Wildberries в топе: площадка вместе с Amazon оказалась среди самых посещаемых маркетплейсов в мире. В прошлом году на нее ежемесячно заходили в среднем 350 миллионов раз. Грех не воспользоваться таким источником трафика: рассказываем, как шаг за шагом с минимальными вложениями открыть свой магазин и сделать первые продажи.
Чтобы работать с Wildberries, нужно зарегистрировать бизнес — оформить самозанятость, ИП или ООО. Выбор за вами.
Если вы самозанятый, то есть две новости: хорошая и не очень. Хорошая: вам не нужно делать страховые взносы, а налоги — всего 4% при продаже товара физическим лицам и 6% — юридическим. Не очень: вы можете продавать только то, что сами изготовили, перепродажа запрещена. Сотрудников нанимать нельзя, а выручка не должна превышать 2,4 миллиона рублей в год. Стать самозанятым можно через приложение «Мой налог».
Индивидуальным предпринимателям не запрещено заниматься перепродажей и нанимать работников. Но у этого есть своя цена: платите страховые взносы и больше налогов. Чтобы стать ИП, нужно сделать несколько шагов.
Подобрать ОКВЭД. Это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Каждый вид деятельности — отдельный код. Допустим, если вы владеете турецкой баней, то для бездушной бюрократической машины вы не предприниматель Иван Петров, а 96.04.
Для работы на маркетплейсах нужен код — 47.91.2 (да, мы подобрали за вас). Его нужно будет внести в заявление о государственной регистрации ИП.
Выбрать систему налогообложения. Для Wildberries скорее всего вам будет достаточно упрощенной налоговой системы (УСН). Она позволяет нанимать до 130 сотрудников и получать миллионы — но не больше 199,350,000.
По УСН ежегодно нужно будет платить 49,500 рублей страховых взносов, а если доход более 300 тысяч рублей, то + 1% с годового дохода.
Для оплаты налогов можно выбрать один из двух вариантов: «Доходы» (6% от суммы продаж) или «Доходы минус расходы» (до 15% от прибыли, точная сумма зависит от региона).
Сбер рекомендует, если расходы на бизнес меньше 60% от выручки, выбирать УСН «Доходы» — не будете переплачивать. Если больше 60% — лучше «Доходы минус расходы».
Оформить ИП. Заполните форму № Р21001 (тут-то и пригодится ОКВЭД). Затем через Госуслуги, банковское приложение или государственный сервис подайте документы. Можно лично отдать документы в отделении ФНС, банке или МФЦ, в таком случае еще нужно оплатить госпошлину — 800 рублей.
PS. Если у вас есть еще какие-то источники дохода, укажите в форме ОКВЭД для каждого из них (коды собраны тут). Закон не ограничивает количество ОКВЭДов, но чтобы у налоговой было меньше вопросов, лучше использовать не более двадцати.
Открыть расчетный счет. С него вы будете платить зарплату сотрудникам, рассчитываться с поставщиками и — самое приятное — на него придут деньги от покупателей.
Это юридическая форма, которая подойдет, если вы ведете бизнес с партнерами. С ней будет проще привлечь инвесторов или продать бизнес. Но будьте готовы к тому, что ООО требует больше отчетности, чем ИП и самозанятость.
Зарегистрировать ООО можно онлайн, например, на сайте ФНС и через МФЦ или налоговую.
Зарегистрировать бизнес на Wildberries можно только в тех странах присутствия маркетплейса. Это Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Узбекистан.
Для продавцов Wildberries есть специальный сайт — «Wildberries Партнеры». Чтобы получить там аккаунт, понадобятся:
Для активации личного кабинета придется оплатить взнос — 10 тысяч рублей. WB он нужен, чтобы бороться с мошенническими регистрациями. Но это не подарок платформе: вы сможете использовать деньги для рекламы на маркетплейсе.
Спустя 1-5 дней личный кабинет активируется, вы заполните раздел “Мой профиль” — и вуаля. С этого момента вы — селлер.
Готовьтесь к ответу. Если Wildberries решит спросить у вас: а безопасны, а легальны ли ваши товары? — у вас должна быть бумажка, которая все прояснит.
Подтвердить безопасность позволят сертификат, декларация или отказное письмо.
