Всем привет, меня зовут Николай Спирин, я CTO компании AirBit. В первом посте расскажу о том, как пришёл к созданию своей компании и чем мы занимаемся на примере кейса внедрения технологии по мониторингу персонала на базе LoRaWAN и NB-IoT.
Это стандарты связи с низким энергопотреблением для передачи небольших объемов данных. LoRaWAN технология — полностью открытая. NB-IoT базируется на сети сотовой связи и доступна для использования только через операторов. Поэтому устройствам приходится проходить синхронизацию очень часто, следовательно, батарея аккумулятора расходуется достаточно быстро в отличие от LoRaWAN. Таким образом, автономность устройств, функционирующих на стандарте LoRaWAN, в несколько раз выше. К тому же в NB-IoT информация передается со скоростью 200 Кб/с, а в LoRaWAN этот показатель колеблется в диапазоне от 300 бит/с до 50 Кб/с
Для начала немного обо мне. Я получил образование в Ярославском Государственном Университете на физическом факультете. После окончания университета работал в операторе мобильной связи, набрался опыта и понял, что построю свой бизнес вокруг технологий и связи. В конечном счёте появился AirBit. Сейчас в нашей компании работают люди с большим опытом в области информационных технологий, телекоммуникаций и разработки программного обеспечения. Все специалисты в разной степени причастны к развитию широкополосного интернета в России. Мы располагаем решениями на базе программного обеспечения в таких направлениях как:
Первые три года существования AirBit зарабатывать было сложно. Сейчас ситуация намного лучше — пройдя тернистый путь мы не зацикливаемся на одних поставщиках, находимся в тесном контакте с клиентами и разрабатываем собственное программное обеспечение. Это даёт нам возможность предлагать оборудование тех производителей, которые отвечают нашим стандартам качества и бюджету клиента. Гибкость нашего программного продукта обеспечивает возможность использования устройств любых производителей. Более того, мы готовы производить интеграции с информационными системами (ИС) клиента. Так, на крупном металлургическом комбинате в Череповце мы реализовали интеграцию с ИС, работающими на базе Oracle, а ещё с LDAP и Zabbix.
На данном этапе мы первые в РФ, кто тестирует на отечественном оборудовании и внедряет для массового применения технологию геопозиционирования по методу TDoA на базе LoRaWAN без использования спутниковых приемников. Она значительно увеличивает режим автономной работы поисковых устройств, а также открывает огромные возможности по отслеживанию местоположения подвижных объектов: от пожилых людей и детей в городе до туристов в горах и животных.
Сейчас настал тот момент, когда я готов поделиться своим багажом знаний и опыта. По этой причине буду писать про реализацию проектов, состояние дел в России и Европе, а также взаимодействие с производителями. А теперь перейдём к кейсу.
Чаще всего несчастные случаи происходят на производстве. По данным «Международной организации охраны труда» в год их число достигает 474 миллиона. Часть из них можно предотвратить с помощью системы мониторинга местоположения персонала — технологии LoRaWAN и NB-IoT. Она нужна компаниям, задачи которых связаны с высоким производственным риском, чтобы предотвратить несанкционированный доступ сотрудников в травмоопасные производственные зоны, а также повысить дисциплину труда. Это могут быть сферы:
Но на практике мониторинг персонала может эффективно применяться на любом предприятии и виде бизнеса.
Некоторые наши работы связаны с высоким фактором производственного риска. Чтобы повысить дисциплину труда и безопасность сотрудников, мы внедрили решение по мониторингу персонала на базе технологии LoRaWAN.
Например, в 2022 году при пожаре на складе Ozon в Подмосковье погиб один человек. Трагического случая можно было избежать, если бы в компании был внедрён мониторинг персонала. С ним место нахождения каждого сотрудника видно на карте, а в случае возгорания есть возможность оперативно найти пострадавшего и своевременно оказать ему медицинскую помощь.
Нам было важно повысить безопасность сотрудников — снизить риск производственных травм и передавать экстренным службам местонахождение людей в случае чрезвычайных ситуаций. Чтобы избежать подобных происшествий, мы определились с перечнем необходимых работ.
Изначально у нас была устаревшая система контроля и управления доступом в виде пластиковых карт. Она фиксировала только посещение сотрудниками территории. Но мы нуждались в решении более широкого списка задач:
Сначала мы подготовили цифровую модель местности, чтобы понять, как и где можно разместить базовые станции LoRaWAN для оптимального покрытия территории. На этом этапе мы выбрали оптимальные места, где можно установить базовые станции LoRaWAN, чтобы избежать взаимных помех и искажения сигнала под воздействием других сетей.
