Мы наконец-то нашли лучшие аналоги YouTube — Платформа и Дзен... ох если бы это было правдой

2024-09-06 04:34:41 Время чтения 43 мин 347 1

На протяжении последних недель мы разбираем аналоги YouTube и пора закончить эту трилогию последними российскими сервисами. Смог ли Дзен под руководством Яндекса и полностью скопированная оболочка под названием Платформа победить западного брата? Сегодня разберем их интерфейс и удобство, а также наконец закончим эту сагу.

Всем привет, на связи студия интерфейсов UXART, где мы ежедневно делаем интернет удобнее. В середине августа мы начали анализировать отечественные видеохостинги. В первую очередь это было связано с замедлением нашего любимого Ютуба, а во вторую — ну действительно стало интересно, смогли ли наши ребята сделать качественные аналоги.

К сожалению или к счастью, во время разбора мы нашли критическое количество багов и неприятных моментов, из-за которых ни RuTube, ни VK Видео не смогли запасть в наше сердечко. И для тех, кому интересно прочитать разборы самостоятельно, ссылки будут ниже:

https://www.sostav.ru/blogs/275415/49563

https://www.sostav.ru/blogs/275415/50146

Теперь же осталось проанализировать два последних видеохостинга, которые в теории могут составить Ютубу хоть какую-то конкуренцию. И речь сегодня пойдет про Дзен и Платформу.

Изначально хотели разделить эту статью на две, но так как последний сервис это чуть ли не полная копирка YouTube, то и разбор на него вышел бы коротким и не столь приятным. Поэтому сегодня посмотрим оба сервиса, сделаем выводы по их удобству и решим, стоит ли уходить с Ютуба или лучше поискать надежный вп…

Дзен и его история

В отличие от прошлых статей этой серии, сегодня сходу решил начать с истории сервиса. Но если вам не хочется узнавать путь Дзена, то предлагаю пропустить эту часть. Тем более, она будет тезисной.

А для всех, кто остался, начнем.

  1. Разработка собственно ИИ и рекомендация для Яндекса начали реализовывать еще в 1997 году. Технология, которая в будущем будет называться ZEN использовалась во внутренних сервисах компании. 
  1. В 2009 году Яндекс внедряет новый метод машинного обучения — «Матрикснет». Особенность этого метода заключалась в устойчивости к переобучению:
  1. Эта система позволила учитывать множество факторов ранжирования — и при этом не увеличивать количество оценок асессоров и не опасаться, что машина найдет несуществующие закономерности
  1. Первый сервис, в котором появилась технология рекомендаций — «Яндекс.Музыка», затем «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Радио». И уже в 2015 году в бета-режиме запускается отдельный сервис под именем «Яндекс.Дзен»
  1. Дзен анализировал как историю браузера, так и активность пользователя в самом сервисе. При желании, юзеры могли выбирать «интересный» контент и убирать из ленты «неинтересный»
  1. В 2017 правила игры меняются. Теперь пользователи могут самостоятельно публиковать свой контент на Дзен. Раньше сервис работал в формате дистрибуции контента с других площадок. В том же году Яндекс объявил, что потратит 1 млн долларов на спонсорскую программу для лучших авторов.
  1. В 2019 пользователи смогли загружать ролики хронометражем до 15 минут, а в 2020 до 60 минут.
  1. И в 2021 правила снова меняются. Теперь Дзен начинает ориентироваться на блогеров и их видео-контент. В апреле 21 прекращается обмен трафиком с медиасервисами и просмотры у многих медиа резко падают.
  1. В августе 2021 в Дзене появляются «Ролики» — вертикальный формат видосов длительностью до 1 минуты (который вскоре увеличат до 2-х минут).
  1. В августе 2022 года Дзен меняется визуально. VK объявляет о приобретение сервисов «Дзен» и «Дзен. Новости». Теперь при посещении главной Яндекса, пользователя автоматически переадресовывает на страницу dzen.ru 

И вот теперь можно начать разбирать сам сервис. И, к сожалению, без проблем тут не обошлось.