Сертификат и декларация имеют одинаковую юридическую силу — достаточно получить один из этих двух документов. Проверить, нужны ли они для вашего товара можно в Перечне ТС и Постановлении Правительства РФ ном. 2425. Сертификат или декларация обязательны, например, для косметики, детских игрушек, еды, моющих средств.
Отказное письмо подтверждает, что товар не подлежит сертификации и декларированию. Документ подойдет, например, для продажи заколок, бижутерии, блокнотов, товаров для сада.
Если производите товар сами, оформите документы в одном из аккредитованных сертификационных центров (например, этом, этом или этом). Если перепродаете чужой — документы вам должен предоставить поставщик или продавец.
Допустим, вы решаете продавать что-то под чужим товарным знаком, например Star Wars. Если вы человек не рисковый и не хотите встрять в авантюру, стоит подтвердить право использовать бренд с помощью лицензионного договора.
Для собственного бренда регистрировать товарный знак необязательно. Но это защитит вас от недобросовестных селлеров, решивших нажиться на вашем имени.
Ура, вы добрались до 4-го шага, осталось немного.
Каждому товару нужна карточка. Там есть простые пункты вроде наименования. Например, если продаете подарочный банный набор, напишите «Банный набор». А дополнительную информацию укажите в полях «Назначение подарка» и «Повод». Если написать в них «мужчине» и «День рождения», то товар будет выдаваться в поиске в том числе по запросу «Подарок мужчине на день рождения».
От выбора категории зависит, какую комиссию вы заплатите. Когда введете название товара, Wildberries заполнит категорию автоматически. Но если посчитаете ее неподходящей, впишите свою вручную. Важно сразу указать правильную категорию, потому что ее нельзя изменить после первой поставки.
Артикул — это цифровое обозначение товара, по которому удобно ориентироваться в отчетах и следить, сколько единиц товара осталось в наличии. Вы можете придумать свое обозначение товара. Но если поле не будет заполнено, Wildberries поможет и сгенерирует артикул за вас.
Бренд. Если вы продаете то, что сами производите, придумайте запоминающееся название бренду, например, “Банный набор Счастливые пяточки”. Это нужно, чтобы выделиться среди других селлеров. К тому же: как можно добиться от покупателей лояльности к бренду, если у вас нет бренда? В случае перепродажи товара все будет зависеть от договора с производителем. Если он требует, чтобы вы указывали его название, то придется так и поступить. А вот реплики продавать нельзя: никаких кроссовков Абибас.
ТН ВЭД. Ничего страшного тут нет. Вам нужно ввести классификатор таможенных операций, который выглядит как код из десяти знаков. Он указан в сертификате, декларации или отказном письме.
Цвет. В этом поле укажите цвета, по которым товар будут искать покупатели. Например, если продаете ярко–розовое платье, отметьте не только розовый цвет, но и фуксию — так товар с большей вероятностью попадет в выдачу.
Габариты упаковки. Размер товара влияет на стоимость доставки и хранения. Лайфхак: чтобы избежать проблем с маркетплейсом, на всякий случай стоит указать размер чуть больше действительного.
Баркод. Уникальный номер, по которому товар будут искать на складе. Если у товара есть штрих код, скопируйте его номер, а если нет, система автоматически подберет свободные варианты.
Комплектация. По ней покупатель может проверить, что входит в состав товара. А если после покупки вещь вернут, то сотрудник пункта выдачи сверится с комплектацией и убедится, что ничего не потерялось.
Заполнять ли необязательные поля — вы решаете сами. Но советуем все же сделать это: чем больше информации о товаре, тем выше он в выдаче.
Заполните описание. Это должен быть связный и понятный текст про товар. Добавьте в него поисковые ключи. Подсмотреть ключи можно в «Популярных запросах» в разделе «Аналитика». Например, для чайника запросы могут быть такими: чайник для плиты, чайник для газовой плиты, чайник эмалированный, чайник со свистком.
Лайфхак 2: чтобы не писать карточки товаров самому, сгенерируйте их через нейросеть. Это позволит сэкономить время, особенно если у вас сразу много товаров. Промпт для чайника может быть таким: «Чайник для плиты, чайник для газовой плиты, чайник эмалированный, чайник со свистком. Используй указанные выше ключевые слова, чтобы написать продающее описание для чайника на 800 символов».
