Чем отличается «second hand» от бутика?

2014-02-27 10:34:36 1177

В одной из статей я призывал руководителей бизнеса воспользоваться периодом стагнации российской экономики для повышения эффективности своего бизнеса. Один из управленческих инструментов, который может быть применён с этой целью, это оптимизация бизнес-процессов .

Действительно, многие компании не достигают желаемых результатов из-за того, что во взаимодействии сотрудников много путаницы, ответственность за принятие решений размыта, нормативы выполнения операций отсутствуют и т.д. Некоторые руководители ошибочно видят единственную причину этих проблем в персонале, мол «сотрудники у нас не правильные и равнодушные», а единственный способ их преодоления - в поиске на рынке труда «правильных и неравнодушных».

Вместе с тем, если процедуры взаимодействия не прописаны, при самой высокой лояльности люди просто могут понимать «правильное» выполнение обязанностей каждый по своему, что ведёт не только к потере эффективности, но и к росту напряжённости в коллективе.

Описать бизнес-процессы в том виде, как они существуют в компании, не так сложно. Сложнее их оптимизировать. Конечно, некоторые требуемые изменения становятся очевидными по результатам описания. Например, дублирование функций, возможность распараллеливания процедур для повышения скорости или дублирования для повышения надёжности.

Но наиболее полноценный алгоритм оптимизации бизнес-процессов связан с другим управленческим инструментом – системой показателей. Строго говоря, оптимизировать бизнес-процессы можно только по выбранным критериям, например, по скорости, стоимости, количеству ошибок или другим. Наиболее полный список таких критериев и даёт система показателей, поэтому задачи оптимизации бизнес-процессов и разработки системы показателей так тесно связаны друг с другом.

Каждая компания выбирает показатели для оптимизации самостоятельно. Например, магазин одежды может выбрать основным критерием минимизацию стоимости обслуживания посетителей и построит «second hand». Тот же магазин может оптимизировать свою деятельность по критерию удовлетворённости посетителей и, при условии достаточных ресурсов, создаст бутик. Так выбор стратегии компании определяет показатели оптимизации и влияет на построение бизнес-процессов.

Построить систему управления от целей и стратегии к процедурам и отчётности можно собственными силами или путём привлечения внешних консультантов. Это уж личный выбор каждого руководителя. Вот только пускать на самотёк этот процесс я бы не советовал, а надежды на то, что «само образуется» оставил, как несбыточные.