Поучительная сказка про бизнес и наём
Привет, это КОМРЕДА: истории. Вообще мы агентство контент-маркетинга, а истории рассказываем для души.
Сегодня — кейс ёжика Тёмы. Он нанял неподходящих топ-менеджеров в свой бизнес, а потом слишком поздно уволил. В итоге ёжик потерял кучу денег, но вынес важный урок.
Все персонажи вымышлены, а совпадения случайны.
Огромная бизнес-проблема — топы.
Об этом говорят большинство предпринимателей, например, основатель amoCRM Михаил Токвинин.
Все думают: на кого бы положиться, кого бы повысить, кому передать ответственность?
В бизнесе ёжика Тёмы всё было так же: топов днём с огнём не сыщешь. Рынок узкий, лучшие уже пристроены — перекупать их сложно и дорого.
А топы нужны срочно: бизнес Тёмы быстро растёт, и линейными зверятами некому управлять. Ёжику надоело копаться в операционке, и он решил найти топ-менеджеров.
Тёма начал собеседовать зверят. Приходили сытые коты: просили много денег, а работать не собирались. Они ёжику не подошли. Приходили и гепарды: бегают быстро, а с концентрацией так себе. Их ёжик тоже не взял.
В итоге из всех кандидатов Тёме понравились двое:
Верблюд Жора. Он был лучшим в своей пустыне! Выдерживает даже лютую жаришку, умеет делать максимум результата из минимума ресурсов.
Канарейка Маша. Чудесно поёт — значит, точно влюбит в себя клиентов. А ещё канарейки очень домашние, легко будет подстроить такого менеджера под себя.
Сроки поджимали, операционка захлёстывала — и Тёма решил тут же нанять обоих. Зверята вроде хорошие, зачем их тестить? Сразу в бой!
Тёма выдохнул: ну, теперь есть кому рулить. Лапки моей в операционке больше не будет!
Он ещё не знал, как сильно ошибается…
Зверята заняли позиции и стали работать. Команда Тёмы ввела их в курс дела, познакомила с сотрудниками и поделилась регламентами.
Ёжик Тёма думал, что топы сразу разрулят все вопросы с операционкой, но этого не случилось.
Верблюд Жора медленно отвечал коллегам, много игнорил, делал только необходимые для выживания отдела задачи, а остальные откладывал.
Канарейка Маша здорово пела и очень нравилась окружающим, но дело от этого не двигалось.
«Но это ведь первая неделя совместной работы, — подумал ёжик. — Нам нужно время на притирку, всё наладится».
Москва не сразу строилась — вот и топы сразу не оверперформят. Нужно дать им взлётную полосу, ещё время, а там они как ррррраз!
Ёжик Тёма стал помогать зверятам. Верблюд Жора не обращал внимания на задачи и проекты второго порядка, поэтому Тёма присматривал за всеми его проектами, проверял задачи за некоторыми сотрудниками.
А ещё пушил и напоминал Жоре, что хорошо бы ему самому за всем этим следить. Жора соглашался, начинал отвечать вовремя, но его хватало на пару часов.
У канарейки Маши получалось сладко петь, а работать получалось не очень. Ёжик помогал ей разбираться в продукте, отвечал на те вопросы клиентов, где требовалась экспертиза и хард-скиллы.
Когда Маша сильно профакапила с задачей, Тёма сел и сделал эту задачу сам, за ночь. А потом провёл с Машей большой аудит — что сделать, чтобы проблема не повторилась.
Прошло полтора месяца, а проблемы оставались.
Нет, прогресс, конечно, был: Жора стал отвечать в чатах чуть чаще, а Маша стала немного лучше понимать продукт.
Чтобы прогресс случился, ёжику Тёме пришлось тратить десятки часов и кучу сил. Тем не менее глобальных проблем этот прогресс не решил.
Верблюд Жора всё ещё упарывался в необходимый минимум задач и игнорил коллег. Канарейка Маша всё так же хорошо пела, но плохо работала.
Тёма не сдавался: проводил планёрки и стратсессии, приглашал консультантов, разбирал с топами ошибки и подсвечивал точки роста.
Прошло ещё три месяца, но ничего не менялось. Тёма по прежнему копался лапками в операционке и тратил много времени на своих топ-менеджеров: учил, мотивировал, объяснял, премировал и даже ругал.
А верблюд Жора и канарейка Маша всё ещё очень медленно прогрессировали в проблемных точках.
Ёжику стало казаться, что верблюд и канарейка не подходят его бизнесу. Жора — верблюд: он очень крут, когда вокруг сухо и мало ресурсов. Но бизнес ёжика Тёмы находится в лесу, где всего в достатке.
