От PSP до велосипеда: Как приложение Могучи меняет воспитание детей | Кейс

2024-09-04 13:37:02 Время чтения 26 мин 783

Дети не любят убираться, мыть за собой посуду и делать домашку. И как тогда привить им чувство ответственности? Мы не скажем наверняка, но точно знаем, что Moguchi станет мотиватором для вас и ваших детей. Сегодня про Могучи, как мы спроектировали и задизайнили решение и почему вашему ребенку тоже нужен to-do app)

Но перед началом, давайте знакомиться)

С вами UXART, где мы ежедневно делаем интернет удобнее. За 6 лет сделали более 250 проектов для крупных корпораций и входим в топы рейтингов. На Тэглайне поднялись на 19 место среди всех дизайн-студий России, а на RUWARD получили серебро за самую лучшую студию со штатом до 30-ти человек.

Сегодня про амбициозный проект «Могучи», цель которого — помочь с формированием навыков целеполагания у детей.

Концепция приложения

Все построено на системе заданий и их выполнения, аналогично проектам в Jira. 

Родители ставят главную цель, разделяя её на маленькие задачки. За каждую можно получить внутриигровые баллы. А при выполнении всех задач, закрывается общая цель, которая может быть привязана к «вознаграждению».

Этим призом может быть все, что смогли придумать родители. Давайте на простом примере попробуем воспроизвести механику Могучи.

Родители решили, что стоит привить ребенку любовь к уборке. Для этого один из родителей создает цель «Научиться убирать за собой». В этой цели он ставит задачи, например:

  1. Мыть за собой посуду после каждого приема пищи
  2. Каждое утро застилать за собой кровать
  3. Раз в 3 дня выбрасывать мусор, который накопился в комнате
  4. Помогать маме со стиркой…

…и так далее. Количество задач может быть бесконечно большим, но давайте остановимся на этих. За выполнение цели родители также ставят «приз». И пусть это будет новый велосипед. 

Они отправляют задания ребенку и он начинает выполнять их. Как только выполнит все — родителям придет уведомление и они подарят сыну/дочери то, что он заработал.

Другой вопрос — а будут ли родители покупать ребенку велосипед, но это уже на совести старших…

P.s. во время написания статьи мы связались с фаундером проекта — Кириллом Добриновым и провели небольшое интервью. Задали вопросы по приложению, его мечтам и идеям. Решили, что кусочки из этого интервью придадут живости истории, поэтому рекомендуем их не пропускать)

Как тебе в голову пришла идея создания «Могучи»?

— В моем окружении уже достаточно большое количество семей с детьми разного возраста. Так или иначе в каждой семье ребенку ставят какие-то цели, задачи, в разной форме и по разным причинам. 

При этом достаточно часто встречается контекст, когда задачи ребенка привязаны к какой-то цели/результату, из серии «закончишь четверть на пятерки — будет велосипед». 

Так появилась идея облегчить выполнение этой задачи в подобном контексте, а именно — постановка целей и критериев достижения в простой и доступной форме для ребенка. Что-то типа OKR для детей. :-) 


Первые шаги и аналитика

В начале было сообщение в телеграме с одним простым, но таким приятным вопросом — «Можете реализовать мою идею?». Тогда мы еще не до конца понимали будущий продукт, но решили попробовать себя в чем-то новом.

Кирилл отправляет нам черной вариант идеи и мокапы, которые смог реализовать сам. Нам понравилась концепция, но у неё было несколько существенных недостатков. Провели несколько коллов, указали на слабые места и предложили свои гипотезы по улучшению.

Дальше был брейншторм, мы укомплектовали все идеи в отдельный док, отдали Кириллу финальную концепцию и приступили к запуску MVP.

Почему именно «Могучи»?

— Звучит созвучно Тамагочи, отсылка к моему детству. :-) 

На самом деле звучит так себе, но кажется, что это из серии, настолько плохо, что даже норм.

Во время аналитики разделили аудиторию на 2 основные группы:

  1. Школьники от 6 до 13 лет
  2. Родители

Каждой группе присвоили боли и возможные пути решения. Так, например, дошкольники (6-7 лет) чаще всего: 

  1. Познают мир через игру
  2. Мало кто умеет читать и лучше воспринимает картинки
  3. Плохо фокусируют внимание, поэтому нужны интерактивы, несамостоятельны.

Для этого приложение должно отвечать следующим критериям:

  1. Нужна визуализация и интерактив, иначе ребенку будет неинтересно
  2. Максимально простой и понятный функционал
  3. Максимально простые формулировки
  4. Ограничение функционала, иначе ребенок начнет «тыкать» не туда

Помимо дошкольников выделили группу «младшие школьники» (7-11 лет) и «средние школьники» (12-13 лет), также выделили боли и предложили пути решения:

С родителями все получилось и проще, и сложнее одновременно. 

Во-первых, возрастную группу ограничили от 30 до 45 лет. 

Во-вторых, представили, что это благополучная семья, которой небезразличны свои дети. 

