Обучение дошкольников английскому — задача непростая и требует особого подхода. Однако даже опытные педагоги нередко совершают ошибки, которые замедляют процесс усвоения языка. Какие это ошибки, и как их избежать, Sostav рассказала Мария Елисеева, педагог с 20-летним стажем, создатель курса «My English Baby» и методики воспитания детей-билингвов.
Одна из самых распространенных ошибок — это смешивание русского и английского языков. Преподаватели часто начинают урок на английском, но быстро переключаются на русский для пояснений. Например, они могут сказать: «Ok, kids! Where are your shoulders? Где у вас плечи? Да. Молодец, good. Touch your shoulders. Ну-ка, дотронулись до плеч!» Это кажется удобным, ведь и дети, и родители понимают, что происходит. Однако такой подход мешает детям глубоко погружаться в язык и формировать в мозгу полноценную карту языка. Особенно вреден перевод для самых маленьких детей — до 4 лет.
Преподаватели дают детям набор слов (существительные отдельно, глаголы отдельно и так далее), но не учат, как использовать их в предложениях. В результате дети запоминают (или просто заучивают наизусть) много слов, но не умеют их применять на практике, что в дальнейшем затрудняет развитие у них осмысленной речи.
Песни — отличный инструмент для обучения, но их не стоит использовать как основной метод. Часто преподаватели включают детям видео с песнями на YouTube, и дети просто повторяют движения и слова, не понимая их смысла. Песни должны использоваться для закрепления уже усвоенного материала, а не как таковой метод обучения.
Полное погружение в английский без учета уровня владения языком ребенка — очередная распространенная ошибка. Когда преподаватель или мама говорит с ребенком исключительно на английском, но слишком быстро и сложно, это вызывает у ребенка излишний стресс и сопротивление. Лучше подходить к погружению в языковую среду плавно, начиная с простых фраз и постепенно усложняя речь, по мере роста уровня понимания у ребенка.
Как показывает многолетняя практика, обучение алфавиту с самого начала — неэффективно. Ребенок должен сперва понять значение слов и предложений, а уже потом изучать алфавит. Да, знание алфавита полезно, но его лучше вводить после года занятий, когда у ребенка уже есть базовое понимание языка.
Некоторые преподаватели запрещают родителям заниматься с детьми дома, чтобы не «испортить произношение». Это в корне неверный подход. Наоборот, занятия с родителями способны значительно помочь ребенку закрепить материал. Важно, чтобы дома занятия проводились в игровой форме, чтобы не переутомлять маленького ученика и поддерживать его интерес к языку.
Уроки, где используется только один вид деятельности (например, дети весь урок сидят за столом и выполняют упражнения), малоэффективны. Необходимо в течение каждого занятия менять виды деятельности, чтобы задействовать разные органы чувств и удерживать интерес детей.
Занятие с дошкольниками должно проходить динамично и чередовать разные виды деятельности, чтобы дети не уставали. Ниже представлены основные этапы эффективного урока:
Такие простые советы, благодаря которым вы сможете организовать увлекательный урок. А детки с удовольствием и без напряжения будут осваивать новый язык.
Вот несколько важных моментов, которые помогут вам выбрать грамотного репетитора для своего дошкольника:
Репетитор ведет занятия преимущественно (90% времени) на английском. Так детям легче адаптироваться к новому языку и погружаться в языковую среду.
Все знания, включая грамматику, подаются через речь. Репетитор должен использовать разговорные фразы, вопросы и ответы, чтобы дети усваивали язык естественно.
Использование действенных методов обучения. Например, грамматика изучается в контексте действий и речи, а не через таблицы. Давайте для примера рассмотрим, как можно выучить модальный глагол «can»:
Сначала репетитор знакомит детей с основными глаголами: jump, run, clap, dance, fly — через действия. Затем добавляется глагол «can»: «I can jump. Jump, jump! And you? Can you jump?». Далее идет отрицательная форма: «I can’t fly» (при этом учитель эмоционально изображает, что взлететь у него не получается). «And you? Can you fly?». Все действия дети выполняют, а фразы произносят осмысленно, и это помогает им качественно запомнить материал.
Репетитор умеет использовать различные виды деятельности: игры, песни, поделки, физкультминутки и т.д. Так легче удерживать интерес детей и помочь им лучше усваивать материал.
Важно, чтобы репетитор имел опыт работы с маленькими детьми и понимал их возрастные особенности. Хорошо, если у него есть рекомендации или положительные отзывы от других родителей.
Следуйте этим рекомендациям, и вы сможете найти репетитора, который сделает процесс изучения английского языка увлекательным и по-настоящему эффективным для вашего ребенка.