Саша Яскевич из креативной студии Яндекс Маркета рассуждает о том, какие роли может и должен освоить продюсер (если он точно продюсер).
Очень много лет назад я была убеждена, что продюсер — это человек, который снимает фильмы или отправляет музыкальных исполнителей на Евровидение. Став продюсером сама, я поняла, что это один из ключевых игроков в любой креативной команде. И что к этому статусу прилагается примерно 1000 и 1 профессиональная роль, между которыми нужно переключаться много раз в день. Сформулировала пять не самых очевидных, но при этом важных.
Представьте себе два, на первый взгляд, абсолютно далеких друг от друга направления: бизнес и креативная или дизайн-индустрия. Представители первого обращаются ко второму в надежде решить свои задачи. Но далеко не всегда им удаётся сформулировать их так, чтобы их правильно поняли.
Миссия менеджера проекта — сделать так, чтобы ожидания по решению задачи и результат совпали настолько, насколько это возможно, а процесс по реализации был максимально доверительным и открытым. Продюсер поможет сформулировать бриф, собрать сильную команду, разработать поэтапный тайминг с зависимостями, своевременно подсветить риски, на начальном этапе прояснить, какие комментарии рабочие, а какие не стоит вносить и почему, какие идеи стоит прорабатывать детальнее, а какие нет. Каждый шаг по реализации проекта требует адаптации в ту или иную сторону. Это нужно для того, чтобы каждая из сторон была уверена, что движется в верном направлении, и конечный результат станет именно таким, каким все себе представляли его на старте.
Именно благодаря эффективному продюсеру устраняется недопонимание между бизнесом и творческой средой, и каждая из этих сфер по итогу обогащает знания другой. Он — проводник бизнеса в дизайн-индустрию и обратно, тот, кто дает возможность каждому участнику проекта говорить на своём языке, забирая на себя роль переводчика-полиглота.
Контроль — один из ключевых навыков, владеть которым продюсер должен виртуозно. Ему необходимо не просто контролировать время, объемы, бюджеты, но и управлять этими ресурсами с большим вниманием, бережностью и трепетом, а ещё соблюдая баланс и не нарушая профессиональные границы других участников процесса.
Ключевым фактором, влияющим без преувеличения на все имеющиеся у менеджера проекта ресурсы, является эмоциональное состояние команды и её мотивация. Ведь демотивированный сотрудник тратит на реализацию проекта больше времени, больше денег, а порой пренебрегая еще и качеством.
Менеджер проекта, находясь одновременно внутри процесса и над ним, понимает, как адаптировать процесс так, чтобы никому из участников не было больно, он выслушает каждого и предложит пути решения.
При этом продюсер помнит, что хорошего результата не достичь из чувства вины или страха, именно поэтому метод кнута можно отложить, время “5-летку за 3 года” уже закончилось, а сильным специалистам важно получать ответ на вопрос: что я дал этому проекту, людям, миру? Поэтому продюсер выстраивает со всеми участниками проекта доверительные отношения и помогает с поиском ответов на этот важный вопрос. Словно на приеме у семейного психотерапевта.
Деньги. Неотъемлемой частью работы продюсера является планирование и контроль бюджета. Работа с деньгами у продюсера напрямую влияет на его репутацию, поэтому так важно, чтобы всё было верно посчитано и учтено.
Ошибки в финансах недопустимы, т.к. правильность расчетов влияет как на результат проекта, так и на отношения с его участниками. Так, по бюджету часто оценивает результат работы инициатор задачи, а своевременные выплаты исполнителям влияют на перспективы дальнейшего сотрудничества с ними.
Продюсеру важно понимать, как выстроить экономику таким образом, чтобы в течение проекта процессы не тормозили, а финал проекта был максимально приближен к ожиданиям каждого участника. Менеджер проекта способен оперативно рассчитать стоимость любого ресурса, чтобы повысить производительность каждого этапа и минимизировать все виды рисков — совсем как экономист.
Рассуждения внутри проекта — это то, что позволяет этому проекту развиваться. Чаще всего, именно продюсеру важно вовремя суметь поднять вопрос, который поможет решить, по какому пути дальше пойдет команда, и именно продюсеру важно уметь на подобного рода вопросы отвечать.
Бывает так, что многие обсуждения по проекту не приводят к ожидаемому результату, остаются без видимого итога и требуют дополнительных встреч, обоснований или доводов. Благодаря менеджеру проекта к обсуждению приводятся вопросы, которые помогают рано или поздно прийти к чётко-сформулированной идее, оптимизировать процесс и предотвратить совершение ошибок. Находясь в рамках любых обсуждений, продюсер остаётся абсолютно ответственным не только перед всеми членами команды, но и перед самим собой, что позволяет ему оставаться бескомпромиссным и гибким одновременно.
Таким образом, в рамках любого проекта продюсер постоянно ищет ответы на вопросы, чаще всего риторические, однако нужные для сохранения целостности команды и дальнейшего её развития и роста. Проектный менеджер является человеком, живущим в соответствии с идеями, основанными на взглядах большого количества людей, он умеет эти взгляды объединить в единый смысл и транслировать в команду, подобно философу.
Несмотря на множество ролей, которые забирает на себя продюсер, чтобы быть сильным профессионалом, ему важно оставаться человеком.
В череде событий важно не потерять себя, сохранить свой эмоциональный ресурс и остаться поддержкой для команды. А для этого важно вести непрерывный диалог с самим собой, не упускать детали, которые откликаются одновременно в душе и голове, взвешивать все “за” и “против” и не бояться действовать.
В профессии продюсера, как и в жизни, все начинается с любви: сперва к себе, а затем к ближнему своему. Без любви нет взаимоуважения, а без взаимоуважения нет опор — ни для себя, ни для команды. Поэтому продюсеру, надевая на себя одну за другой разные профессиональные маски, чтобы минимизировать риски, оптимизировать тайминги или просто спасти проект, так необходимо сохранять главную профессиональную роль — оставаться человеком.
***
Для самосохранения и профессионального роста я стараюсь помнить о том, что это я нужна каждому из проектов, которые веду, а не наоборот; если ведение того или иного проекта не доставляет мне удовольствия, я задаю себе вопрос: какую роль я здесь играю? И если она совсем мне не импонирует, возможно, эту роль может сыграть кто-то вместо меня? Если получилось так, что я не довольна результатом, то здесь встает другой очевидный вопрос: почему? (вместо удобного: как же так?)