Взгляд изнутри: Лира рассказала, как была устроена выставка-форум «Россия»

2024-10-28 16:36:51 Время чтения 17 мин 1232

Выставка-форум «Россия» побила все возможные рекорды, познакомив более 14 млн посетителей с достижениями регионов страны. За красивыми экспозициями стояла кропотливая работа длиной в год. Как шла подготовка к одному из самых масштабных событий Москвы последних двух лет? Как организаторы справились с огромным потоком гостей?

О выставке регионов «Россия»

Выставка-форум «Россия» собрала на одной площадке все регионы: от Калининграда до Камчатки. Нестандартный новый формат. Огромное количество достижений. Самая разная аудитория. Экспоненты столкнулись с настоящим вызовом: застроить такой стенд, который был бы не только интересен всем, но и отразил бы уникальность региона, а также привлек новый поток туристов.

Подготовка к выставке началась задолго до её старта. За много лет Лира успела посотрудничать со множеством различных регионов. И когда команда агентства узнала о новой выставке-форуме «Россия», сразу же загорелась идеей поучаствовать в ней. Всё начиналось с простых консультаций для экспонентов, и постепенно они переросли в крепкое сотрудничество с пятью регионами. А с некоторыми из них агентство продолжает работать до сих пор.

Получайте первыми новости о самых ярких проектах. Подписывайтесь на наш telegram-канал

Как шла подготовка к открытию

Такого формата выставки раньше не было в России. Он потребовал от экспонентов переосмысление подхода. В агентстве подошли к задаче по-новому, не как к застройке стандартных стендов, а как к проектированию музейной экспозиции. 

Команда агентства собирала огромное количество информации, искала интересные кейсы, изучала историю и природу региона, запрашивала нужные данные у профильных ведомств и министерств, придумывала концепции, создавала архитектурные проекты, застраивала пространство, искала персонал и обслуживала стенд. Эта большая работа нашла отражение в концепциях стендов.

Елена Плахтиенко
Генеральный директор и основатель агентства Лира, автор концепций стендов пяти регионов на выставке «Россия»
Ко всем нашим стендам мы подходили архитектурно. Есть принцип этапности восприятия в пространстве: нужно предусмотреть как минимум три этапа погружения в экспозицию. Первый этап ― когда видишь экспозицию издалека — ты должен ахнуть. Тебя должно потянуть подойти. Дальше срабатывает вылавливание того или иного якоря, чтобы захотелось пойти еще дальше. Третий уровень погружения ― это уже детальная информация. И очень важно, чтобы эти три этапа были соблюдены последовательно.

Нельзя сразу давать людям контент, потому что без первого и второго этапа он будет им неинтересен. Нельзя ограничиваться только архитектурой, иначе знакомство продлится 40 секунд. 

Стенд-лес, стенд-коллаж: как искали яркие образы регионов

Каждый стенд прорабатывался индивидуально. Сроки тоже были разные: с кем-то начали работать за полгода, а с кем-то — за несколько месяцев. Главная задача в разработке концепций — это найти яркий образ. Например, чтобы гости могли сказать «Встречаемся у стенда-леса» или «Подходите к железному соловью».

Кстати, лес появился на стенде Костромской области не просто так. Концепция стенда — «лес костромских историй», где каждое раскидистое дерево на стенде рассказывало свою историю в формате «Было. Стало. Будет». Деревья выступили идеальным образом рассказчика: они корнями в истории, они видели все, что происходило много веков, при этом молодыми побегами тянутся в будущее.

1 / 3

На новгородской земле сосредоточено такое количество символов и смыслов, что их не получилось уместить в один дизайн-макет. Поэтому агентство пришло к заказчику с идеей: создать красочную монументальную иллюстрацию из 30 самых ярких образов.

Стенд построили по принципу иммерсивной арт-былины: надеваешь наушники, выбираешь экскурсию и начинаешь путешествие. Любой гость мог за десять минут погрузиться в историю региона и за узнать все самое интересное. 

1 / 3

Помимо застройки стенда, команда проекта продумала для региона всю контентную часть: создала аудиогид, организовала 153 мастер-класса для детей и взрослых, провела тематические мероприятия и фестивали. На выставке даже расписались две пары из Новгорода в рамках Всероссийского свадебного фестиваля.

Владимирская область сразу понимала, что она хочет представить на стенде. Клиенту нужна была помощь в красивой визуальной архитектуре. Команда Лиры вдохновилась белокаменным зодчеством Владимирском области и ее архитектурным образом ― церковью Покрова на Нерли, которую советский искусствовед Игорь Грабарь называл «самым совершенным храмом, созданным на Руси».

Хотелось также показать, что регион нацелен на будущее. Так родилась концепция стенда — белокаменный футуризм, в котором переплелись технологии и архитектурные традиции. Появились арки, которые напоминают Покрова на Нерли, при этом исполнены современно и лаконично. А также конструкции из стекла и современные цифровые носители.

