В данной статье осветим последние тренды отрасли недвижимости в Китае и расскажем о том, какие маркетинговые инструменты можно использовать, чтобы продвинуть ваш проект и привлечь китайские инвестиции.
Рынок недвижимости долгие годы был одним из драйверов роста китайской экономики и маркером стремительно развивающегося Китая. Прежде всего, позитив на рынке недвижимости был связан с активной урбанизацией и перетоком сельского населения в городские агломерации. Рост экономики все еще поддерживает дальнейший рост городов, особенно городов 3-4 уровней, которые сегодня растут значительно быстрее крупнейших китайских мегаполисов. В 2023 году численность городского населения в Китае достигла 933 млн человек, что составляет 66,2% от общей численности населения.
Поступательное реформирование экономики с 80-х годов XX века, когда поочередно был поддержан внутренний платежеспособный спрос, обеспечено привлечение иностранных инвестиций и развитие внутренней индустрии, обеспечило условия для роста доходов китайцев. С 2013 по 2023 годы располагаемый доход на душу населения в Китае вырос более чем в 2 раза до 39,2 тыс. юаней.
Тем не менее, несмотря на позитив, долгое время царивший на рынке недвижимости, к началу пандемии коронавируса в индустрии наметились серьезные проблемы. Стремительное расширение ипотечного рынка и финансирования застройщиков на фоне мягкой монетарной политики привело к проблеме их высокой закредитованности и возникновению перегретости на рынке. Неблагоприятным для индустрии также оказалось нарушение цепочек поставок и рост стоимости строительных материалов, а также более сдержанные потребительские ожидания.
В августе 2020 года были введены так называемые “три красные линии” – специальные нормативы финансовых показателей долга застройщиков. Однако проблемы в индустрии уже начали набирать обороты. Наиболее примечательный случай – это кейс крупнейшего китайского застройщика Evergrande, который оказался не способен расплатиться по долгам и к концу 2021 года был признан банкротом.
Если в 2021 году рынок по инерции продолжал расти, а добавленная стоимость в секторе недвижимости составила 7,7 трлн юаней, показав прирост на 5,2%, то в самый непростой для Китая 2022 год она впервые показала сокращение, упав на 4,5%.
С начала 2024 года падение продаж продолжилось, что также выразилось не только в падении физического объема продаж, но и в падении цен на недвижимость. Еще в январе-апреле в физическом выражении продажи коммерческой недвижимости упали на 20,2%, в то время как в денежном – на 28,3%. Поэтому в мае был снят нижний порог по ипотечным ставкам, был сокращен размер первоначального взноса при покупке первой и второй квартиры – до 15% и 25% соответственно. Были запущены программы сокращения нераспроданной недвижимости, например, государственным предприятиям для этой цели было выделенно до 300 млрд юаней. Местным органам власти также были предоставлены смягчения по приобретению недвижимости у пострадавших застройщиков в фонд социального жилья.
Тем не менее, принятые меры стимулирования оказались не способны фундаментальным образом изменить сложившиеся диспропорции. Во время пресс-конференции 14 сентября представитель НБР КНР Лю Айхуа отметила, что рынок недвижимости продолжает коррекцию. С января по август 2024 года инвестиции в недвижимость сократились на 10,2%, а площадь ввода нового жилья упала на 20,2%, продажи коммерческого жилья – на 23,6%.
На текущий момент Правительству еще предстоит большая работа над преодолением проблем на рынке недвижимости, которые существенным образом сдерживают его инвестиционную привлекательность, что бьет по целому ряду связанных секторов. В то же время есть и обратная сторона – потенциальный интерес китайских инвесторов к вложениям в зарубежную недвижимость.
Китай – это один из крупнейших в мире иностранных инвесторов. Причем китайские инвесторы интересуются не только стратегическими секторами, такими как энергетика или металлургия, но и диверсификацией инвестиций и повышением отдачи на вложенный капитал. Поэтому инвестиции в недвижимость – это актуальное направление вложений китайского капитала, причем как крупного, так и капитала частных инвесторов на фоне дешевеющей китайской недвижимости.
Более того, сектор недвижимости как в Китае, так и за рубежом – это традиционное направление для вложений китайских частных инвесторов. До 70% сбережений китайцев сосредоточено именно в этой области. В особенности популярными направлениями вложений китайских инвесторов выступают страны Юго-Восточной Азии, Австралия, США, Великобритания. В последнее время наблюдается более высокая активность китайских инвесторов в таких странах как Япония и ОАЭ.