Главная страница

Если вы помните, как я отреагировал на главную Рутуба, то можете предположить, что я скажу сейчас. Даже Рутуб на главной не показывает настолько много, как это делает сервис от Яндекса. И с одной стороны это понятно, ведь Дзен это не только видеохостинг, но еще и некий статейный ресурс с интегрированной новостной лентой.

Но это первый экран среди аналогов Ютуба, на моей памяти, который вызывает настолько неприятные эмоции.

Начнем с того, сама страница с «видео» спрятана в левой части экрана среди категорий. И мы обязательно перейдем в неё, но для начала мой любимый эксперимент с бесконечной лентой:

Из минусов, которые сходу показывает нам сервис — поп-апы с предложением авторизоваться и просьбой оценить ленту сходу. Я даже толком не успел рассмотреть, что мне предлагает сервис, а он уже хочет получить какую-то оценку.

Сама же лента — да, она бесконечная. Но проблема та же, что и на Рутубе. О ней я частично упоминал выше. Дзен это сборная солянка из всего контента, который представлен на платформе, а именно — видосов, роликов, новостей и статей. 

Если вас, как и меня, смущает название «ролики», то, напомню, это вертикальный формат, который назвать как-то уникально не хватило фантазии.

Но на этом странные функции не заканчиваются. У Дзена есть 2 вида поиска — классический «в интернете по вашему запросу» и внутри сервиса по контенту. 

Разница заключается в том, что для поиска по контенту пользователю обязательно нужно проскролить страницу вниз. И в отличие от Ютуба, ВК и Рутуба это непривычный паттерн, который может смутить пользователей на старте.

Про карточки контента — о них совсем чуть-чуть, т.к. выглядят они почти идентично.

Есть 3 основных типа — по 1 под видосы и статьи и одна под вертикальный формат.

Отличие видео и статей заключается в двух аспектах:

  1. У статей в карточке добавляется описание под заголовком
  2. У видосов в нижней правой части визуала указан тайминг, либо «подборка», если видео в карточке несколько

Сами карточки расположены по 4 в ряд, однако, даже с включенным Adblock вам с легкостью может показать рекламу. Я, конечно, не против Jetour Dashing 1.5 MT, но зачем мне видеть этот автомобиль 2024 года в карточках, посвященных видео? Или рекламу Мегамаркета. 

Все круто, но почему не пойти по пути того же Ютуба с рекламой в роликах? Почему на главной странице я действительно словно на рынок попадаю, где мне и контент предлагают, и рекламой сверху посыпают?

Но если вы думаете, что Ютуб в этом плане не показывает рекламу пользователям, то спешу вас огорчить. Если вы живете в России, то не увидите её. Но как только мы включаем ВПН и выключаем adblock, то на главной сразу появляются объявления:

Отличается сам подход к рекламе, как таковой:

  1. Во-первых, есть вариант рекламы с измененным визуалом. Так пользователь понимает, что это не видео из его ленты рекомендаций, а именно рекламный видос
  1. Во-вторых, у рекламы Ютуба акцентнее выделяется само слово «реклама». Его не прячут в карточку мелким шрифтом, а контрасно показывают на странице

Карточки с «роликами» сильно отличаются от предыдущих — как минимум, форматом показа. Здесь 8 карточек, на каждой из которых мы видим заголовок, ник пользователя и количество просмотров.

Сама структура контента на главной циклична. Он чередуется по формуле — 12 карточек статей, 12 карточек видосов, 8 карточек роликов. И так по кругу, пока пользователь не устанет скролить вниз. И за стабильность в структуре можно поставить плюс.

Разделы

В этой статье нас интересует 3 основных раздела. И если вы подумали про статьи, видео и ролики, то вы правы лишь частично. По какой-то неведомой причине, у Дзена есть две подкатегории, которые расположены под основными — «Видеоигры» и «Детям». 

Что в первой, что во второй пользователям все также показывают полномасштабные ролики, но подробнее о них чуть позже. Итак, переходим в «видео».

Здесь видим все то же, что и на главной. Ролики по 4 карточки в ряд, на карточках указан автор, количество просмотров, сколько времени прошло с публикации и название ролика. 

Но что мы видим, опустившись чуть ниже?

