Кому, когда и как нужно маркировать статьи на vc.ru.
Привет! Мы — агентство контент-маркетинга КОМРЕДА, в этой статье мы вместе с юристом Владимиром Коломейцевым из консалтинговой компании «Параплан» расскажем, что такое маркировка рекламы и кому нужно маркировать статьи.
Спойлер: если вы пишете о ком-то бесплатно, ФАС всё равно может посчитать это рекламой и выписать штраф до 500 000 ₽.
Это добавление пометки «реклама», указание информации о рекламодателе и рекламной «метки» — токена erid. То есть, по-простому, в рекламной статье должно быть указано:
С помощью штрихкодов классифицируют товары, а с помощью маркировки — рекламу. По рекламной метке государство отслеживает всю информацию о публикации: кто, что и где рекламирует.
Если вы публикуете рекламную статью на vc.ru, её нужно маркировать, а отчёт предоставить ОРД — оператору рекламных данных. Это сервис, в который вы должны загрузить все данные о рекламе. Если этого не сделать, выпишут штраф.
За нарушение Закона «О рекламе» может грозить административный штраф. Физическому лицу — до 2 500 ₽, ИП или юридическому лицу — до 500 000 ₽.
Так, владелец телеграм-канала «Лиса рулит» получил штраф в размере 300 000 ₽ за отсутствие токена у трёх рекламных сообщений.
Иногда ФАС может выдать предписание. Например, так произошло с группой «Подслушано Зеленоградск»: владелец не промаркировал рекламное объявление и, если бы не удалил пост, тоже заплатил бы 300 000 ₽.
В базе решений ФАС можно посмотреть больше дел с разъяснениями.
Срок давности привлечения к ответственности составляет один год. Но не всё так просто. Если ФАС или РКН выявят нарушение, срок будет отсчитываться не с даты публикации, а с даты выявления нарушения. То есть, если вы опубликовали статью 1 января 2024 года, а ФАС заметил её 31 декабря 2024-го — всё, срок давности ещё год, до 31 декабря 2025-го.
Проверить стоит статьи, которые размещены после 1 сентября 2022 года. Если в них нет маркировки, есть риск попасть на штраф. Хватит ли у контролирующих органов энергии и желания — вопрос другой.
Важный дисклеймер: ФАС не даёт категоричных ответов в духе: «Это 100% реклама, а вот это нет». Все разъяснения ФАС — это рекомендации, которые мы постарались перевести в понятные примеры. Если вас вызовут в суд, то статья КОМРЕДЫ и даже сами рекомендации ФАС не послужат доказательством — только «Закон о рекламе». В любой непонятной ситуации консультируйтесь с юристом.
Согласно Закону «О рекламе», статья считается рекламной, если совпадают три критерия:
– Статья размещена в интернете и адресуется неопределённому кругу лиц, то есть статью может прочитать любой человек, который окажется на vc.ru.
– Статья привлекает внимание к товару или бренду.
– Статья направлена на то, чтобы продвинуть его на рынке, вызвать или поддержать интерес к нему.
Звучит сложно, но не пугайтесь — сейчас разберём, на что смотрит ФАС в блоге, чтобы отличить рекламу от нерекламы.
Ведёте блог магазина арбузов и выкладываете у себя статью о новой услуге — доставке арбузов на дом? Это не реклама.
Ведёте блог магазина арбузов и выкладываете у себя статью о новой линейке косметики? Подозрительно, ФАС может подумать, что это реклама.
Это не строгое правило, и для оценки рекламы ФАС смотрит на однородность контента, то есть насколько органично выглядит статья в конкретном блоге. Например, если в блоге об арбузах выходит обзор арбузного сока, это ок, хотя формально это описание чужого продукта.
А если в блоге об арбузах выйдет обзор нового китайского смартфона, то ФАС может посчитать это рекламой, потому что такой обзор выбивается из тематики блога и выглядит проплаченным. С чего бы магазину арбузов просто так писать о смартфонах?
Пример из нашего блога. Мы в КОМРЕДА: истории рассказываем о разных бизнесах и их маркетинге, поэтому статья о маркетинге автомобильного бренда Changan — это не реклама.
В блоге об арбузах можно сделать врезку с новой партией семян и ссылкой на ваш сайт.
