Не хлебом единым жив человек

2014-01-30 10:15:57 1138

Несмотря на отсутствие острых негативных сигналов с мировых рынков, самой популярной бизнес-темой форумов и блогов стал якобы надвигающийся экономический кризис, а самым острым вопросом – ожидаемое сокращение персонала. Кажется самое время напомнить уважаемым работодателям о простых и малозатратных методах, позволяющих превратить сотрудников из балласта в бесценный актив, способный противостоять любому кризису. Речь пойдёт о нематериальном стимулировании персонала.

Необходимость использования средств нематериальной мотивации не вызывает сомнений и в лучшие для бизнеса времена. Вопрос лишь в том, как организовать регулярную процедуру формирования нематериальных стимулов, позволяющую в полной мере использовать потенциал HR-специалистов.

Граждане старшего поколения, работавшие в советские времена в крупных государственных структурах, хорошо помнят утомительную процедуру заполнения личных творческих планов. А ведь люди, придумавшие это наказание советских госслужащих, преследовали благородную цель. Важность личного целеполагания сейчас не только активно обсуждается в методическом аспекте, но является предметом многочисленных и популярных тренингов.

Новое – это хорошо забытое старое. Организованная неформально, процедура формирования нематериальной мотивации, может стать мощным инструментом формирования нематериальных стимулов сотрудников компании.

В полном виде процедура состоит из следующих этапов:

  1. Анализ деятельности сотрудника за прошлый период.
  2. Формирование целей на ближайший период.
  3. Обсуждение руководителя с сотрудником результатов прошлого периода и сформированных целей.
  4. Определение личных целей сотрудника, факторов, мешающих выполнению поставленных задач.
  5. Формирование планов реализации личных целей.
  6. Контроль достижения поставленных перед сотрудником целей и выполнения данных компанией обещаний.
  7. Коррекция плана, формирование плана на следующий период.

Можно сказать, что вся эта процедура - в хорошем смысле слова торг между руководителями и подчинёнными. Ситуация напоминает собеседование при найме, в ходе которого честный руководитель должен сформулировать все обязанности сотрудника и предъявляемые ему требования, а опытный кандидат старается продумать и обговорить все условия добросовестного выполнения этих обязанностей.

Мне кажется, что сейчас, перед угрозой кризиса, самое время провести такую работу с персоналом: обсудить результаты и проблемы, поставить новые задачи, зафиксировать и поставить на контроль выполнение пожеланий сотрудников. По своему опыту могу сказать о результатах:

  1. Психологический климат в компании значительно улучшится.
  2. Руководство компании получит психологическую основу для постановки новых индивидуальных целей, закрепления новых обязанностей персонала в сложный для бизнеса период.
  3. Руководство получит от сотрудников ряд идей по повышению эффективности бизнеса. Инициативы персонала будут поддержаны с бОльшим энтузиазмом, чем директивные решения, навязанные сверху.