Далее установили базовые станции и развернули сеть LoRaWAN.
Один из самых главных плюсов LoRaWAN в том, что эта сеть, в отличие от Wi-Fi, работает в частотном диапазоне до 1 ГГц и имеет возможность изменения параметров передачи. Высокая проникающая способность радиочастот данного диапазона, а также особенности модуляции позволяют передавать данные даже из подвала.
Например, для «ЯРОСЛАВЛЬВОДОКАНАЛА» мы установили LoRaWAN-передатчики Вега СИ-21, которые передавали данные непрерывно и без искажений прямо из подвала. Клиент остался доволен нашей работой и даже прислал благодарственное письмо.
Контролируемые зоны и помещения оснастили BLE-маяками. Это устройства с низким энергопотреблением, которые обмениваются данными с помощью технологии Bluetooth.
Выдали сотрудникам персональные носимые устройства — трекеры. Их можно закрепить на одежде сотрудника при помощи клипсы или ремешка. Трекеры могут быть оснащены акселерометром, чтобы в случае падения отправлять уведомление. Также трекеры получают данные о местоположении. На открытой местности это происходит при помощи GPS или ГЛОНАСС. Если человек находится внутри помещения — с использованием ранее установленных маяков. Если говорить конкретней, то устройство имеет три метода определения местоположения, которые выполняются в соответствии с приоритетом по энергоэффективности и идут в следующем порядке:
Обработанные трекером данные передаются на базовые станции LoRaWAN. Далее — на приложение “Трекинг” платформы AirBit IoT Workspace для дальнейшей визуализации и построения отчётов. С помощью AirBit IoT Workspace специалисты в реальном времени получают информацию о состоянии контролируемых объектов.
На платформе AirBit IoT Workspace настроили работу персональных трекеров. После чего подготовили план-схемы помещений, которые использовали в качестве подложки, чтобы было удобно создавать геозоны контроля. В качестве подложки удобно использовать уже имеющиеся планы помещений, например, план этажа.
Далее начали тестировать функционал:
Стоит отметить, что фиксацию инцидентов можно настроить так, как удобно. Например, уведомления могут моментально приходить на E-mail, в Telegram или по СМС.
1. Теперь, чтобы наблюдать передвижение сотрудника, нужно перейти в раздел «Мониторинг» и выбрать трекер, который привязан к нему. На карте откроется актуальное местоположение с подробной информацией. Также есть возможность увидеть историю перемещений, выбрав дату и интервал времени. Каждому помещению на интерактивной карте можно задать своё имя, чтобы было удобно ориентироваться.
2. По всем геозонам и трекерам есть статистика, в которой, например, можно посмотреть инциденты, произошедшие с сотрудниками. Если кто-то из них покинул здание, комнату, вышел из зоны действия метки или вошёл в опасное помещение, произойдет немедленная отправка сообщения на сервер, а далее придёт СМС-оповещение или уведомление на Telegram, почту или в другие системы, ранее настроенные пользователем.
Сейчас у нас есть возможность выгрузить два вида табличных отчётов: по геозоне и по конкретному объекту — трекеру.
Отчёт по объекту включает в себя:
• историю перемещений, в которой показано время входов, выходов из геозон и длительность нахождения в них;
• историю инцидентов, например, нахождение в опасной геозоне;
• суммарное время нахождения в разных зонах за выбранный период времени;
• данные о происшествиях, где зафиксировано общее количество инцидентов.
Отчёт по геозоне включает в себя:
• историю перемещений со временем входов и выходов из геозоны, а также длительность пребывания;
• историю инцидентов. Например, зафиксированные удары или нажатия кнопки SOS с привязкой этих событий к конкретному объекту или общее количество в геозоне.
1. Контролировать перемещение персонала на территории выполнения производственных работ как внутри помещений, так и на открытой местности;
2. Непрерывно получать данные с объекта контроля, обрабатывать и хранить их;
3. Автоматически реагировать на инциденты и нарушения. Например, получать оповещение в случае срабатывания тревожной кнопки, удара, входа в запретную зону;
4. Использовать поступающие данные, чтобы автоматизировать процессы в компании;
5. Получать отчёты о том, сколько времени тратят сотрудники на работу в том или ином помещении.
Спектр применения мониторинга персонала очень широк. По сути он ограничивается только вашей фантазией. В чём по вашему мнению он проявится наиболее эффективно?
Напишите свой ответ в комментариях!