Да, те самые «ролики», для которых есть отдельный раздел. Почему они интегрированы в раздел с полномасштабными роликами остается тайной.

Под поиском расположились категории видосов. Давайте же кликнем на одну из них:

И тут произошло оно — нас выбросили с раздела видео и переадресовало на «тему» технологии. 

С одной стороны, это кажется интересным решением. Мол, пользователь может заинтересоваться не только видосами по теме, но и прочим контентом.

А вот с другой, т.к. мы анализируем работу именно видеохостинга, мне непонятно, зачем выводить эти темы в разделе, если из него тебя насильно выбрасывают. 

Мы можем повторно перейти на видео, уже в рамках этой темы, но это лишние клики, которые тратят моё время. 

Но огромная плашка с «технологиями» никуда не исчезает. Вы все еще можете отскролить страницу, но зачем пользователю делать такое количество лишних действий?

При этом, раздел «видеоигры» работает отлично. Опустим тот факт, что мне снова рекомендуют видео, половина из которых мне неинтересна. Но все же. Здесь ролики делятся на рекомендации и конкретные игры, которые могут вас заинтересовать.

Но вот сам поиск работает по модели ВК, когда сервис подбирает видео одновременно с вводимым запросом. Из-за этого во время поиска «Baldur`s Gate 3» я сначала увидел КС, потом МК и только после ввода «bald» попал в нужный проект.

Сходу еще одна недоработка сервиса. Почему-то в категории вторых Врат Балдура мне показывают футажи последней игры от Larian. Выбирают ли категорию люди или сам сервис — вопрос на который мы ответим после просмотра творческой студии.

А вот раздел «Детям» выглядит интереснее всего:

Хотя и сразу видно, что «темы» сверху никак не относятся к разделу и в целом не нужны здесь. Но, допустим…

Тут все делится на нестандартные для сервиса карточки. Нестандартные они за счет микро анимации, которая воспроизводится при наведении. Ну разве не прелесть?

А в самих карточках все поделено на плейлисты:

И вот теперь можно переходить к главному — плееру.

Плеер

Раз мы остановились на детском разделе, давайте заодно и посмотрим, как выглядят плейлисты:

Ничего не напоминает?

На деле же, дьявол кроется в деталях. Несмотря на то, что плейлист и плеер практически полностью копирует Ютубовский дизайн, мы видим важные отличия. А именно — расположение кнопок!

(не списывай точь в точь)

Это, конечно, шутка, но в отличие от Рутба и VK Видео, здесь дизайн почти полностью повторяет Ютуб. Хорошо это или плохо — не мне судить, но факт остается фактом.

Из странного — автоматические субтитры недоступны сразу после начала просмотра. Но пока я делал тот прекраснейший визуал сверху, сабы успели прогрузиться и начали работать. 

Рекомендательная система справа также копирует Ютуб. Но сами рекомендации вызывают вопросы. Если это детский раздел, то, пожалуйста, ограничьте рекомендации детским контентом.

Иначе после просмотра мультика «Лео и Тиг» маленький пользователь случайно может перейти на новостной выпуск от Артемия Лебедева, который ему точно не следует смотреть в таком возрасте)

Ну и да, снова реклама. Особенно позабивала маркировка 16+ в ads, которая показывается под мультом из детского раздела))

По самому функционалу плеера добавить нечего. Помимо водяного знака VK Видео в верхней левой части экрана. Все настолько стандартно, что не хочется это обсуждать.

Максимум, что можно отметить — возможность оценки плеера. Такого я раньше не видел, а фидбек от пользователей может помочь авторам сервиса.

Под видосом тоже классика — канал и возможность подписки, лайки/дизлайки и комменты. Здесь, благо, есть древо комментариев и тебе не придется искать, кто кому и когда написал.

Но даже тут снова реклама, которой, честно говоря, слишком много на сервисе.

К слову, решил я все-таки зайти на видос Лебедева. И вот, что увидел:

Да, этого видоса либо уже нет на сервисе, либо сервис просто забаговал и не показывает мне контент. Не помогла ни перезагрузка страницы, ни смена браузера. А при переходе на вкладку «рекомендации» я и вовсе словил ошибку 404:

И напоследок, вы же помните поиск по «темам», который расположен в верхней части экрана? И наверняка вы думаете, что работает он, как привычный поиск — ты вбиваешь запрос и тебе выдаются результаты?

