
В результате у нас получился такой прототип:
С помощью него мы смогли привлечь 793 обращений за первые 7 месяцев продвижения сайта и 2581 обращения за 2 года.
С помощью исследований и анализов мы смогли создать прототип, который при реализации успешно приводит лиды по приоритетным позициям. Мы продолжаем использовать информационные статьи и справочники. Только теперь они конвертируют информационный трафик в коммерческий.
Единственный случай, когда можно обойтись только дизайнером — это когда у вас уже проведено маркетинговое исследование. Вы чётко знаете приоритетные позиции, у вас проанализированы конкуренты и покупатели.
Сделать всё быстро, без исследований — можно, но результат будет скорее отрицательным.
Лучше потратить чуть больше денег и сразу нанять маркетолога, чтобы в результате получить:
Как раз этот сайт будет приносить вам клиентов и денег.
А если вы тоже хотите и клиентов, и деняк, то приходите к нам на консультацию. P.S. Она бесплатная.