5 типичных ошибок предпринимателей и как их не допустить

2024-06-26 18:05:17 Время чтения 10 мин 492

Антон Купринов, исполнительный директор Московского гарантийного фонда, ведущий подкаста «Купринов на связи». Проблемы в бизнесе возникают не только у новичков. Иногда по незнанию или из-за невнимательности деловые люди совершают ошибки, которые приводят к потере денег и даже репутации. Гости моего подкаста дают советы, как этого избежать. Приведу некоторые из них.

Неправильный выход на маркетплейсы

В связи с развитием маркетплейсов в России, предприниматели все чаще отдают предпочтение онлайн-продажам. На первый взгляд, торговля на маркетплейсах выглядит просто: площадки дают готовые механизмы продаж, предоставляют логистические услуги, продвижение, выход на целевую аудиторию.

Из-за такой кажущейся простоты предприниматели могут зайти на маркетплейсы, тщательно не проанализировав площадку. Если человек не понимает, как работает сервис, какие модели продаж использует, как оказывает услуги, то рано или поздно он столкнется с убытками. Избежать потерь несложно. «Правила оформления карточек, требования к документам, тарифы и возможности продвижения – все это находится в открытом доступе на официальном сайте каждого маркетплейса», – рассказала руководитель маркетинговых коммуникаций в B2B Ozon Мария Вассерман. 

По ее словам, прежде чем выходить на маркетплейсы, необходимо изучить аналитику и инструменты, которые предлагает площадка. Они будут доступны в личном кабинете после регистрации. Также важно правильно выбрать товар для продажи. Например, тем, кто решил продавать не очень популярные или наоборот трендовые истории (спиннеры, розовые вещи в стиле Барби) стоит особенно тщательно продумывать стратегию привлечения клиентов. А вот зоотовары и детские вещи всегда хорошо продаются. Есть сложные категории, например, крупногабаритная техника, в том числе с точки зрения доставки и сборки. В общем, маркетплейс – это не волшебное место, где предприниматели получают быстрый доход, а площадка, на которую имеет смысл заходить только после тщательного изучения и анализа своих возможностей и своей целевой аудитории.

Отказ от оценки бизнеса при оформлении кредита

Несмотря на то, что финансовая образованность предпринимателей в последние годы заметно выросла, не все понимают необходимость оценки бизнеса. А многие и вовсе ошибочно полагают, что эта услуга нужна лишь во время ликвидации предприятия или прохождении банкротства. На самом деле оценка бизнеса – обязательная процедура при оформлении кредита под залог активов, объясняет гендиректор саморегулируемой организации оценщиков России «АРМО» Елена Петровская. 

«Сейчас появился отдельный стандарт «оценка для цели залога». Так что кредитование и оценка – взаимосвязанные факторы. А чем привлекателен заемщик для банка? В первую очередь, конечно, банк интересует бухгалтерская отчетность с хорошими активами по балансу. Это та визитная карточка, которую первой видит банк, когда предприниматель подает заявку на кредит», – объясняет спикер.

Реальная цифра, полученная при оценке бизнеса, позволит увеличить сумму кредита и может положительно повлиять на решение банка о выдаче займа. Не менее важна оценка при продаже бизнеса или франшизы. Покупатели с большей охотой приобретут компанию, видя подтвержденные специалистом оценочной компании объективные данные. 

«Даже маленькое предприятие тогда будет стоит дороже, поскольку у него появится некий имидж», – делится наблюдениями Петровская. При оценке важна не только работа оценщика, но и самого предпринимателя. Для хорошего результата здесь должен образоваться тандем. Если собственник действительно заинтересован в том, чтобы узнать истинную стоимость бизнеса, он должен рассказать оценщику не только о своих активах, но и о планах развития компании.

Неправильный выбор франшизы

Франшиза часто воспринимается как одна из самых надежных и простых бизнес-схем, потерять деньги в которой практически невозможно. Но на деле все не так просто. Одна из ключевых ошибок будущих франчайзи – неправильный выбор ниши.