На деле оказывается, что это очередная переадресация, но уже на общую страницу с темами. И только теперь вы можете воспользоваться поиском.

Канал пользователя

Сам Дзен выделяет несколько блогеров, которые выпускают эксклюзивный контент для этой платформы. Поэтому предлагаю рассмотреть один из таких каналов — Куплинова.

На главной странице канала пользователя все идет в строгом порядке:

  1. Подборки автора
  2. Ролики (вертикальные видосы)
  3. Статьи
  4. Видео

Оформление канала стандартное — в верхней части обложка канала, ниже логотип, ник, количество подписчиков и описание, а справа кнопка подписаться. 

После подписки, к слову, Дзен показывает «похожие каналы»:

Спойлер: среди этих каналов нет ни одного на игровую тематику. Ваши рекомендации не работают, извините.

В разделе с видео появляется фильтрация, которой нигде до этого не было. Мы можем отсортировать видео по дате публикации или просмотрам. И на этом все. Достаточно типичный канал пользователя, без чего-то уникального.

Творческая студия

И она снова плоха, особенно, если сравнивать с Ютубом. Здесь нет практически никакой полезной статистики для авторов. Но для начала давайте про «главную»

Встречает Дзен нас с крайне заметных баннеров, которые лишь занимают место на экране. Но что больше всего меня позабавило — формулировка «четыре шага и мы начнем рекомендовать ваш канал». 

Моя гипотеза заключается в том, что до достижения этих 4 шагов вашего канала для Дзена не существует. И на протяжении 2-х месяцев я это доказывал самому себе. Ни статьи, ни видео не рекомендуется пользователям и, видимо, даже не высвечиваются в ленте.

И проверить это достаточно просто — вбиваем точный запрос и видим, что нужная статья не выдается в поиске первой. Сначала мы видим тему «Галактика», потом видос по С# и только после нашу статью. Крайне странная система, которая не продвигает новичков. 

И эта проблема с нулевыми каналами прослеживается на всех отечественных сервисах. Вас просто не будут выдавать в ленте потому…что? Просто потому что рекомендации работают через мозг разработчика, который по тем или иным причинам решил, что новичков можно не показывать. А вот купленных блогеров с Ютуба мы будем показывать везде.

В статистике мы видим 5 основных пунктов:

  1. Подписчики
  2. Публикации
  3. Почасовая статистика
  4. Доход
  5. Аудитория

И вот вместо того, чтобы расписывать, почему вся эта статистика не имеет смысла, предлагаю уже в третий раз за три статьи взглянуть на то, что нужно авторам:

Копируйте, пользуйтесь, не благодарите.

А вот с загрузкой контента происходят странные вещи. Посмотрите на скрин ниже и скажите, что вы видите впервые:

Правильно: что такое пост и где он указан в разделах на главной слева?

Тем не менее мы здесь собрались ради видео. Но вопросов с каждой новой кнопкой все больше.

А здесь у нас все стандартно. В начале просят загрузить сам видос:

После чего мы можем отредактировать о нем информацию:

И здесь, в отличие от того же VK Видео, есть теги, которые хоть немного, но должны продвигать ваши видео через поиск. Работают они или нет — вопрос другой. Но как минимум, эту функцию редактор предлагает. 

И перед тем, как смотреть на Платформу, хочу сделать лирическое отступление:

Я уже неоднократно отмечал, что большинство отечественных сервисов не ровня Ютубу. Такая же ситуация и с Дзеном. У него, определенно, есть свои плюсы, но так как это не только видеохостинг, но и статейный/новостной ресурс, его трудно назвать прямым конкурентом Ютуба.

Основная проблема всех наших сервисов сейчас — отсутствие интересного контента и отсутствие огромной библиотеки видосов. Даже если все блогеры резко выберут наши сервисы, мы не перегоним по контенту Ютуб. К тому же, у нас не будет западных видосов, а это отдельный минус.