На основе этих выводов вывели 3 гипотезы:

Среди приложений конкурентов отсмотрели 4 наиболее интересных в плане подхода к работе приложения:

Каждое приложение следует одному четкому паттерну: 

  1. Вход и онбординг (пользователей знакомят с приложением)
  2. Этап после онбординга (перевод на пустую страницу с возможностью создать задачу)
  3. Добавить задачу (ключевое меню, которое должны быть достаточно функциональным для точного выбора своей цели), редактировать, удалить задачу
  4. Выполнение задачи и общий балл
  5. Переключение между списками задач

Главное отличие этих приложений от Могучи заключается в том, что в прочих ТуДуИстах пользователь сам отвечает за свои достижения/невыполнение задач. Поэтому мы решили не останавливаться и поискать ТуДу для детской аудитории. 

Тут уже куда интереснее, так как в этих приложениях есть синхронизация действий родителей и ребенка. 

Но вместо того, чтобы подробно описывать аналитику, предлагаю ознакомиться с ней самостоятельно, иначе статья сильно затянется.

Основной функционал Могучи и высокоуровневые прототипы

На основе аналитики начали прорабатывать свою концепцию приложения. Получили следующий путь и возможности

1. Вход и онбординг — два варианта входа в приложение.

1.1. Приложение одно, вход отдельный для родителя и ребенка: по qr-коду, паролю, рисунку и т.д.

1.2. Один аккаунт на родителя и ребенка с возможностью переключения на родительский контроль при помощи пароля. (этот вариант выбрали в итоге)

2. Онбординг — несколько приветственных экранов с преимуществами приложения (можно пропустить). Далее ввод основной информации о пользователях

3. Добавление ребенка — имя, фотография/заглушка в виде иллюстраций, создание пароля, кнопка «добавить еще ребенка». Добавлять другую инфу показалось бессмысленной идеей, зачем родителям вписывать фамилию, возраст и т.д.

4. Добавление цели — название цели, визуализация, количество баллов за выполнение, а также возможность ограничения по времени

5. Добавление задач к цели — это та история с велосипедом, о которой мы говорили в начале. Тут родитель может выбрать периодичность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.д.). Создавать задачи и цели могут только родитель

6. Скоринг — также два варианта:

6.1. Разделение на «легко», «средне», «сложно», за каждый уровень свое кол-во баллов. Например, 1, 2 и 3. Минус в том, что при таком подходе сложно рассчитать стоимость приза, т.к. ценность задач и глобальная цель должна быть нормально измеримой. Как, например, накопить 50 баллов, если все задачи под уровнем «легко»?

6.2. Более очевидный вариант — давать конкретной задаче конкретное количество баллов. За эту математику нужно отвечать родителям. Например, цель — накопить 100 баллов, а за одну задачу ты получаешь 5. Так легче посчитать и родителю, и ребенку, что является для нас ключевым.

7. Возможности родителя — добавлять и удалять детей, добавлять цели и задачи, редактировать их, просматривать прогресс выполнения задач

8. Возможности ребенка — отмечать выполнение задачи и следить за общим прогрессом

P.s. прямо сейчас Могучи активно разрабатывается и обрастает новым функционал. На сегодняшний день взаимодействие родителя и ребенка происходит в рамках одного приложения на телефоне. Для смены аккаунта использовали систему родительского контроля с пин-кодом.

В итоге прототипровали главные экраны и возможные пути пользователя. Предлагаем вместе с нами в формате видоса пройти путь от первого входа до создания задачки:

Дизайн 

Далее пошла самая интересная работа — совместить простой и понятный «детский» визуал с удобным функционалом для родителей. Основной функционал приложения уже был описан выше, но во время дизайна мы изменили некоторые части Могучи, о которых расскажем ниже.

Задачи и цели решили вывести на главный экран приложения в отдельные «карточки» со своей стоимостью. В верхней части расположены профили всех детей, поэтому не будет сценария, когда один ребенок сделал все, а другой получит приз.

По цветовой палитре остановились на постельных тонах. Решили не перегибать в яркие оттенки, несмотря на то, что детям такое нравится. Иначе бы приложение сразу стало визуально несерьезным. Помните, всегда нужно соблюдать баланс)

Взаимодействие с задачами перенесли в нижнюю панель — здесь можно создавать новые цели и переключаться на аккаунт ребенка. 

В самих задачах постарались сделать интуитивно понятный функционал. В основу каждой задачи входит её название и стоимость в баллах. Если родители хотят «поиграть» со временем задачи, то их перенесет в отдельное меню. Здесь можно выбрать повторение задачи:

  1. Каждый день
  2. Несколько раз в неделю
  3. Несколько раз в месяц

И конкретные даты, в которые задачу нужно повторить, например, в среду, пятницу и воскресенье.

Также можно выбрать дату завершения повторения задачи по принципу:

  1. Никогда
  2. В определенную дату
  3. После нескольких повторений

Если родители понимают, что задач оказалось мало или часть нужно удалить, они могут перейти в главную цель и при помощи «плюсика» в нижней правой части изменить список заданий. Редактирование происходит так же, как и выше:

После выполнения всех задач и получения нужного количество баллов, ребенку приходит поздравительное уведомление. Такой же экран видят и родители.