Пример из нашего блога.
Информационная врезка со ссылкой на наш сайт — это ок. Если бы здесь была реклама арбузов без маркировки, то ФАС бы дал по голове
Можно оставлять ссылки на свои социальные сети. Вернёмся к нашему арбузному примеру: в статье можно призывать перейти в ваш телеграм-канал об арбузах, но нельзя призывать перейти в телеграм-канал о машинах.
Пример из нашего блога. Мы после каждой статьи оставляем ссылку на наш телеграм-канал. Это не реклама, потому что мы в блоге КОМРЕДЫ продвигаем телеграм-канал КОМРЕДЫ.
Например, вы в своём блоге об арбузах рассказываете о разных продавцах арбузных семян — это ок. Но если вы начинаете как-то выделять одного конкретного продавца перед остальными, это могут посчитать рекламой.
«Выделять» здесь не значит подсвечивать объективные критерии — цену, качество. Для ФАС «выделять» — это просто обращать внимание читателей на конкретного производителя, например, выделять его другим шрифтом или только для него прикреплять визуалы.
Например, в блоге об арбузах выходит статья о посещении выставки «Самые крупные арбузы России» с пометкой, что поездку проспонсировал магазин Х. Это ок.
Если вы пишете такую статью и в ней призываете покупать семена в магазине спонсора, потому что это лучший магазин и вообще вот скидочка 5%, это будет подозрительно для ФАС.
То же самое с упоминаниями. В начале статьи мы написали: «В этой статье мы вместе с юристом Владимиром Коломейцевым из консалтинговой компании “Параплан” расскажем, что такое маркировка рекламы и какие статьи относятся к рекламным», — это не реклама, потому что мы не продвигаем услуги Владимира, он просто выступил экспертом для статьи.
А вот если бы мы написали: «В этой статье мы вместе с юристом Владимиром Коломейцевым из консалтинговой компании “Параплан” расскажем, что такое маркировка рекламы и какие статьи относятся к рекламным. Он нам регулярно помогает по вопросам маркировки, обращайтесь к нему, рекомендуем», — это бы уже тянуло на рекламу.
Больше примеров рекламы и не рекламы можно посмотреть на сайте ФАС.
Допустим, вы поняли, что ваша статья рекламная и нужна маркировка. Тогда:
Шаг 1. Выбираем ОРД. Это будет ваша площадка-посредник для загрузки данных о рекламных креативах, выдаче рекламных меток и загрузки отчётов. Там оплачиваете подписку.
Работать можно с любым ОРД на ваш выбор. Вот самые популярные:
Мы используем «Озон-ОРД», вот так выглядит кабинет.
Шаг 2. Вносим данные о рекламодателе, рекламораспространителе и рекламном креативе.
Шаг 3. После рекламы вносим отчёт — статистику просмотров/показов конкретной рекламной статьи.
Нет. Это не гарантия. ФАС принимает решение о наказании в каждом случае индивидуально, поэтому отдельные кейсы и инструкции — это не руководство к действию. Держите под подушкой Закон «О рекламе» и следите за обновлениями. Вот топ ресурсов.
1. Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ
Изучите все статьи закона и изменения, вступившие в силу. Закон — это то, на что всегда смотрит ФАС и РКН при принятии решений.
Можно следить за разделом «Новости», где регулярно появляются новости о штрафах и полезные информационные материалы.
И раздел «Учёт интернет-рекламы». Там можно найти ответы на часто задаваемые вопросы, нормативные акты и разъяснения от РКН.
В этот раздел попадают самые громкие новости из мира закона, в том числе в сфере рекламы.
На vc.ru много рекламных статей без маркировки, за которые авторам пока что не прилетело. Но с ростом популярности блога растёт и вероятность штрафа. Как минимум на вас могут пожаловаться конкуренты, как максимум — ФАС начнёт активнее мониторить нарушения. Поэтому лучше не играть с огнём и маркировать рекламу.
Если вам понравился текст, вы можете заказать такой для своей компании. Мы в агентстве КОМРЕДА делаем блоги, медиа, спецпроекты, соцсети и помогаем клиентам с маркировкой рекламы.
А в телеграм-канале рассказываем полезные штуки для маркетологов.