Фейки о компании: как не убить журналистов?

2024-08-13 10:11:00 Время чтения 9 мин 112

Фейковые новости – это не просто интернет-шутка, а реальная угроза для репутации и бизнеса. Один журналистский заголовок способен за день разрушить годами выстроенный имидж. В статье собрали советы, которые помогут противостоять фейковым новостям и защитить бренд от негативного влияния.

Классификация фейков

Для начала давайте разберемся с фейками. Глобально всю фейковую информацию можно разделить на 2 вида: ненамеренную и намеренную. 

Ненамеренная информация — это случайные ошибки или опечатки в фактах, названиях, именах и т.д. Журналисты — живые люди, поэтому могут недосмотреть и написать неверный факт. В таком случае достаточно обратиться к автору материала, в котором нашли ошибку, и сообщить об этом. Зачастую журналисты исправляют опечатки или случайные ошибки. 

Например, практически все СМИ имеют штатных корректоров, которые тщательно проверяют тексты перед публикацией.  Некоторые издания  даже  предоставляют  возможность читателям  отмечать ошибки непосредственно на сайте. 

Медиа-рынок устроен таким образом, что требует от журналистов быстроты и оперативности. Часто это приводит к ошибкам. Но сотрудники СМИ стараются не допускать подобных ситуаций, поскольку от ошибок зависит репутация издания.

Намеренная фейковая информация — это материалы, которые содержат ложные факты о компании. Тут нет опечаток или случайных ошибок. Весь материал фейка построен на недостоверной информации. В таком случае представитель компании обращается в СМИ, которое выпустило фейковый материал, и опровергает его: приводит аргументы и предоставляет достоверные факты. Таким образом компания разрешает ситуацию.

Будет по-плохому

Если борьба с фейками была бы простой — вы сейчас не читали бы эту статью. Возникает вопрос: а что делать, если СМИ уверены в своей позиции и не хотят опровергать фейк? 

Денис Сигутин, управляющий партнер группы агентств PENA Agency, PENA Production, ASAP Banner, Idea Promotion рассказывает, как действовать в таком случае.

Юридические лица и ИП в случаях, если распространение порочащей информации напрямую связано со сферой предпринимательской деятельности, могут обратиться в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Если компания не может установить личность человека, который распространил порочащие сведения, то иск об удалении или публикации опровержения может быть подан против издания, владельца сайта или другого сервиса, где была размещена клеветническая информация.

Критерии, которые должны одновременно присутствовать в информации, чтобы ее посчитали фейком (согласно Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»): 

  1. Недостоверная, то есть ложная информация.
  2. Общественно значимая: информация, которая касается большого количества людей.
  3. Распространяется под видом достоверных сообщений. В информации нет пометки, что это слухи или предположения, она преподносится как правда.

Таким образом, даже если новость является ложной или не имеет доказательств, но она не представляет общественной значимости, закон об информации не будет применяться к ней. За такую новость можно привлечь к ответственности только на основании статей о клевете или оскорблениях, если есть соответствующее судебное решение.

Есть ли у нас план? 

Наличие плана действий — это ключ к успеху. Даже если ваша компания никогда не сталкивалась с фейками, важно продумать план спасения на случай внезапных вбросов. Так получится оперативно отреагировать на ситуацию и взять ее под свой контроль. 

Существует несколько эффективных методов борьбы с дезинформацией, которые применяют компании. Мы обобщили их и назвали это подходом «Быстрее, выше, сильнее».

Быстрее

Необходимо постоянно следить за инфополем и мониторить СМИ, в которых выходят новости из вашей сферы. Также всегда нужно смотреть итоговые статьи, которые вышли с комментариями от представителей вашей компании. Перед выходом материала просите журналиста согласовать его с вами. Так всегда можно оперативно отреагировать на недостоверную информацию и исправить ее. Важно быстро опровергать крупные фейки о компании: сразу публиковать официальные заявления на сайте и в социальных сетях.

Например, в 2019 году появились фейки о том, что Яндекс собирает информацию о своих пользователях и делится ею с государством.  Компания решила не молчать, и выложила подробное объяснение, как они защищают данные пользователей. Также Яндекс запустил рекламную кампанию с призывом не верить фейкам. В результате, бренд не потерял доверие пользователей и оперативно разрешил ситуацию с фейком.

Выше

Выстраивайте со СМИ «высокие отношения»Всегда предоставляйте журналистам достоверные сведения и помогайте им разобраться в ситуации. Самостоятельно проверяйте факты перед их отправкой в редакцию. Возможно, руководитель сказал не те цифры, или копирайтер сделал ошибку в фамилии. Наблюдайте за всем с высоты, оттуда виднее. 

Сильнее

Сила в честности, потому что это — ключевой фактор доверия. Делитесь фактами и документами, чтобы подтвердить свою позицию. Еще лучше, когда компания открыта и честна на постоянной основе, не только во время борьбы с фейками. Таким образом, бренд создает прочную репутацию, устойчивую к единичным вбросам. Сила имиджа компании —  в ежедневных действиях, которые направлены на долгосрочную перспективу. 

В случае серьезного потока фейковых новостей о бизнесе необходимо обратиться к юристам для решения вопроса о защите репутации. Чтобы профессионально, быстро и качественно решить проблему с фейковыми вбросами, не стоит пренебрегать юридической помощью в этом вопросе. 

А судьи кто? 

Рано или поздно все компании сталкиваются с фейками. Но чтобы всегда быть готовым к ответной атаке, нужно иметь четкий план действий. Каждая компания должна разработать структуру борьбы с потенциальными фейками. Тогда защищать репутацию компании будет проще.

В структуру борьбы с фейками необходимо включать алгоритмы быстрого реагирования на дезинформацию и механизмы взаимодействия с представителями СМИ.  Ведь профилактика всегда лучше, чем лечение.