Другая проблема — агрессивный маркетинг и покупка некоторых Ютуберов, которые для этих платформ делают эксклюзивные видосы. Тут нет вины блогеров, на мой взгляд, это дополнительный заработок, который на Ютубе отключили еще в августе. Но тот же Куплинов для Дзена делал эксклюзивные видосы по конкретным играм, а на VK с недавних пор выкладывает видосы на три дня раньше, чем на Ютубе.

И вот с одной стороны может показаться, что это круто — смотреть его видосы раньше остальных на ВК ВИДЕО! Но по настроению в комментариях под видосами на Ютубе, у людей идет отторжение от отечественных платформ. 

Мало того, что пользователей насильно хотят увести от Ютуба, посредством замедления платформы, так еще и блогеров выкупают, уводя на неудобные сервисы. Это огромная проблема, с которой нужно бороться, а не способствовать её развитию.

А теперь можно и на платформу посмотреть.


Платформа

Будем честны, платформа сейчас это темная лошадка среди мира видеохостингов. Этот сервис неизвестен большинству людей. И да, проект сейчас в бете. Как следствие, при первом посещении сайта я увидел это:

Либо нулевые просмотры на ГЛАВНОЙ странице, либо минимальные. И вот как мне относиться к сервису, который при моем первом посещении не может вывести в реки видео, с хоть какими-то просмотрами?

Вообще, стоило бы обсудить видос анонса Платформы, в котором пафосными фразами нам объясняют, почему этот сервис имеет место и зачем юзерам его использовать. 

И если вам интересна эта тема, я сделаю отдельную мини-статью по каждому тезису этого видоса. Напишите об этом в комменты, а мы пока дальше пойдем изучать сервис.

Вернемся к главной:

Здесь сходу несколько отличий от Ютуба:

  1. Под поиском расположились категории контента, а сам поиск занимает большую часть экрана
  2. Карточки видосов по 4 в ряд
  3. В левой части «Навигатор», который частично копируют категории под поиском

В целом, выглядит не так плохо, т.к. основные паттерны взяты у западного брата. Но давайте провалимся в одну из категорий:

Да, тут все действительно про игры. Но вот почему на 12 видосов 6 из них от Мармока (притом фейковые каналы) — непонятно.

К слову о категориях слева — при нажатии на «видеоигры», вас перекидывает в другой игровой раздел. Здесь нет Мармока… и просмотров… Судя по датам на видосах, сюда отправляется весь «новый контент», но т.к. о платформе почти никто не слышал, смотреть эти видосы некому. Как-то так.

P.s. остальные категории выглядят идентично, так что говорить про них отдельно не имеет смысла.

P.s.s. лента здесь бесконечная, так же, как и у Дзена, но никакого восторга от неё сейчас я не испытываю.

Плеер и система рекомендаций в правой части экрана выглядят практически идентично:

Из различий — расположение и количество функций в самом плеере. Так, например, у платформы нет:

  1. Субтитров — ни добавленных автором, ни сгенерированных автоматически
  2. Возможности выбрать следующий ролик прямо в плеере

Из интересного — первые несколько видео в рекомендация практически всегда от автора, которого вы смотрите прямо сейчас. Интересное на этом заканчивается.

Описание и комментарии также схожи с Ютубовскими. Из недобавленного — в игровом разделе нет упоминания и возможности перейти на другие видосы по конкретной игре. Остальное по классике.

И вот уже здесь чувствуется самый главный минус платформы — она во всем пытается копировать Ютуб (что визуально, что функционально), но делает это грубо, без любви и по принуждению.

Я не зря прикрепляю два скрина — с Ютуба и Платформы. В каждом можно заметить, как западный видеохостинг пытаются скопировать до мельчайших деталей. Но это просто не получается сделать адекватно.

Из-за чего общее впечатление от сервиса не «вау, это такой приятный клон, мне не придется привыкать к новому сервису», а «ну и зачем мне полная копирка Ютуба, которая не вызывает ничего, кроме смеха?». 

В этом суть платформы прямо сейчас. Клон Ютуба, но с нашими технологиями! Только вопрос, а будет ли этим хоть кто-то пользоваться?

