Авангард нашего времени, или как меняется подход к дизайну банковских карт

2024-10-01 15:00:19 Время чтения 12 мин 1498

Когда-то в наших сумках и карманах было большое количество пластиковых карточек. Сейчас даже кошельки уже давно ушли в онлайн. Зачем банковским картам яркий дизайн — какие функции он выполняет и в каких активациях задействуется? Предлагаем вам небольшое исследование на тему дизайна банковской карты — собрали с коллегами из маркетинговой компании «РУССМАРКЕТ» самые заметные кейсы на отечественном рынке.

Коллаборации с искусством

«Сбер» выпустил лимитированную коллекцию банковских карт с эксклюзивным дизайном в рамках коллаборации с известным российским художником стрит-арта Александром Тито. Его работы экспонировались на самых крупных выставочных площадках нашей страны, в их числе Третьяковская галерея, Гостиный двор, Манеж. Теперь мотивы работ Тито представлены на картах «Сбера».  

В поддержку коллекции запущена диджитал-компания и ролик в стилистике молодежной уличной культуры. Здесь художник, баллончики с краской, спорт, музыка. «Стильная лимитка — успей оформить!», — призывает, видимо свою целевую аудиторию, юный голос за кадром.

Когда дизайн несет в себе функцию

Весной этого года «Т-Банк», тогда еще «Тинькофф», выпустил тактильную дебетовую карту Tinkoff Black. Она была разработана специально для слабовидящих и незрячих клиентов банка. Благодаря выемке в форме волны карту можно правильно вставить в банкомат, не глядя на нее. Облегчить распознавание и чтение помогают также особые детали в дизайне карты и картхолдера:

  1. повышенная контрастность;
  2. увеличенный шрифт.

В «Т-Банке» анонсировали обновление всех сервисов, которые будут учитывать возможности и потребности разных клиентов. Также и тираж лимитированной коллекции тактильных карт планируется увеличить. Интересный кейс, который показывает и уровень отношения к клиентам, с одной стороны, и явный недостаток такого продукта на рынке — с другой. К тому же, здесь дизайн уходит далеко от только эстетических и маркетинговых задач, а становится, в первую очередь, функциональным. Интересно понаблюдать за развитием этого кейса.

Когда ребрендинг прошивает смыслы

В этом году банк «НОВИКОМ» провел ребрендинг и представил новый лого, визуальный стиль и название. Что здесь интересно в контексте нашего разговора? Как уверяют представители банка, в название вшиты ценности, которые объединяют банк и российский инженерный корпус. Это новаторство, визионерство, конструктив, мастерство. Очевидно, эти же ценности и позиционирование отражены и в логотипе — центральным элементом здесь становится чертеж. А еще здесь угадывается образ банковской карты. Кстати, в дизайне карт эта идея также повторяется, но уже на более сложном уровне — в варианте премиальной карты линии чертежа как будто заполняются цветом. Очень интересная работа, с ценностями, с ДНК бренда. При этом, дизайн карт минималистичен, но выверен до мелочей.

Минимализм, или как его понимают банкиры

«Альфа-Банк» выпустил новую премиальную карту Alfa Only. В чем ее особенность? Это металлическая карта в лаконичном светлом дизайне с жемчужиной, которая является символом Alfa Only. Кстати, в дополнение к карте есть опция — платежный стикер для бесконтактной оплаты смартфоном, с аналогичным дизайном. И еще пара слов о дизайне. В «Альфа-Банке» прекрасно знают, что выражение «дорого-богато» — совсем не о дорогом и богатом. Скорее, наоборот, чем больше средств на счете, тем меньше деталей и оттенков на вашей карточке. Поэтому, чтобы заказать такую металлическую карту, по условиям оформления необходимо иметь минимум 3 млн рублей на счете.

