Все говорят, что бизнесу нужна геймификация — но как ее внедрить в серьезных тематиках и надо ли вообще? Отвечаем на примере финтех, e-commerce и блокчейн проектов

2024-10-10 12:38:42 Время чтения 12 мин 714

Геймификация не способна повлиять на прибыль в сложной нише? Вот доказательство обратного: проект «Монополия» от Т-Банк увеличил средние чеки потребителей на 30%. Я покажу вам в $$$, насколько эффективны такие решения для вашего бизнеса.

Геймификация по серьезке: e-commerce, финтех, блокчейн

Геймификация — очередной модный тренд, придуманный стартапами для хайпа? Геймификация не способна повлиять на прибыль крупной компании в сложной узкоспециализированной нише?

Если вы так думаете, то ошибаетесь.

Вот аргумент. Проект «Монополия» от Т-Банк (aka Тинькофф) привлек ~654 000 пользователей, которые тратили на покупки в супермаркетах на 30% больше. Простой счет: вместо 1 рубля — 1.3 рубля. А теперь в масштабе: вместо 654 000 рублей — 850 200 рублей. Ощутимо? А профиты более глобальных решений исчисляются миллионами долларов.

И другие не отстают: банки разрабатывают Копилки и соревнуются в Кэшбэках, родители идут в конкретный магазин и покупают на конкретные суммы ради очередной коллекционной игрушки для ребенка. В геймификации нет сейчас только ленивых — и то, даже те начинают внедрять системы баллов.

Я — CEO агентства разработки и эмоционального дизайна Ninen. И сегодня покажу примеры проектов в сложных тематиках — финтех, e-commerce и блокчейн — с очень сильным фокусом на геймификацию, которые разрабатывала моя команда. Чтобы и вы понимали, как трансформировать игровые механики в цифры профита. Говорить буду от лица своей команды. Если хотите поговорить непосредственно со мной как с CEO по вашему проекту — пишите.

Моя команда (вы уже их видели) — счастливые💛

Краткий исторический экскурс, чтобы закрыть возражение о мимолетности геймификации: тренд перешел в маркетинг в 2010-х годах из индустрии видеоигр. Умные маркетологи заметили, что видеоигры часто становятся одной из важнейших сфер в жизни людей, вплоть до зависимости от джойстика. Кто в Мортал Комбат гонял, а кто три в ряд собирал — зависимость коснулась каждого. И решили адаптировать элементы и механики: уровни, награды, квесты — под реальный мир рекламы и продаж. Итого: геймификации уже примерно 14 лет. Не похоже на мимолетность и краткосрочность, да?

Геймификация в сервисе для облачного майнинга MarsLand: KPI — кратный рост регистраций в личном кабинете

Marsland — многостраничный сайт с личным кабинетом, построенный на интерактивном сторителлинге и нативной геймификации. Суть концепции, продуманной от пикселя до пикселя: пользователи должны погружаться в облачных майнинг с каждым скроллом и забывать о любых аналогах и конкурентах на рынке.

Блокбастер среди сервисов майнинга: многостраничный сайт с ЛК на базе интерактивного сторитела

Игровая механика оказалась ключевым драйвером для достижения цели разработки — увеличения числа регистраций. В атмосфере космического блокбастера пользователи чувствовали, что становятся частью чего-то большого и уникального, а не просто подписываются на очередной сервис.

Это и есть эмоциональное подключение к процессу, достигаемое через дизайн-инжиниринг. Благодаря этому подходу ключевые KPI по регистрациям увеличились кратно, а engagement rate пользователей вырос значительно выше средних метрик в индустрии.

Вывод: нестандартный подход к проектам кратно увеличивает измеримые, реальные показатели.

Геймдизайн — тоже часть геймификации: как закрыть пресейл даже нестандартного и нового на рынке товара на примере токена

Здесь речь пойдет о проекте Dogs Kombat, но тоже не в классическом описании. Классическое мы сделали с командой для нашего сайта в разделе Кейсов. Вместо этого мы раскроем еще одну боль: объясним, как геймификация помогает продать до солд-аута даже самый нестандартный и неожиданный продукт.

Креативный прогревающий лендинг с кастомными иллюстрациями и геймдизайном для уникального криптопроекта Dogs Kombat

И сразу отвечу на ваш вопрос: почему все про майнинг и крипту? Потому что остальные продукты под NDA. Как только сможем, расскажем. Вы узнаете первыми.

Итак, задача: продать токены в рамках пресейла. Решение снова пришло через геймификацию и применение элементов геймдизайна.

Dogs Kombat объединил вселенную файтингов, а именно Mortal Kombat, с покупкой, обменом и прокачкой уникальных игровых персонажей в виде NFT. Это не бездумное впаривание нового токена. Каждый блок проекта насыщен интерактивом и дизайном, который вовлекает пользователей и вызывает желание стать частью игрового сообщества.