Даже сравнивая с Рутубом, Вк и Дзеном, кто выберет платформу, если Ютуб смогут заблокировать, без возможсноти обхода?

Но это все лирика. Что там по каналу автора и творческой студии?

Канал автора

Снова 2 скрина — один с Ютуба, другой с Платформы:

И тут мы видим сходства: сверху обложка канала, ниже лого, ник, кол-во подписчиков, кол-во видео, описание, рядом кнопка «подписаться».

Ниже все разделено на разделы — только сами они в немного другом порядке.

Под разделами закрепленное автором видео, а ниже — видосы.

Все настолько похоже и настолько различается в мелких деталях, что описывать это уже и не стоит. Моя главная мысль, которую вы прочитали выше остается той же. Копирка без души.

Творческая студия

И вот где появляются значительные отличия:

На весь экран у нас три основных показателя — аналитика по каналу (со сводными данными), новые подписчики (которые на Ютубе указаны в маленьком окошке снизу) и новые комментарии (аналогично).

Снизу у нас подсказки для новых авторов. 

Из забавного — «чтобы добавить ролик, нажмите кнопку ниже», а вот кнопки ниже нет…

Во время написания статьи, залил на платформу 5-секундный ролик, чтобы страница с аналитикой обновилась. Ниже посмотрим на её полную версию и я скажу, сколько по времени обрабатывался видос.

Вкладка «Контент на канале» полностью пытается копировать Ютубовский дизайн:

И вот где действительно есть отличия, так это во вкладке с аналитикой. Но как и во всех сервисах до этого, отличия лишь в худшую сторону. Тут нет практически ничего важного:

Творческая студия, как и все в Платформе — попытка скопировать успешную дизайн формулу Ютуба. Но, как и прежде, попытка, скорее неудачная.

И да, загрузка видео снова пытается повторить Ютуб.

Спустя час видос так и не загрузился. Ждать дольше не имеет смысла, т.к. час на 5-секундный видос это очень много.


Что в целом можно сказать про Дзен и Платформу. Что первый, что второй ресурс не может соперничать с Ютубом. Так же, как и не могут два предыдущих.

И главный вопрос, который не покидает мою голову после 3-х статей — а зачем нам эти сервисы?

Буквально ни один не может соревноваться с западным аналогом. Разве у них нет бюджета на это? Есть, конечно же. Так в чем проблема? Столько лет разработки каждого из сервисов, но все коту под хвост. 

По ощущениям, все это изначально делалось лишь для галочки, а когда настал момент с возможной блокировкой Ютуба, все резко осознали, что за эти годы ничего нового-то и не придумали.

Помимо очевидных проблем в удобстве самих платформ, у нас есть проблемы с количеством контента и людьми, которые не захотят уходить от Ютуба, который им стал родным.

Но если вдруг и нужно будет делать выбор, если Ютуба не останется, то какие у нас есть варианты?

  1. Рутуб, который выглядит, как рынок, а качество контента и сервиса оставляет желать лучшего?
  2. Вк с их бесконечными ботами, неработающими адекватно плейлистами и 18+ контентом?
  3. Дзен, который в целом ни рыба, ни мясо — хочет собрать у себя весь контент, но из-за этого непонятно, для чего вообще этот сервис?
  4. Или Платформа, которая полностью скопировала дизайн Ютуба, но сделала это криво?

Что то, что это, как говорится. Но среди всех этих сервисов я, скорее всего, выбрал бы именно ВК. Чисто из-за того, что раньше пользовался этим мессенджером и мне будет просто к нему заново привыкнуть.


А что вы думаете по поводу блокировки Ютуба и наших, отчественных, сервисов? Может, я не прав и наши ребята сделали крутые аналоги. Но пока это просто не воспринимается серьезно.

Спасибо каждому за прочтение этой статьи. С вами был редактор UXART, не забывайте подписываться на наш телеграм-канал. Там мы обсуждаем дизайн, внутрянку и экспериментируем с контентом — https://t.me/konakov_blog 

А также можете подписаться на мой личный тг-канал, там в основном про ирл, игры и мысли про проблемы отечественных сервисов.