А Жора продолжает вести себя так, как будто он в пустыне: делает необходимый минимум для выживания своего отдела и теряет много возможностей. Несмотря на все усилия ёжика, верблюд — он и в лесу верблюд.
Маша — канарейка и здорово поёт. Клиенты её любят, но ровно до того момента, пока не наступает пора действовать. Тут оказывается, что канарейки умеют только петь, а на деле они не очень.
Сильные качества Жоры и Маши сейчас не очень полезны компании, а в местах, которые как раз нужны, они прогрессируют слишком медленно.
Тёма стал думать об увольнении Жоры и Маши. Но увольнять их жалко, ведь столько сил и времени потрачено!
С каждым днём Тёме было всё более жалко увольнять зверят — обидно, что все изнурительные планёрки, подробные гайды и объяснения уйдут в молоко. А ещё они провели много времени вместе, и Тёма прикипел к ним уже как к зверятам, а не просто сотрудникам.
«Может, нужно ещё немножко потерпеть, — подумал ёжик. — А что если ещё чуть-чуть усилий, и всё наконец наладится? Они ведь хорошие!»
Прошло ещё время, проблемы никуда не делись. Гигантские усилия ёжика не давали эффекта: слабые качества его топ-менеджеров хоть и стали лучше, но не кардинально.
Всё ещё было жаль усилий, но держать в компании верблюда и канарейку дальше было нельзя.
Во-первых, в их проектах образовался хаос. За 4 месяца проблемы разрослись, операционки стало ещё больше. И на ёжике оказался двойной груз: теперь надо было следить не только за двумя большими отделами, но и за двумя топ-менеджерами, которые сами не вывозят.
Во-вторых, все эти 4 месяца Жора и Маша получали зарплату, суммарно миллионы рублей. Если бы Тёма мог забыть об операционке и заниматься стратегией, его бы устроили эти расходы. Но в текущей ситуации он работал сам, а платил за эту работу другим людям.
Скрепя сердце, жалея о потерянных деньгах и времени, Тёма всё-таки уволил Жору и Машу.
Спешка — худший враг найма
Когда позиция горит, мы испытываем стресс и психика подбивает нас быстрее решить проблему. Поэтому мы не обращаем внимания на негативные стороны соискателя, а позитивные идеализируем.
Нельзя нанимать без тестового периода
Есть вещи, которые нельзя выявить на этапе собеседования. Они вскрываются только в работе. Для этого и нужен испытательный срок. А идеальный формат — сначала привлечь исполнителя проектно, понять, как вам друг с другом, и только потом нанимать.
Классный топ сразу начинает разруливать
После этой истории Тёма нанял белочку Лизу. В этот раз он внимательно подошёл к найму, сначала поработал с Лизой проектно, и потом предложил ставку. Она начала разруливать проблемы с первого дня, и с каждой неделей проблем становилось всё меньше.
Топ-менеджер стоит дорого — и его цена оправдана только тогда, когда он разруливает проблемы, а не создаёт новые.
Верблюды очень круты в пустынях, но во влаге им плохо
Верблюд Жора не был плохим сотрудником. Просто ему не подошла компания Тёмы. Верблюды хороши в пустынях и сухих степях, но не могут жить в местностях с влажным климатом.
Если сотрудник круто перформил на предыдущих местах работы, вообще не факт, что он повторит успех в вашей компании. Возможно, у вас совершенно другие вводные, процессы, условия и задачи — и для них сотрудник не подойдёт.
Не нужно воспитывать взрослых
Топы — уже состоявшиеся специалисты со своими плюсами и минусами. Нужно использовать их сильные стороны, а не пытаться развивать слабые.
Перевоспитать взрослого не получится. Если слабые стороны сотрудника мешают ему решать ваши задачи, не нужно мучиться и учить. Надо найти того, кто будет справляться сразу.
Подумал об увольнении — сразу увольняй
Если вам пришла мысль кого-то уволить, надо сразу увольнять.
Чем больше времени мы тратим на неподходящего человека, тем более жалко нам с ним расставаться. В такой ситуации мы ценим не сотрудника, а вложенные в него усилия.
По опыту ёжика Тёмы: если задумался об увольнении человека и не уволил — его всё равно потом придётся увольнять. Но за это время проблемы спрогрессируют, так ещё и зарплату ненужному человеку будете выплачивать.
Если вам понравился текст, вы можете заказать такой для своей компании. Мы в агентстве КОМРЕДА делаем медиа, блоги, спецпроекты, соцсети и многое другое.
А в телеграм-канале рассказываем, как выстраивать прибыльный контент-маркетинг.
19Kпоказов2.1Kоткрытий