Геймификация здесь не просто сделала продукт более привлекательным. Она помогла решить реальную проблему: как убедить людей вложиться в нестандартный продукт, который пока не имеет аналогов на рынке. А, соответственно, не имеет гарантий.

Кстати, расскажите в комментариях, как часто от вас требуют гарантии в вашей нише и что из этого выходит.

Мы такие (кто решил продавать через игры) далеко не первые. Платформа Binance разрабатывала квесты, за которые можно было получить эксклюзивные предложения. Ozon вообще использует геймификацию в приложении для продажи ограниченных коллекций.

Отдельно отметим гипер-крутую фичу: мы интегрировали саунд-дизайн — у каждого персонажа своя озвучка, голос, звуковые эффекты для повышения конверсии.

Вывод: геймификация помогает продавать даже самые неожиданные и нестандартные продукты.

Облачный майнинг Click-man и геймификация: как продать сложный продукт на перенасыщенном рынке

Ссылка на весь кейс. Все, формальности соблюдены, а теперь к сути.

Проект Click-man мы разрабатывали в условиях перенасыщенного и высококонкурентного рынка облачного майнинга, где стандартные предложения и маркетинговые подходы уже не работают, а аудитория становится все более избирательной и требует уникальных решений. Решением стало внедрение глубоких механик геймификации, которые сделали Click-man ярким исключением из множества похожих сервисов.

Концептуальный сервис клауд-майнинга с высоким коэффициентом удержания инвестиций в продукте
Геймифицированный криптосервис, где бизнес-интерес в высоком Investment Retention встречается с заспамленным рынком и избалованной аудиторией

Итак, мы внедрили систему из трех уровней лиг, вдохновленную классической игрой Pac-man: 

  1. Bitcoin League, 
  2. Ethereum League,
  3. Litecoin League.

Каждая со своими персонажами и механиками. Юзеры начинали с низшей лиги и должны были достигать определенных целей, чтобы переходить на следующий уровень. Это не только вовлекало пользователей в процесс, но и мотивировало их оставаться в системе дольше. Как Duolingo, только круче и без совы.

А еще на платформе использовались персонажи-привидения — риски облачного майнинга, например, «сгоревшее оборудование» и «регуляторные риски». Это придуманный командой на многочисленных брейнштормах подход к болям и возражениям аудитории. Привидения не только визуализировали возможные сложности, но и вовлекали пользователей в управление рисками, значительно повышая доверие и открытость к сервису.

Вывод: Click-man показывает, что даже в условиях перенасыщенного рынка инновационная геймификация способна стать ключевым фактором успеха.

Если геймификации нужно чуть-чуть: что можно уже сейчас внедрить в ваш интернет-магазин, маркетплейс или приложение на тест без раздувания бюджета и в сжатые сроки

Если вы хотите добавить немного геймификации, это не обязательно потребует больших ресурсов и времени. Вот вам несколько простых решений с минимальными затратами:

  1. Программа лояльности с накоплением баллов. Пользователи могут получать баллы за покупки, отзывы или рекомендации друзьям. Эти баллы затем можно обменивать на скидки или бонусы. Пример: уже упомянутый нами Ozon.
  2. Квиз-опросы с призами. Интерактивные викторины, которые предлагают пользователям небольшой подарок за участие, помогают повысить вовлеченность. В Яндексе были тестовые квизы, которые показывали хорошие результаты по трафику.
  3. Коллекционирование предметов. Как в случае с акциями Пятерочки или Дикси, пользователи могут собирать виртуальные (или вполне даже реальные) предметы за покупку, что мотивирует к повторным визитам и увеличивает средний чек.
  4. Простые мини-игры. Встроенные мини-игры в приложении, где пользователь может выиграть скидку или промокод за выполнение задания. Опять же, проект Яндекса с Курьерами приходит на ум или Додо Пицца. 
  5. Рейтинги и таблицы лидеров. Добавьте соревновательный элемент, как это делает AliExpress, создавая таблицы лидеров среди покупателей с наибольшими накопленными бонусами или реферальными ссылками. Это мотивирует пользователей участвовать активнее.

Конечно, мы понимаем, что все эти скидки и подарки за баллы и победы в квестах вы будете давать из своего бюджета.

Мы можем подобрать подходящие инструменты для вашего проекта, которые легко интегрируются без разрушения уже существующей системы и серьезного удара по распланированному бюджету. Если вам нужны более весомые аргументы: посадим нашего маркетолога за аналитику и оценим, какие именно результаты может принести геймификация. А выводы пришлем вам.

Финально: геймификация — это не просто тренд, а мощный инструмент, который при правильном применении может существенно повысить вовлеченность и прибыль. Даже если вы не готовы полностью перестроить свои бизнес-процессы, можно начать с простых решений, которые протестируют реакции аудитории — и в $$$ дадут вам понимание, насколько эффективны такие решения для вашего бизнеса. Ну что, начнем?