1 / 3

Курская область ― непростой регион, чтобы вычленить главный яркий образ, который мог бы лечь в концепцию целого стенда. Вышла курьезная ситуация, когда на начальном этапе команды Лиры и заказчика обменивались образами региона, которые хотелось бы отразить на стенде. В презентации агентства оказались Курская дуга, Курская магнитная аномалия, атомная станция, брутальность, железо. А в подборке клиента — курские соловьи, курский чернозем, лирика, Афанасий Афанасьевич Фет. Так и родилась концепция «Соловьи и железо», которая органично сочетала в себе контрасты регионов. Впоследствии она легла в основу туристического маршрута, которому недавно присвоили национальный статус.

1 / 3

Стенд Курской области стал трендсеттером на выставке. Например, идею с ароматами, одну из самых популярных активностей стенда, постепенно интегрировали у себя и другие регионы. 

Главное достояние Удмуртии — это люди. Именно поэтому главными героями стенда стали жители республики, которые от своего лица рассказали о ключевых достижениях региона. От мамы пятерых детей, которая открыла свой бизнес и делает лучшие перепечи, до бурановских бабушек, которые продвигают удмуртскую культуру по всему миру.

1 / 3

Месяц до выставки: что пошло не так

Учитывая большое количество регионов, масштабы и интерактивность выставки, на ней было задействовано огромное количество digital-поверхностей. В один момент агентство столкнулось с проблемой: экраны попросту закончились в Москве. Дошло до того, что пришлось ехать в Китай и закупать их там. 

Не все шло гладко и на этапе застройки. За три недели до начала выставки случился форс-мажор: подрядчик отказался застраивать один из стендов региона. Близилось открытие выставки, нужно было в срочном порядка искать нового партнера. Репутация агентства и региона держалась на волоске. 

К поиску подключилась вся команда, и в результате всеми усилиями партнера удалось найти. Но возникла другая сложность: новый подрядчик использовал другую технологию застройки, соответственно, старые чертежи не подходили. На тот момент каждый час до застройки был на счету. Проектной команде в скоростном режиме пришлось разработать новые чертежи с нуля, — работа не останавливалась ни на минуту. 

Монтаж тоже вели круглосуточно. Команда агентства постоянно находилась на площадке и следила за соблюдением концепции и соответствием застройки с чертежами. 

Как проходила выставка

Никто не мог предположить, какой интерес вызовет мероприятие. Только в первый месяц стенды посетили два миллиона человек. Сувенирную продукцию, которую планировали раздавать несколько месяцев, разобрали за три дня.

Через пять месяцев организаторы форума закрыли выставку на две недели, чтобы экспоненты успели починить уже подуставшие к тому времени стенды и обновить экспозицию.

К перерыву команда проекта подошла как к возможности удивить гостей новыми интерактивами. Например, главная фишка обновленного стенда Курской области — фотозона «Соловьиная трель», где посетители могли создавать музыку. Идею предложил дизайнер проекта, команда моментально влюбилась в нее и специально для выставки разработала фотозону в единственном экземпляре. 

А в работе над стендом Новгородской области два раза меняли иллюстрацию: сначала на зимнюю, а потом на весенне-летнюю. Так, в зимней концепции команда переодела персонажей в теплую одежду, надела на них шарфы и шапочки.

Результаты

Стенды, которые команда Лиры создала для пяти регионов, были одними из самых популярных на выставке:

  1. 3000-4000 гостей ежедневно заглядывали на экспозиции,
  2. суммарно 18,5 млн человек посетили выставку с ноября 2023 года по июль 2024.

Стенды неоднократно получали высокие оценки от высокопоставленных лиц. Так, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко вручил Курской области награду за лучшее обновление экспозиции, а Владимирской области — награду за лучший экспо-дизайн.

Елена Плахтиенко
основатель и генеральный директор агентства Лира
Это работа мечты. Процесс работы с регионами невероятно увлекательный и интересный. Ты открываешь регион с разных сторон, которые никогда бы не увидел, просто приехав туда на несколько дней. Наши менеджеры стали настоящими краеведами «своих» регионов. Каждый день в офисе мы слышали восторженные цитаты ребят: «А вы знали, что в Костроме …?» «Представляете, в Курске …!» Я очень надеюсь, эта вовлеченность и влюбленность была видна в наших стендах.

Форум «Россия» настолько полюбился москвичам и гостям столицы, что в правительстве решили создать Национальный центр «Россия» для сохранения наследия выставки.

Нам есть, что показать, и есть чем гордиться. Но важно еще это красиво и талантливо преподнести. И у вас это получилось! Вам большое спасибо! Мы договорились, что мы будем создавать Национальный центр на площадке Экспо, это решено. Также будем делать это и в регионах Российской Федерации. Хотелось бы, чтобы это было также ярко, как это получилось у вас.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации

Получайте первыми новости о самых ярких проектах. Подписывайтесь на наш telegram-канал