7 ошибок, которые совершают преподаватели при обучении дошкольников английскому языку

2024-06-27 16:05:23 Время чтения 8 мин 656

Обучение дошкольников английскому — задача непростая и требует особого подхода. Однако даже опытные педагоги нередко совершают ошибки, которые замедляют процесс усвоения языка. Какие это ошибки, и как их избежать, Sostav рассказала Мария Елисеева, педагог с 20-летним стажем, создатель курса «My English Baby» и методики воспитания детей-билингвов.

Ошибка 1: Смешивание языков

Одна из самых распространенных ошибок — это смешивание русского и английского языков. Преподаватели часто начинают урок на английском, но быстро переключаются на русский для пояснений. Например, они могут сказать: «Ok, kids! Where are your shoulders? Где у вас плечи? Да. Молодец, good. Touch your shoulders. Ну-ка, дотронулись до плеч!» Это кажется удобным, ведь и дети, и родители понимают, что происходит. Однако такой подход мешает детям глубоко погружаться в язык и формировать в мозгу полноценную карту языка. Особенно вреден перевод для самых маленьких детей — до 4 лет.

Ошибка 2: Обучение отдельным словам

Преподаватели дают детям набор слов (существительные отдельно, глаголы отдельно и так далее), но не учат, как использовать их в предложениях. В результате дети запоминают (или просто заучивают наизусть) много слов, но не умеют их применять на практике, что в дальнейшем затрудняет развитие у них осмысленной речи.

Ошибка 3: Злоупотребление песнями

Песни — отличный инструмент для обучения, но их не стоит использовать как основной метод. Часто преподаватели включают детям видео с песнями на YouTube, и дети просто повторяют движения и слова, не понимая их смысла. Песни должны использоваться для закрепления уже усвоенного материала, а не как таковой метод обучения.

Ошибка 4: «Агрессивное» погружение

Полное погружение в английский без учета уровня владения языком ребенка — очередная распространенная ошибка. Когда преподаватель или мама говорит с ребенком исключительно на английском, но слишком быстро и сложно, это вызывает у ребенка излишний стресс и сопротивление. Лучше подходить к погружению в языковую среду плавно, начиная с простых фраз и постепенно усложняя речь, по мере роста уровня понимания у ребенка.

Ошибка 5: Начало обучения с алфавита

Как показывает многолетняя практика, обучение алфавиту с самого начала — неэффективно. Ребенок должен сперва понять значение слов и предложений, а уже потом изучать алфавит. Да, знание алфавита полезно, но его лучше вводить после года занятий, когда у ребенка уже есть базовое понимание языка.

Ошибка 6: Запрет на домашние занятия с родителями

Некоторые преподаватели запрещают родителям заниматься с детьми дома, чтобы не «испортить произношение». Это в корне неверный подход. Наоборот, занятия с родителями способны значительно помочь ребенку закрепить материал. Важно, чтобы дома занятия проводились в игровой форме, чтобы не переутомлять маленького ученика и поддерживать его интерес к языку.

Ошибка 7: Монодеятельность на уроках

Уроки, где используется только один вид деятельности (например, дети весь урок сидят за столом и выполняют упражнения), малоэффективны. Необходимо в течение каждого занятия менять виды деятельности, чтобы задействовать разные органы чувств и удерживать интерес детей.

Элементы, которые должны быть включены в урок с ребенком 5-6 лет

Занятие с дошкольниками должно проходить динамично и чередовать разные виды деятельности, чтобы дети не уставали. Ниже представлены основные этапы эффективного урока:

  1. Урок начинается с приветствия на английском языке, чтобы ученики погрузились в языковую среду с первых минут;
  1. Небольшая беседа-разогрев (small talk) на простые темы поможет им расслабиться и настроиться на урок;
  1. Игрушки для введения основной лексической темы: животные, пластиковая еда и посуда, бумажные куклы с одеждой, игрушечные домики. Эти предметы помогают детям визуализировать и лучше запоминать новые слова;
  1. Материалы для создания поделок: пластилин, цветная бумага. Ручной труд развивает мелкую моторику и помогает детям лучше усваивать материал;
  1. Небольшая физическая активность с использованием английских слов и фраз. Это поможет ученикам не уставать и закрепить материал через движение;
  1. Рабочая тетрадь с интересными заданиями и творческими активностями. Такие задания развивают мышление и закрепляют новые знания;
  1. Мультфильмы, подобранные под тему урока. Они делают процесс обучения увлекательным и помогают маленьким ученикам лучше понимать и запоминать новую лексику;
  1. Награждение в конце урока: в специальный блокнот вклеиваются наклейки. Это здорово мотивирует детей с каждым разом стараться улучшать свои знания. 

Такие простые советы, благодаря которым вы сможете организовать увлекательный урок. А детки с удовольствием и без напряжения будут осваивать новый язык.

Как выбрать грамотного репетитора по английскому языку для дошкольника?

Вот несколько важных моментов, которые помогут вам выбрать грамотного репетитора для своего дошкольника:

Репетитор ведет занятия преимущественно (90% времени) на английском. Так детям легче адаптироваться к новому языку и погружаться в языковую среду.

Все знания, включая грамматику, подаются через речь. Репетитор должен использовать разговорные фразы, вопросы и ответы, чтобы дети усваивали язык естественно.

Использование действенных методов обучения. Например, грамматика изучается в контексте действий и речи, а не через таблицы. Давайте для примера рассмотрим, как можно выучить модальный глагол «can»:

Сначала репетитор знакомит детей с основными глаголами: jump, run, clap, dance, fly — через действия. Затем добавляется глагол «can»: «I can jump. Jump, jump! And you? Can you jump?». Далее идет отрицательная форма: «I can’t fly» (при этом учитель эмоционально изображает, что взлететь у него не получается). «And you? Can you fly?». Все действия дети выполняют, а фразы произносят осмысленно, и это помогает им качественно запомнить материал.

Репетитор умеет использовать различные виды деятельности: игры, песни, поделки, физкультминутки и т.д. Так легче удерживать интерес детей и помочь им лучше усваивать материал.

Важно, чтобы репетитор имел опыт работы с маленькими детьми и понимал их возрастные особенности. Хорошо, если у него есть рекомендации или положительные отзывы от других родителей.

Следуйте этим рекомендациям, и вы сможете найти репетитора, который сделает процесс изучения английского языка увлекательным и по-настоящему эффективным для вашего ребенка.