Обещания быстрой окупаемости и легкого запуска не помогут, если у предпринимателя нет опыта в выбранной сфере и желания учиться, рассказывает председатель комитета по франчайзингу московского отделения «Опоры России» Василь Газизулин.

«Нередко людьми вначале движет эго, желание принести пользу – например, готовить вкусные капкейки, правильно учить детей, делать самые красивые прически и т.д. Но в конечном итоге практически у каждого «самореализующегося»  случается критический момент и происходит кассовый разрыв, когда не хватает денег на зарплату, аренду. Поэтому предпринимателю всегда надо учитывать не только возможность самореализации, но и прибыль», – рекомендует Газизулин.

Приобретать франшизу при этом действительно стоит с учетом того, чем человек действительно хочет заниматься, к чему лежит душа. При выборе сферы бывают значимы гендерные признаки. Например, компании, связанные со строительной отраслью, чаще открывают мужчины. Женщины предпочитают школы, салоны красоты. Но есть франшизы, которые интересны всем: рестораны, кафе, предприятия доставки. И, конечно, нужно глубоко разобраться в финансовой части бизнеса, познакомиться с опытом других франчайзи в этой сфере.

Ошибки при подаче заявки на кредит

Нередки ситуации, когда владелец довольно успешной компании, обращаясь в банк за кредитом, получает отказ. По словам банковского консультанта, специалиста по кредитованию малого и среднего бизнеса Наталии Нарышевой, это может быть связано с ошибками, который допускает предприниматель при подаче заявки на кредит. Самая частая причина – плохая кредитная история. Предприниматели не всегда представляют свой кредитный рейтинг, хотя получить данные о нем можно в течение пары минут. Клиент с низкими баллами вряд ли может рассчитывать на крупный займ.

«Вторая причина – неполный пакет документов. Почему так получается? Потому что предприниматель не полностью читает условия, которые ему нужно выполнить для того, чтобы получить кредит», – поясняет Нарышева. Сильно портит впечатление о потенциальном заемщике сокрытие информации о своем бизнесе. Например, если предприниматель не рассказывает о своих дополнительных расходах или доходах, не предоставляет кредитору честный и полный отчет о прибыли и убытках, не раскрывает сведения о движении денежных средств. Дело в том, что эти факты быстро обнаруживаются, когда специалисты банка проводят анализ финансового положения клиента.

Еще одна распространенная причина отказа предпринимателю в кредите – нехватка залога. Эта проблема решаема. В случае его отсутствия или несоответствия требованиям банка, малый и средний бизнес может воспользоваться поручительством нашего Фонда в Москве или гарантийных организаций в других регионах.

Игнорирование альтернативных способов финансирования

На кредиты приходится большая часть заемных средств, полученных предпринимателями. На 01.05.2024 размер портфеля кредитов МСП составил 13.5 трлн руб. (+9% к 01.01.24). Но кредит не всегда удовлетворяет потребностям бизнеса или подходит под его ситуацию и возможности. Именно поэтому стоит рассмотреть другие способы финансирования – лизинг, краудфандинг, факторинг, выпуск облигаций.

Эти инструменты с каждым годом становятся все популярные у МСП, по некоторым из них есть программы господдержки. Какие именно можно бесплатно узнать в Консультационном центре Московского гарантийного фонда. Если предпринимателю важно быстро получить финансирование, то сопредседатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам Павел Самиев советует рассмотреть вариант краудфандинга. Особенно удобен этот способ для начинающих свое дело, которые еще не подходят под критерии банков. Еще один способ для бизнеса получить деньги для оборотного капитала – факторинг. Этот способ предлагают сейчас факторинговые компании, многие из них созданы банками.

Факторинг прежде всего подойдет тем компаниям, которые используют в расчетах отсрочку платежа, особенно этот инструмент удобен для компаний, работающих с торговыми сетями. Благодаря этому способу финансирования, предприниматели получают оплату сразу после отгрузки товара или оказания услуг, не дожидаясь поступления средств от покупателя.