Ученые из Стэнфорда рассказали о "зум-усталости": что это и как с этим бороться?

2024-04-05 14:37:57 Время чтения 7 мин 161

Добро пожаловать в блог команды Glabix — мы делаем систему для управления проектами и командами на каждый день. А еще у нас есть уникальная функция Летучка, в которой удобно собирать задачи на день. Но обо всем по порядку. 

В 2023 году Skillfactory и сервис развития карьеры Эйч провели опрос среди 1249 человек, работающих на удаленке, из 30 отраслей. По данным опроса выяснилось то, о чем давно пора было сказать  – 81% людей бесят созвоны. Но тут интересно, что раздражают работников именно затянутые созвоны: в процессе ничего не решается, время уходит, рабочие задачи никто не отменял, а усталость и напряжение растет. А теперь представьте, что таких созвонов не один, а два, три или даже четыре-пять в течение дня? 

По данным того же опроса, 39% “удаленщиков” созваниваются с коллегами до трех раз в день. У кого-то несколько созвонов в неделю, а 12% людей буквально проводят на созвонах весь рабочий день (четыре-пять звонков). 

Не кажется ли вам, что это очень много? Ученые из Стэнфорда тоже считают, что это слишком. Появился термин “зум-усталость” — это психическое напряжение, симптомы которого частично совпадают с симптомами депрессии: снижение концентрации, рассеянность внимания, проблемы со сном, хронический стресс. 

Исследователи называют неочевидные на первый взгляд причины зум-усталости: 

  1. Звонки снижают нашу обычную физическую активность. Вы замечали, что при телефонном разговоре чаще всего человек передвигается и постоянно меняет позу? Вы и сами наверняка так делаете. Все больше современных исследований подтверждают: когда человек двигается, он лучше справляется с задачами и когнитивными процессами. Но на созвоне у нас есть ограниченное “поле зрения”  — и ты должен сидеть в его рамках. 
  2. Когнитивная нагрузка больше. В личной коммуникации львиную долю занимает невербальное общение: мы считываем и посылаем сигналы подсознательно и естественно. На видеозвонке нам требуется больше усилий, чтобы считывать эти сигналы и жесты и посылать их. Даже сами жесты могут означать уже нечто иное. 
  3. Необходимость удерживать зрительный контакт вызывает огромное напряжение. На звонке пропорции неестественны – лица бывают слишком большими для комфортного восприятия, качество связи нестабильное. А каждого участника (даже если он просто слушает) подсознательно воспринимают как спикера, потому что все смотрят на всех в любой момент времени. Страх публичных выступлений и напряжение, связанное с ними, – один из самых серьезных страхов современного общества. Во время традиционного выступления слушатели более расслаблены: они могут отвлекаться или делать заметки. Но на звонке каждый из нас в таком стрессе, будто он спикер. 
  4.  Тот факт, что мы видим себя во время звонка, изматывает. Мы всегда видим свое лицо в углу экрана. Представьте, что во время общения ваш собеседник стоит с зеркалом, в котором вы видите себя. Это безумие! И стресс для психики, согласно исследованиям. 

IT-созвоны безумно дороги и неэффективны

Сам Zoom проводил исследование — средняя длина созвона на десять человек –  54 минуты

Просто представьте: десять человек целый час сидят на созвоне, в результате которого ничего не решается, пусть будет дважды в неделю. Допустим, час работы одного члена команды стоит 1 500 рублей, тогда получается, стоимость такого звонка –  15 000 рублей. Это 30 000 в неделю, чтобы ничего не решить? 

Вы готовы покупать такое? Сомнительно, но окээээй… а ведь именно это и происходит в компаниях. А дальше все как на картинке: без четкого ТЗ – результат ХЗ. Что созванивались? Чего хотели? Что решили? Никто не знает. 

На самом деле, людей выматывают очень простые вещи: затянутые созвоны, на которых ничего не решается, плохое качество видео, звука и связи, посторонние шумы и неготовность других участников. И собственная невовлеченность тоже. Путь к эффективным созвонам долгий и непростой, но его можно пройти, потихоьнку приучив команду к хорошим практикам и ритуалам. Можно начать с простого: хотя бы договориться о регулярных звонках и стараться держать его рамки, не уплывая за пределы темы, которую вынесли на обсуждение. Об этом мы обязательно расскажем в других своих статьях. 

Не теряться в потоке информации нам помогает Летучка – это функция Глабикса, в которой удобно ставить и распределять задачи на день, а после – следить за их выполнением. 

Так, у вас перед глазами появляется чек-лист подзадач на сегодня, в пунктах нужно просто сменить статус, когда задача завершена или передать ее дальше, если требуется чье-то участие.  

В нашем Телеграм-канале мы всегда рады обсудить эту статью и послушать ваши трэш-истории про созвоны в комментариях. Уверены, вам есть что рассказать!