Роль тренера в развитии сотрудников: наставник, фасилитатор и агент изменений

7 Апр Время чтения 12 мин 381

В современном мире бизнеса роль тренера выходит за рамки простого обучения. Тренеры становятся наставниками, фасилитаторами и агентами изменений, помогая сотрудникам не только осваивать новые навыки, но и применять их в повседневной работе. Важно понимать, что каждая из этих ролей требует специфических подходов и навыков, способствующих созданию эффективной рабочей среды. Давайте подробнее рассмотрим, как тренеры могут влиять на развитие сотрудников и организации в целом.

Бизнес-тренер

Можно долго обсуждать, что важнее: мастерство и опыт тренера или качественные, практичные материалы и программы для обучения. На самом деле, и то, и другое играет ключевую роль и в совокупности обеспечивает успешный тренинг.

Многие компании, имея в своем штате внутренних тренеров, создают подробные описания программ, надеясь улучшить качество обучения. Безусловно, качественные материалы во многом влияют на эффективность тренинга. Но стоит помнить, что опытный профессионал может провести успешный тренинг с ощутимыми результатами для участников, даже если у него нет глубоких знаний по конкретной теме. И наоборот, некомпетентный тренер способен испортить даже самую продуманную программу с отличным контентом.

Можно выделить две ключевые группы вопросов:

  • Первая группа касается профессиональной позиции тренера, которая проявляется в его отношении к аудитории и к процессу обучения через его действия. В этом контексте обсуждаются вредные стереотипы и установки, способные существенно снизить эффективность бизнес-тренинга.
  • Вторая группа включает классификацию ролей, которые выполняет бизнес-тренер. Каждая роль подразумевает определенное содержание профессиональной деятельности и помогает решать различные задачи. Важно, чтобы тренер осознавал, какие роли ему наиболее близки, а какие даются с трудом, а также понимал свои сильные и слабые стороны.

Ценности и профессиональная позиция бизнес-тренераКаждая профессиональная деятельность основывается на определенных ценностях, и работа бизнес-тренера не исключение. Поскольку эта роль связана с развитием других людей, специалист должен демонстрировать в своих действиях те ценности, которые он пропагандирует. Иначе он рискует выглядеть неубедительно: его слова будут расходиться с поступками, и участники просто не смогут ему доверять.Какие ключевые принципы должен соблюдать бизнес-тренер?

Прежде всего, это стремление к развитию. Если тренер не ищет новые подходы, не анализирует свою работу и не стремится к профессиональному росту, как он может ожидать изменений от участников?

Следующий важный аспект – вера в каждого человека и его способности. Изменения всегда сопряжены с трудностями, и если тренер не верит в своих участников и их потенциал, ему будет сложно вдохновить их на перемены.

Третий момент – открытость, честность и уважение. Без этих качеств построить эффективную коммуникацию и создать комфортную атмосферу на тренинге практически невозможно. Открытость подразумевает внимание к мнениям участников и желание понять их точку зрения. Уважение означает признание права каждого на собственное мнение и выбор. Это не значит, что тренер должен соглашаться со всеми; важно отстаивать свою позицию, но делать это на равных.

Честность – еще один ключевой аспект. Тренер не должен обманывать ни себя, ни участников. Например, многие новички боятся признаться, что не знают ответа на вопрос. Но такое признание не приведет к негативным последствиям, если тренер умеет вести группу к решению задачи. Он не обязан знать все, но если участники почувствуют неискренность, доверие к нему будет подорвано.

Наконец, важен фокус на результате. Цель бизнес-тренера – не просто провести мероприятие и угодить участникам, а достичь конкретных результатов в решении бизнес-задач компании. Если тренер не сосредоточен на этой цели, как он может ожидать, что ее будут придерживаться участники?

Чтобы лучше понять профессиональную позицию бизнес-тренера, разберем несколько распространенных стереотипов и вредных установок, связанных с тренингами и аудиторией.Бизнес-тренеру не следует:

  • Считать, что его единственная цель – зарабатывать деньги. Это может привести к профессиональному выгоранию и превращению в ремесленника, который просто «штампует» тренинги. Важно иметь нематериальную мотивацию и осознавать смысл своей работы.
  • Думать, что он обладает уникальными знаниями, которые нужно донести до участников, не учитывая их потребности и контекст. Такой подход может привести к тому, что тренер будет воспринимать участников как «пустые сосуды», которые нужно заполнить. Важно задавать себе вопросы: «Нужны ли участникам эти знания? Как они смогут их применить?»
  • Опираться только на свой опыт и теорию, игнорируя реальную ситуацию и задачи компании-заказчика. Это распространенная ошибка, когда тренеры навязывают идеальные решения, которые не всегда подходят конкретной ситуации.
  • Оценивать участников. Если тренер считает, что есть «плохие» и «хорошие» участники, это может вызвать негативные эмоции и снизить эффективность тренинга. Хороший специалист должен быть оптимистичным и вдохновлять участников на поиски решений.
  • Формировать мнения на основе предположений, не проверяя их. Чтобы быть адаптивным, тренер должен делать выводы на основе фактов, происходящих на тренинге «здесь и сейчас».
  • Уделять внимание только отдельным участникам, игнорируя группу в целом. Важно помнить о задаче тренинга и работать с аудиторией как с единым целым.
  • Использовать одни и те же материалы слишком долго. Тренер должен быть в курсе актуальных изменений в своей области и постоянно обновлять содержание своих тренингов.

