В каждом городе свои легенды: как мы создали для beeline cloud цифровую площадку, которая сохранит культурное наследие

2024-10-08 13:42:42 Время чтения 12 мин 901

Для нового социального проекта облачного провайдера beeline cloud мы в CreativePeople помогли придумать идею и развить её в отдельный спецпроект «Городские легенды», который помогает воссоздать утраченные или сильно изменившиеся со временем шедевры архитектуры, знаковые здания и сооружения. Теперь можно увидеть, как бы выглядели сейчас московская триумфальная арка «Красные ворота» или один из самых больших кинотеатров Новосибирска эпохи НЭПа. 

Рассказываем, как проходила работа над проектом и что вы можете сделать, чтобы вместе с beeline cloud сохранить как можно больше легендарных сооружений в каждом городе России.

Что такое «Городские легенды»

В 2023-ем году мы помогли beeline cloud с ребрендингом, и ключевой идеей коммуникации провайдера стала фраза «сохраняя самого ценное» — информацию. В этом году мы пошли дальше и развили эту идею вместе с клиентом в отдельный спецпроект «Городские легенды», который воссоздаёт утраченные памятники архитектуры и знаковые объекты в городах России.

В основу проекта лёг инсайт: в каждом городе есть достопримечательности, память о которых сохранилась лишь на фотографиях. Жители стараются сохранить исторический облик городов — 32 000+ подписей набрала петиция против проекта, предполагающего снос 121 исторического здания в Санкт-Петербурге. 

Юлия Гусарова
директор по маркетингу beeline cloud
«Восстановление и сохранение данных — ключевые аспекты безопасности, которым мы уделяем особое внимание. При этом сохранность исторически значимых объектов культурного наследия, важных в масштабах всего человечества, определяет схожую параллель с бизнесом, когда безопасность данных выносится на первый план. Мы видим здесь особую связь, и она находит отражение в нашем проекте. Присоединяясь к «Городским легендам», вы вносите существенный вклад в формирование историко-культурного облика, что особенно важно для будущих поколений».

На сайте можно увидеть здания, сооружения и другие объекты из разных городов России, которые уже сильно изменились или перестали существовать. При этом по задумке проект должен не только показать внешний вид объекта, но и то, как он вписывается в современный город. Так начались «Городские легенды».

Спецпроект прошёл полный цикл разработки внутри агентства CreativePeople — от первых инсайтов и нейминга до вёрстки лендинга и запуска. Проект включал как концепцию, так и сложную техническую реализацию с созданием 3D-объектов на основе 2D-фотографий.

Важной частью реализации стали интерактивные механики: каждый человек может сам загрузить фотографии и описания значимых снесенных городских объектов на портал.

Классический пример — Красные ворота в Москве, изначально возведённые по приказу Петра I в честь победы в Полтавской битве и демонтированные в 1927 году при расширении Садового кольца. Мы постарались показать, как они могли бы выглядеть сейчас: ворота воссоздали в цифровом виде и вписали в современный ландшафт. 

В рамках проекта уже восстановили архитектурные объекты в Казани, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Посмотреть на них и изучить краткую сводку из истории можно на интерактивной карте проекта. Впереди у нас и другие города — от Калининграда до Якутска. Смотрите сам проект по ссылке.

Анастасия Жукова
арт-директор CreativePeople
«Это очень интересный проект, который заставил в процессе погрузиться в историю архитектуры городов нашей страны, обратить внимание на то, с какой скоростью меняется пространство вокруг. И насколько важно стараться сохранить любым способом историческое наследие». 

Как это работает

Работа по воссозданию объекта состоит из нескольких этапов, о которых расскажем далее. А подробнее про этапы реализации проекта рассказали в кейсе на нашем сайте.

Сбор фотографий или изображений утраченного здания из всех возможных источников

Мы используем исторические архивы, городские форумы, новостные статьи и заметки. При этом важно найти изображения с разных ракурсов, чтобы собрать максимально полное представление о том, как выглядело здание, где конкретно оно было расположено и как именно вписывалось в ландшафт того времени.