В то же время далеко не все так просто, как это было раньше. Рост процентных ставок за рубежом, ограничения на трансграничное движение капитала в Китае, непростая ситуация для собственников недвижимости внутри страны являются негативными факторами для инвестиций в недвижимость за рубежом. В результате сегодня китайские инвесторы все более избирательны в выборе инвестиционных проектов. Данный факт требует внимания к существующим на китайском рынке маркетинговым инструментам для привлечения инвесторов из Поднебесной.
В условиях повсеместной цифровизации задействование инструментов диджитал-маркетинга – это ключевая составляющая успешного продвижения своих проектов в Китае. Без присутствия на китайских онлайн-площадках, наличия китайского или гонконгского хостинга вашего сайта, и активности в китайских соцсетях с большей вероятностью о вас не узнают в Китае или же вы будете серьезно ограничены в возможностях коммуникации с потенциальными клиентами.
Специфика китайского интернета заключается в наличии широкого спектра ограничений. Для того, чтобы повысить вероятность ранжирования вашего сайта китайскими поисковыми системами потребуется провести работу над локализацией сайта. Она будет включать в себя не только перевод содержания на китайский язык, но и приобретение китайского/гонконгского хостинга, а также стоит обзавестись адресом с самым популярным местным доменом .cn.
Если вы планируете продвигать сайт, то потребуется работа с SEO, для этого мы рекомендуем ознакомиться с особенностями SEO-продвижения на Baidu, а также рассмотреть возможность запуск таргетированной рекламы через Baidu Ads.
Крупнейшие соцсети, такие как WeChat и Weibo, зачастую выступают альтернативой созданию веб-сайта, что связано с тем, что китайцы – активные пользователи соцсетей, в рамках которых также все чаще осуществляется поиск необходимой информации. В частности, WeChat является самым популярным каналом коммуникации с активной аудиторией свыше 1 млрд пользователей. Регистрация бизнес-аккаунта в WeChat позволяет делиться с целевой аудиторией тематическим контентом, настраивать CRM, организовывать онлайн-комьюнити среди потенциальных клиентов.
Среди других соцсетей, которые потенциально стоит рассмотреть для организации присутствия – Douyin и Little Red Book. Douyin – крупнейший сервис коротких видео, который востребован среди китайцев за счет интерактивного формата контента. Применительно к недвижимости полезными методами могут стать прямые трансляции и сотрудничество с лидерами мнений, которые работают с темой недвижимости. Little Red Book – популярное лайфстайл приложение, которое китайцы все чаще используют для поиска актуальной информации и трендов. Причем целевая аудитория соцсети – это более состоятельные китайцы, проживающие в городах 1-2 уровней.
Несмотря на популярность соцсетей, онлайн-форумы в Китае до сих пор в ходу. Один из самых популярных в Китае онлайн-форумов – Zhihu – ориентирован на высокообразованную и состоятельную аудиторию: около 80% пользователей площадки имеют высшее образование, а 40% проживают в крупнейших городах 1-2 уровней. Бизнес имеет возможность продвигаться на площадке, размещая о себе информацию и тематический контент и активно взаимодействуя с аудиторией в тематических разделах. Также преимуществом Zhihu является хорошая видимость в китайских поисковых системах, поэтому площадку можно включать в стратегию SEO-продвижения.
Кроме того, стоит рассмотреть возможность работы с тематическими P2P форумами, такими как Anjuke, World Fang и Juwai.
Еще один инструмент, о котором не стоит забывать – это PR, который также хорошо работает на китайском рынке. Вы можете рассмотреть для подготовки тематических публикаций пул популярных изданий, среди которых крупные онлайн-площадки Toutiao и Sohu.
Таким образом, несмотря на непростую ситуацию на рынке недвижимости в КНР, современный китайский инвестор достаточно избирателен в вопросе зарубежных инвестиций. Поэтому важную роль в привлечении клиентов в свои проекты играет успешное продвижение своих проектов посредством инструментом диджитал-маркетинга, среди которых присутствие в китайских соцсетях, онлайн-форумах, задействование инструментов PR, а также адаптация и продвижение сайта на китайском языке.