Роли бизнес-тренера и его основные функции

Бизнес-тренер – это не просто проводник знаний, а многогранная личность, способная адаптироваться к различным ситуациям и задачам. Важно уметь переключаться между ролями, в зависимости от потребностей группы и целей тренинга.

Существует классификация ролей тренера. Хотя она основана на эмпирических наблюдениях, она производит впечатление и выглядит весьма актуальной. Выделяют пять ключевых ролей, в которых может выступать тренер:

  • Эксперт – делится своими знаниями и опытом, предоставляя участникам ценную информацию.
  • Шоумен – создает увлекательную атмосферу, удерживая внимание аудитории и делая процесс обучения интересным.
  • Дрессировщик – помогает участникам осваивать новые навыки и привычки, направляя их к желаемым результатам.
  • Психотерапевт – поддерживает участников в их эмоциональных и психологических аспектах, помогая преодолевать внутренние барьеры.
  • Проводник – ведет группу через процесс обучения, обеспечивая понимание и применение полученных знаний.

Каждый тренер имеет свои предпочтения в этих ролях и, возможно, чувствует себя более уверенно в некоторых из них, чем в других. Это совершенно нормально – свои слабые стороны можно компенсировать сильными. Но важно стремиться развивать все необходимые компетенции, чтобы расширить арсенал профессиональных ролей.В современном мире, где тренинг стал важным инструментом развития человеческих ресурсов, корпоративные тренеры все чаще берут на себя дополнительные функции, выходящие за рамки привычных тренингов. Внешние тренеры также становятся популярными среди компаний, которые ищут свежие идеи и подходы. В дополнение к своим основным обязанностям, бизнес-тренер может выступать в роли наставника, фасилитатора, консультанта и даже агента изменений. Это требует от него гибкости в подходах и переосмысления используемых техник и схем работы.

Тренер как наставник.

Наставник (или специалист по обучению на рабочем месте) играет ключевую роль в закреплении и внедрении навыков, техник и моделей поведения, которые сотрудники получили на тренингах. Его задача не только поддерживать процесс обучения, но и организовывать постоянное развитие на рабочем месте, дополняя тренинговые программы или создавая самостоятельные мероприятия.

Работа наставника строится на цикличном процессе индивидуального взаимодействия с обучаемым, который включает в себя несколько важных этапов:

  • Совместный анализ работы сотрудника и постановка целей для его профессионального роста.
  • Оценка эффективности применения полученных навыков и технологий, в том числе через наблюдение за работой.
  • Предоставление конструктивной обратной связи, направленной на повышение эффективности и усвоение новых знаний.

Чтобы быть успешным наставником, необходимо овладеть техниками совместной постановки задач, анализа деятельности и предоставления обратной связи.

Тренер как фасилитатор

Фасилитатор – это профессионал, который помогает создать эффективный формат и структуру встреч, будь то совещания, рабочие семинары или проектные сессии. Основная его задача – управлять процессом коммуникации, а не быть экспертом по обсуждаемым вопросам. Он сосредоточен на организации продуктивной работы группы и создании атмосферы для открытого обмена мнениями.

Тренер как консультант

Часто участники обращаются к тренеру за советом. В этом случае у тренера есть два пути: дать прямой совет или организовать процесс поиска решения вместе с участником. После тренинга могут возникнуть факторы, которые необходимо учесть для достижения бизнес-целей, и тогда тренер может выступить в роли консультанта, ведя диалог с заказчиком. Также заказчик может запросить консультационную поддержку после успешного тренинга. Но стоит отметить, что консалтинг имеет свои отличия от тренинга и будет подробно рассмотрен в других материалах.

Тренер как специалист по оценке персонала

Некоторые тренинговые методы, такие как ролевые игры, ситуационные задачи и групповые дискуссии, могут быть использованы для оценки компетенций в рамках ассессмент-сессий. Это позволяет выявить сильные и слабые стороны сотрудников, что способствует их дальнейшему развитию.Тренер как агент изменений

Бизнес-тренинги могут стать важной частью программы внедрения изменений в компании. В этом контексте тренер выступает как агент изменений, который помогает реализовать общую стратегию изменений в организации. Это требует от него глубокого понимания процессов внутри компании и взаимосвязей между ними, а также четкого осознания целей изменений.

В более широком смысле роль агента изменений включает в себя функции фасилитатора, консультанта, тренера и даже наставника. Если бизнес-тренер берет на себя ответственность за весь процесс изменений, он может выполнять следующие задачи:

  • Формирование команды изменений.
  • Проектирование и планирование изменений.
  • Объяснение необходимости изменений сотрудникам.
  • Преодоление сопротивления.
  • Развитие необходимых компетенций для успешной реализации изменений.
  • Мониторинг и корректировка процесса изменений.

Таким образом, тренеры играют многообразные роли в процессе обучения и развития, что делает их незаменимыми в любой компании. Их способность адаптироваться к различным ситуациям и потребностям сотрудников позволяет не только повысить уровень компетенций, но и внедрить изменения, необходимые для достижения стратегических целей. В конечном итоге, успешный тренер – это тот, кто не только обучает, но и вдохновляет, поддерживает и направляет сотрудников на пути к их профессиональному росту.