blah-blah-blah 2.0: На чем еще могут зарабатывать мессенджеры, помимо соединений с внешними телефонами?

2010-11-21 04:54:59 2852

Почтовые сервисы и социальные сети один за другим запускают свои аналоги Skype. Я попытался пофантазировать – какая еще может быть бизнес-модель у аудио-видео-мессенджеров, помимо как брать деньги за звонки на стационарные и мобильные телефоны?

Представляю на ваш суд идею мессенджера - платформы для распространения и продажи контента любого пользователя с назначаемой им ценой за контент. Назовем его, предположим, «Одноклассники.бла-бла-бла».

Самый простой путь, как я уже упоминал, копировать Skype – сделать связь чуть покачественнее, или звонки на внешние телефоны чуть дешевле. Но зачем миру еще один Skype?

Сначала были поисковики. Потом хорошие поисковики. Потом хорошие поисковики стали платными, либо они стали зарабатывать на баннерной рекламе по показам. А потом появился Google - хороший поисковик, где все всегда бесплатно (включая другие сервисы), а деньги стали зарабатываться на новой бизнес-модели. Знание запросов пользователей превратилось в таргетированную продажу контекстной, а потом и медийной рекламы. Упрощение пользования сервисом Google.Adwords сделало контекстную рекламу доступной любому человеку – средний и малый бизнес стали такими же большими рекламодателями для Google, как и большие корпорации. Плата за клик - более понятный результат для рекламодателей, чем плата за показ. Аукционная система (т.е. возможность самому назначать цены) сделала бизнес-модель более прозрачной и доступной для пользователей.

Также, посмотрим на другие примеры. Опыт iTunes и App.Store: эти сервисы не предоставляют контент сам по себе, а является лишь удобной платформой для users-generated content - любой может создать свой контент (программу, приложение, музыку, и т.д.) и загрузить его в iTunes или app.store. iTunes и app.store предоставляют доступ к базе пользователей, удобный сервис и прозрачные условия разделения прибыли с владельцем контента (например, 30% комиссия за скачивание в app.store). Таким образом, iTunes и app.store продвигаются не столько Apple, сколько армией разработчиков, музыкантов и т.д. по всему миру!, и эти сервисы при этом более интересны клиентам, чем аналогичные, а Apple зарабатывает на контенте больше, чем на hardware.

Или вспомним про опыт российских сотовых операторов - про появление платных допуслуг в России (рингтоны, игры, порно, дом2, etc). Операторы не хотели сами заниматься созданием этого рынка - нести затраты на рекламу и допперсонал, договариваться с правообладателями, и т.д. - поэтому они создали удобную платформу, доступную для любых контент-провайдеров. Ты приходил с контентом к оператору, получал короткий номер, определял цену, сам продвигал контент для пользователей, а доход с оператором делил 5050 (плюс-минус). В итоге пользователи получили удобный и быстрый доступ к морю интересного контента, операторы не тратились на создание нового рынка, контент-провайдеры из ничего стали миллионерами, а структура доходов сотовых операторов сильно изменилась в пользу доходов от допуслуг, а не от голосового траффика.

Посмотрев на Google, iTunes, app.store и сотовые операторы, можно предположить, что перспективным направлением для создания такого рода мессенджера будет не общение само по себе (оно может и должно быть бесплатным, даже звонки на внешние телефоны), а создание платформы, где юзеры, обладающие уникальным контентом, могли бы его транслировать, назначая по своему усмотрению цену, а платформа взимала бы ее с конечного получателя и зачисляла контенообладателю.

Поясню свое предположение подробнее.

Возьмем обладателей уникального видеоконтента – т.е. либо внешний вид человека сам по себе является ценностью, либо его знания представляют интерес для окружающих (известные музыканты, писатели, актеры, участники реалити-шоу, модели, спортсмены, просто celebs, не известные проститутки, стриптизерши, психологи, адвокаты, тренеры по фитнесу, репетиторы, и т.д.):

1. Такой владелец контента регистрирует свой аккаунт на Одноклассниках, если его у него еще нет. Привязывает к счету Одноклассников свой банковский счет или счет карты.

2. Назначает цену за минуту соединения с собой в мессенджере.

3. Сам себя продвигает онлайн и оффлай (как хочет).

4. Другие пользователи, которые хотят получить его контент (пообщаться со звездой, секс по видео-онлайн, консультация адвоката или психолога, урок по английскому языку или математике, и т.д.), привязывают свою карту к счету или делают предварительный платеж, и разговаривают с обладателем контента, если их устраивает цена, которую обладатель назначил за соединение.

4. Биллинг осуществляют площадкой - она зачисляет доход на прилинкованный счет обладателя контента в разбивке 7030 (30% - комиссия сервиса).

В итоге клиент получает не просто очередной бесплатный и удобный мессенджер, а доступ к эксклюзивному контенту. А владельцы контента могли бы без особых технических и финансовых знаний осуществлять трансляцию своего контента и получать за это деньги.

Кому мог бы быть интересен такой сервис? Адвокаты, психологи, учителя иностранных языков, репетиторы, тренеры по фитнессу и другие фрилансеры могли бы предоставлять свои услуги (консультации, уроки, тренинги) дистанционно. Проститутки и стриптизерши из любого городка могли бы предоставлять свои видео-услуги. Звезды (музыканты, писатели, актеры, участники реалити-шоу, модели, спортсмены, просто celebs) - впервые любому и только здесь могли бы продавать общение с собой (все зависит от того, сколько ты готов заплатить за разговор). Киностудии, клубы, организаторы концертов, спектаклей, вечеринок, тренингов могли бы организовывать проведение платных онлайн-трансляций своих мероприятий. Крупные b2c-компании (банки, телеком-операторы, FMCG, алкоголь и табак) создавать видео-коллцентры для своих клиентов (только за соединение платили бы уже они сами площадке).

Все базовые услуги для клиента бесплатны. Каждый владелец контента сам волен назначать стоимость минуты соединения с собой - это позволяет хеджировать риск ценовой не эластичности.

Помимо того, что юзеры сами генерят контент, они же по факту и сами промоутируют сервис - у звезд есть фан-сайты, у фрилансеров базы бывших, текущих и предполагаемых будущих клиентов, у организаторов шоу рекламная поддержка мероприятий, и т.д.