“Как вас по отчеству?” уже не в тренде: почему компании выбирают неформальное общение

2024-08-02 17:39:09 Время чтения 6 мин 186

Последние несколько лет бизнес берет курс на человекоцентричность. Этот подход стал не просто трендом, а настоящим мастехевом, превращая сотрудников в главный актив компании. Это отражает изменения как в отношениях внутри команды, так и в общей философии управления, где важны личные качества и ценность каждого работника.

Генеральный директор агентства Demis Group Григорий Полкан отметил важность перехода на более неформальное общение и поделился своим мнением, почему же компании отказываются от строгой иерархии и переходят на "ты" в коммуникации внутри команды.

Два лагеря в подходах к общению

Эти изменения не случайны и не являются исключительно заимствованием западного опыта. Внутренние факторы также играют важную роль в этом процессе.

Как показывают исследования HeadHunter, что совпадает и с моими личными наблюдениями, около 40 % российских компаний уже используют обращение на "ты". В основном это компании из сфер IT, маркетинга, стартапы и организации, созданные после 2010 года. В то же время, крупные корпорации с традиционной культурой, такие как промышленные предприятия, банки и юридические фирмы, продолжают придерживаться формального стиля общения.

Вызовы для традиционных корпораций

Крупные корпорации, часто имеющие корни в советском прошлом и тесно связанные с государственными структурами, склонны поддерживать жесткую иерархию и формальное обращение, рассматривая их как символы профессионализма и порядка.

Однако молодые специалисты, особенно представители поколения Z, стремятся к рабочей среде, где поощряются креативность и участие в процессе принятия решений. При выборе работодателя они отдают предпочтение компаниям, которые оценят их идеи, где коллеги и руководство свободно общаются, слушают и слышат друг дргуа, где возможен диалог и поиск новых подходов, ведущих к повышению эффективности работы. Это и ставит перед традиционными корпорациями задачу удержания талантов, бизнес все больше смотрят в сторону снижения формальности в коммуникациях.

Преимущества и границы неформального общения

Существует мнение, что неформальное общение является признаком незрелости компании и может привести к панибратству. Однако это не обязательно так. Важно различать неформальный и непрофессиональный стиль общения. Я думаю, все увидят разницу между этими фразами: «Слышь, Никита, где данные?» и «Никита, готовы ли данные, которые я запрашивал?».

Практика показывает, что открытая и свободная коммуникация может существенно повысить эффективность работы. В Demis Group с момента основания принято обращаться на "ты", включая общение с генеральным директором. Это способствует более открытому и быстрому решению вопросов, но не панибратству. И это доказано на практике.

Баланс между формальностью и открытостью

В Demis Group с момента основания принято обращаться на "ты", включая общение и со мной – генеральным директором. За более чем 20 лет существования компании это не привело к негативным последствиям. Наоборот, отсутствие строгого дистанцирования позволило топ-менеджменту быть в курсе всех процессов. Например, я могу легко зайти в отдел бухгалтерии, пообщаться с сотрудниками, узнать об их проблемах и предложить варианты решения тех или иных задач. А любой сотрудник может отправить мне письмо с предложениями по улучшению работы или задать вопрос, и я обязательно отвечу. Если предложения оказываются полезными для компании, они внедряются в рабочие процессы.

Так, ежегодно наши сотрудники предлагают до 800 идей по улучшению бизнес-процессов, запуску новых или усовершенствованию существующих услуг, а также по созданию новых бизнес-направлений. Из них больше половины реализуется. Такой подход успешно сочетается с иерархической системой управления, помогая минимизировать бюрократию и ускорить процесс принятия решений. В конце концов, корпоративная культура и установленные правила в компании решают многое.

Баланс между формальностью и открытостью

Сбалансированный подход к управлению агентством включает иерархию и субординацию. Любой сотрудник может обратиться к генеральному директору, но при этом сохраняется уважение к непосредственным руководителям. Это помогает поддерживать порядок и эффективность, сохраняя корпоративные принципы и ценности.

Одна из ключевых ценностей компании — порядочность, что включает в себя вежливость и уважение при общении, независимо от должности собеседника. Эти принципы зафиксированы в нашем «Кодексе корпоративной этики».

Перейдем на “ты”?

Переход на неформальное общение с “вы” — важный шаг в изменении корпоративной культуры, но он должен сопровождаться четкими стандартами коммуникации и уважением личных границ. Только так можно создать эффективную и гармоничную рабочую среду, способствующую росту и развитию компании.