При этом, все выполненные задачи не удаляются из приложения, а переносятся в архив. Нам показалось, что эта функция поможет родителям не придумывать одни и те же задачи из раза в раз, а брать за основу то, что уже работало. Или же придумывать что-то новое, но тут уже все зависит от фантазии)

Аккаунт родителей и ребенка, как мы и говорили выше, находятся на одном телефоне. Для того чтобы передать Могучи ребенку, нужно выбрать его в соответствующем меню.

Для переключения на родительский аккаунт, нужно ввести пароль. Если пароль по каким-то причинам был забыт, есть опция восстановления через почту.

По сути своей, «Могучи» выполняет функции различных таск-менеджеров. Что ты думаешь насчет этого тезиса и какие сильные/отличительные стороны «Могучи» мог бы назвать?

— В данном случае конкурентом являются не сколько прочие таск-менеджеры, сколько записки на холодильник/прочие письменные варианты. 

Однако и дети сейчас уже с первого класса как минимум с андроид смартфоном, что снимает определенные блокеры и позволяет донести ценность до ребенка в более доступной и интерактивной форме, нежели записка или перегруженный таск-менеджер. 

Важно: ребенок не может редактировать, добавлять или удалять свои задачи. Все это делается через родительский аккаунт.

Иллюстрации и онбординг

Онбординг в нашем случае — второстепенный функционал. Да, он знакомит пользователей с функционалом приложения, однако, не играет здесь ключевой роли. 

Нам нужно было оформить два вида онбординга — для родителей и ребенка. В обоих случаях мы решили воспользоваться форматом иллюстраций. Да и в целом по всему приложению в той или иной степени вы сможете увидеть иллюстрации, которые помогают пользователям.

Планируешь ли монетизировать проект? И каким образом эта монетизация бы выглядела?

— Зависит от того, будет ли продукт расти. Самая «дружелюбная» модель — фримиум, с возможностью подписки за доп плюшки. 

Результат

Из простых мокапов и черновой идеи мы довели Могучи до полноценно работающего приложения с приятным дизайном. 

На наш взгляд, у нас получилось совместить «детское» настроение с «серьезным» подходом. И мы надеемся, что приложение поможет научить ваших детей ответственности)

Бонус для наших читателей: Если вы захотите самостоятельно протестировать приложение, то напишите Кириллу в личные сообщения и вы сможете стать бета-тестером)

Кем/чем вдохновлялся при разработке концепции «Могучи»?

— OKR подходом из моей работы в крупных компаниях. :-)

Идеи на будущее

Из главной функции, которую 100% нужно реализовать в будущем — работа на разных устройствах с синхронизацией данных. Какой бы сильной не была защита на родительском контроле, умный и хитрый ребенок все равно сможет обмануть систему. И хоть мы уверены, что такого не будет, лучше сразу перестраховаться. 

Планируешь ли развивать проект в перспективе? Почему на данном этапе взаимодействие ограничено одним экраном?

— Все просто — ресурсы ограничены, мы разрабатываем это скромной командой в свободное от работы время, пока решили начать с андроида. Далее — будем смотреть за метриками и удовлетворенностью родителей и их начинающих достигаторов. :-) 

Авторское послесловие

А теперь немного личной истории. С вами Никита — редактор UXART и примерно 10 лет назад родители сказали мне — «если ты закончишь год отличником, то мы купим тебе PSP». Естественно, после этой фразы глаза мои горели ярче Сириуса и мотивация учиться поднялась до небес.

Я стал отличником, но вот к концу года родители забыли про своё обещание и PSP так и осталась чем-то далеким.

Я это к чему, проект Могучи стал бы для меня в те годы спасательным кругом. Родители не на словах бы пообещали PSP, а могли поставить мне цель, которую на протяжении года я бы пытался закрыть. 

И мне кажется, что такие проекты действительно могут помочь во взаимоотношениях родителей и детей. Во-первых, ребенок точно знает, что получит и что для этого нужно делать. Во-вторых, не будет ситуаций, при которых родители «забыли» обещанное. 

И это крутой способ и повысить мотивацию, и научить ребенка ответственности.


За месяц мы провели большую работу: продумали все сценарии, предложили множество гипотез, нагенерировали идеи, разработали фирменный стиль, спроектировали, нарисовали и сопровождали проект при разработке.

Те, кто часто проводят дизайн-ревью, понимают, что это весьма интересный процесс, когда на разработке программисты не могут (или часто не хотят) делать все так, как на макетах.

Если у вас есть крутая идея, но вы не знаете как её реализовать — обязательно пишите нам на почту или в телеграм. Да и просто подписывайтесь на наш тг-канал. Мы там много всякой внутрянки показываем)

А если вы хотите узнать о работе над проектом с технической точки зрения и застать релиз первым, то подписывайтесь на телеграм-канал Кирилла

Категории: Кейсы