Исследование нынешнего вида локации

В этом нам помогают современные картографические сервисы и панорамы. Результат мы сопоставляем с историческим планом города, чтобы понять, как изменился городской ландшафт и в каком месте сегодня располагалось бы утраченное здание.

Отрисовка и подготовка фото

На основе проведённых исследований формируется предварительный набросок, в котором мы определяем ракурс здания и точку съёмки локации. Её мы выбираем так, чтобы была видна наиболее узнаваемая часть здания. На этом же этапе начинаем отрисовывать объект, адаптируя разные проекции фасада с фотографий, рисунков и чертежей под заданный ракурс, воссоздавая цветовую гамму и текстуры. 

В каждом городе у нас есть фотографы, которые в это время снимают обозначенные локации с установленных ракурсов. Так у нас получаются материалы о двух временных плоскостях. 

Совмещение иллюстрации и фотографии и финальная обработка

На этом этапе мы примеряем фото к цифровым рисункам, добавляем графику и цветокоррекцию, а затем готовим к размещению на сайте.

В процессе работы над проектом появилась идея добавить слайдер, чтобы можно было сравнить архивные фото объекта и то, как бы он смотрелся в современном городском пейзаже. Внешний вид самих оцифрованных объектов тоже обновлялся — мы стремились к тому, чтобы они были яркими и заметными, но в то же время смотрелись реалистично.

Анастасия Жукова
арт-директор CreativePeople
«С визуальными материалами были сложности, поскольку они были максимально разношёрстными — от акварельных иллюстраций и чертежей до ч/б фотографий довоенного времени. Нейросети давали сильные искажения и неожиданные дополнения, с их помощью не удалось добиться желаемого сохранения узнаваемости объектов, поэтому виуализировали утраченные объекты через иллюстрации.

А при работе над реализацией KV мы привлекали фотографов из разных городов, некоторые проявляли неподдельный энтузиазм, чтобы сделать классные фотографии, подходящие под ракурс и освещение, которые мы и использовали в проекте».

Что дальше

Проект «Городские легенды» только запускается, но уже на этапе разработки он привлёк внимание Российской Академии Художеств, которая поддержала проект и планирует активно участвовать в предложении новых объектов.

Уже сейчас любой пользователь может предложить на сайте своё историческое здание или сооружение, которое представляет культурную или историческую ценность. После модерации «легенда» появляется на карте, а другие пользователи могут за неё голосовать. Каждые два месяца мы с командой beeline cloud будем оцифровывать новый объект, набравший наибольшее количество голосов.

Сами beeline cloud рассчитывают получить 300+ заявок от пользователей и, в случае хороших показателей при запуске, развивать его в дальнейшем. Предложить свой объект для восстановления вы можете на сайте проекта.

Cледующий этап проекта — сохранение мозаик. Мозаичные панно как элемент декора активно использовались и в советское время, и в эпоху модерна, и ранее. Сейчас многие из этих мозаик ветшают и разрушаются. Вместе с коллегами из beeline cloud мы будем реанимировать шедевры в цифровом виде по сохранившимся фотографиям и эскизам, а затем размещать их на карте. Этот проект активно поддерживает художественное сообщество: вопросы сохранности старинных мозаик, витражей и панно сейчас стоят очень остро, а наш проект может помочь и сохранить как можно больше информации не только об облике того или иного здания, но и о его деталях.

Не забудьте подписаться на наш телеграм-канал, чтобы видеть ещё больше интересных и реализованных нами проектов, мы открыто делимся инсайтами, процессами и этапами работы. 

Над проектом работала команда CreativePeople:

руководитель проекта — Наталья Шик

арт-директор — Анастасия Жукова

дизайнеры — Владимир Ковальский, Анастасия Чеснокова, Алексей Фоминых 

креатор — Борис Гавриш

сборка — ИП Виноградник