Сделайте фотографию товара. Она позволит привлечь внимание пользователя к вещи. Чтобы сделать фото, можно нанять профессионального фотографа. Но если хотите обойтись минимумом усилий, на помощь придет искусственный интеллект. Он придаст продающий вид фотографии, которую вы сделали самостоятельно.
В галерее показываем, как отретушировать фото товара с бесплатной моделью Flair AI ⬇️
К несчастью тех, кто любит лопать пузырчатую пленку, ее для WB недостаточно. В зависимости от типа товара маркетплейс требует разную упаковку. Найдите в справочнике свой товар и узнайте, как вам быть.
Этикетка клеится на сам товар или, например, на его бирку. На этикетке указывают название товара, артикул, размер, состав и другие сведения. Полный список необходимых данных ищите в законе «О защите прав потребителей».
Сделать этикетки получится самому в Excel или с помощью «Робота Вали». У нее есть шаблон, вы заполняете его данными товара и подгружаете табличку на сайт. Валя отправит этикетки на вашу электронную почту. Потом их можно распечатать на принтере для этикеток.
Наклейка со штрих кодом должна быть на упаковке. Она нужна сотрудникам склада, чтобы учитывать товар. На штрих-коде должны быть:
Такие наклейки, как и этикетки, создаются в Excel.
Data Matrix нужен, если товар подлежит маркированию через «Честный знак». Это, например, одежда, обувь, молочные продукты, табачные изделия. Посмотреть все товары можно в разделе «Товарные категории» на сайте «Честный знак». Внешне Data Matrix напоминает QR–код. Он должен быть на упаковке, размещает его производитель. Задача продавца проверить, что код есть.
У WB две системы — «Доставка со склада Wildberries» и «Маркетплейс». Не обязательно выбирать одну — можно пользоваться двумя сразу.
«Доставка со склада Wildberries» удобна тем, что вы просто завозите партию товара на склад и платите за хранение. А дальше — ответственность Wildberries.
Доставка на склад заранее оформляется в личном кабинете, нужно указать характеристики и количество товаров. Каждый товар упакуйте отдельно, а всю партию — в большую общую упаковку. Например, в коробку или на монопаллету.
«Маркетплейс» — это когда вы храните товар на собственном складе (или, чем черт не шутит, прямо дома). Потом, когда вы получаете заказ, нужно привезти его на склад Wildberries или в ПВЗ в вашем регионе. Доставлять товары на склад в другом регионе нельзя, иначе заплатите 30% их стоимости штрафа.
Товар важно доставить в течение 30 часов после того, как покупатель сделал заказ. Тогда с вас возьмут стандартную комиссию 17%. Если вы не успели, каждый просроченный час комиссия растет на 0,2%. Не успеете за 120 часов — заказ отменят, а вам назначат штраф — 50% от стоимости заказа.
На этом все, дело сделано, теперь карточке остается пройти боевое крещение продажами.
Все это базовые шаги, необходимые, чтобы заработать на Wildberries первые деньги. Дальше, чтобы продавать больше, важно разобраться в рекламном продвижении товаров. Игра стоит свеч. Оборот Wildberries за 2023 год — больше 2,5 триллионов рублей. Аудитория маркетплейса — почти 60 миллионов потребителей, поэтому, если постараться, вы найдете клиентов.
Чтобы продавать товары собственного производства, оформляйте самозанятость. Если перепродаете чужие товары, понадобится ИП. А тем, кто в будущем хочет продать бизнес, подойдет ООО.
Для этого будут нужны зарегистрированный бизнес, номер телефона и аккаунт покупателя.
Список зависит от ситуации. Но точно понадобятся сертификат, декларация или отказное письмо.
Заполняйте основные характеристики, добавляйте больше фото и описания. Чем больше информации, тем выше товар в поисковой выдаче.
Сделайте для товара индивидуальную упаковку, наклейте на него этикетку, штрихкод и, при необходимости, Data Matrix.
Храните вещи на собственном складе или на складе WB
Больше статей вы найдете в Блоге Спикса. Рассказываем там, как тратить меньше времени на работу с отзывами и получать больше довольных покупателей.