Дети тоже в деле

«ВТБ» из года в год остается верным фирменному стилю и определенной сдержанности в дизайне. В портфеле банковских продуктов есть детская карта для детей от 6 лет. Возникает вопрос — каким должен быть дизайн детской карты? Кто в итоге является целевой аудиторией — кто платит за продукт или пользуется им? В каком режиме пользуется, как часто, под наблюдением взрослых или в свободном формате?

На детской карте «ВТБ» — все та же палитра оттенков синего цвета и котики. Образы котиков созданы такими, что их вполне можно было бы разместить на карточке, скажем, женщины 40+ или парня 35+. Получается, что, создавая дизайн финансового продукта для ребенка, авторы ориентируются на взрослого. Это интересно, и хочется понаблюдать за развитием таких продуктов — что будет меняться со временем, какие возможности окажутся в руках наших детей, учитывая, что они итак родились со смартфоном в руке. Возможно, через какое-то количество лет, дети смогут самостоятельно оформлять карты — и как тогда будет выглядеть дизайн? Кстати, к этой карте предлагается получить бесплатный платежный стикер.

Обезоруживающий выбор

«Т-Банк» подходит к дизайну серьезно, и на различных своих площадках предлагает выбрать дизайн для традиционной карты Black: вулканы Камчатки, дизайн художника стрит-артиста и нашумевший коллаб с «Королем и Шутом». И еще масса предложений по мотивам творчества блогеров, художников, аниматоров и прочих. Заход, от которого сложно отказаться. Тем более, что «Т-Банк» давно определил, в какой-сегмент аудитории нужно целиться. Множество банков вообще не поднимают вопрос дизайна карточки, и предлагают стандартное оформление в цветах фирменного стиля, но при этом дают полное описание условий оформления, опций и так далее. «Т-Банк» заходит с козырей, от которых сложно оторваться — смотрите сами.

Использование нейросетей

Кстати, «Сбер» также идет по пути предоставления выбора. Однако здесь мы видим коллаборации с более официальными, традиционными институтами культуры и науки, например, с Третьяковской галереей, Русским географическим обществом. А еще дизайны, разработанные при помощи нейросети «Сбера» Kandinsky.

«Сбер» уже привлекал нейросети для разработки дизайна карт. В том числе, на различных мероприятиях посетителям предлагалось совместно с искусственным интеллектом создавать уникальное оформление дебетовых карт, которые практически теплыми после печати отдавались будущим владельцам. В этом случае дизайн становится частью события, инструментом. С его помощью можно привлекать аудиторию, которая, возможно, никогда не зашла бы в отделение банка.

Подытожим

В эпоху господства онлайн-сервисов очень интересно говорить о материальном продукте, который, возможно, скоро уйдет в небытие. Что, в таком случае, будет с дизайном карт? Логично, что дизайн перейдет вместе с картой в цифровую среду. И все же, пока мы пользуемся пластиковыми картами, можем наблюдать и анализировать тренды, связанные с дизайном. Посмотрев только на 7 примеров, можем выделить следующие:

  1. Коллаборации с искусством. Как правило, такие виды сотрудничества охватывают онлайн- и офлайн-каналы.
  2. Взаимодействие с искусственным интеллектом. Актуальный инструмент, который по мере развития, будет предлагать все новые возможности взаимодействия. 
  3. Продукты для разных сегментов аудитории, в том числе детей. На данный момент дизайн ориентируется в большей степени на того, кто платит за продукт. Поэтому назвать дизайн детским в отношении банковских карт можно довольно условно.
  4. Опциональность. Когда дизайн становится некой ценностью, а карта не просто финансовый инструмент, а еще и аксессуар, который может отражать индивидуальные интересы и увлечения.
  5. Функциональность. Возможно, с развитием паллиативной помощи, эко-направления, дизайн карт, устройств, гаджетов, станет в большей степени функциональным. Например, для людей с ограниченными возможностями в самых простых вещах, которые мы усложняем за счет дизайна, главное — это комфорт, простота в использовании, поддержание и сохранение здоровья. 

Вернемся к этой теме через некоторое время и посмотрим, какие тренды станут актуальными.