Промышленный дизайн девяностых

2010-07-12 16:36:05 4448

Примером хорошего промышленного дизайна девяностых можно назвать дизайн пластиковых таксофонных карточек конца 90-х годов.

В 1995 году в Москве установили 258 карточных таксофонов, но карточек к ним в продаже не было. Подобный казус мог возникнуть лишь в нашей стране, однако оставим этот печальный момент. Начиная с 1996 года стали выпускать пластиковые телефонные карты для таксофонов французской компании «Монетель».

В двадцать восьмом номере журнала «Огонек» от 9 июля 1996 года этому событию посвятили отдельную полосу, полную наивных надежд и мечт.

Увы, надежды и мечты рухнули, мобильная связь быстро взяла верх, но это случилось несколько позже.

Таксофон должен был обеспечивать местную, междугородную, международную связь, с той лишь разницей, что «цена» каждого из этих звонков равнялась разному количеству единиц. Вставляешь карточку и на одну единицу можно было говорить целую минуту по Москве. Одна карточка на 30 единиц стоила порядка 30 000 рублей, что по сегодняшним ценам равно 30 рублям. 1 минута = 1 сегодняшний рубль.

Стало возможным регулировать громкость звука в динамике, можно было вставить другую карту, если первая «кончилась», не прерывая разговора. Для 1996 года эта кабина стала островом европейской цивилизации!

Первой реакцией горожан была: опять поломают и разнесут, как это было и раньше. Но таксофоны остались. Конечно же их все-равно вскрывали, но скорее от любопытства, чем с целью вандализма, ведь вынести из этого таксофона уже было нечего. Что до пластиковой чип-карты, так наше «серое» общество умудрялось вставлять карту не той стороной, а порой и вообще забывая снять защитную пленку, в которой всегда продавались настоящие карточки.

С финансовой точки зрения до прибыли было далеко: расчет был на перспективу. Десятки специально обученных людей изучали географию расположения карточных таксофонов, изучали степень нагрузки, часы пик и исходя из этой «карты» устанавливали таксофоны, а где-то демонтировали и переносили в более прибыльные места.

Наивными мечтами были установка радиотаксофонов в поездах дальнего следования, таксофоны в школах (что отчасти было реализовано, но на нижайшем уровне), выдать школьникам бесплатные таксофонные карты наряду с проездным на метро и прочие нереализованные задумки.

Первые два года оборота «пластиковых денег» были чудесными! Наши тогда еще не просекли, что на них можно забацать рекламу, и выпускали поистине хорошие карточки.

Пластиковая поверхность использовалась как носитель анонсов предстоящих мероприятий.


Наряду с «Русским проектом ОРТ» (о нем будет запись позже) появились таксофонные карты, пропитанные социальными мотивами. Просто и понятно о главном.





Продавщицы в кассах метро выдавали карточки на свое субъективное усмотрение. Ребятам — с Гагариным, девчушкам — с изображениями интерьера. Иногда можно было навлечь на себя недовольство очереди выклянчивая красивую карточку у продавца.


Вставляешь пластик в аппарат и изучаешь, как выглядела Красная площадь второй половины XVII века на картине Васнецова.



Туристы знакомятся с культурными мелочами России при каждом звонке из таксофонной будки.

Совершенно гениальным образом было преподнесено поздравление с 2000-м годом. В те времена существовал миф о «проблеме 2000», согласно которой некоторые ЭВМ вели исчисление годов не в четырехзначном, а в двухзначном формате: 95, 96, 97, 98, 99...
Потрясающая для тех времен подача.



Эти пластиковые карточки я нашел в прошлом году среди своих вещей. Во времена «пластиковых таксофонов» я очень любил ими пользоваться и покупал/обменивал карточки, коллекционируя их как вкладыши из жвачек. У меня их сохранилось огромное множество, большая часть уже с рекламой — совершенно бездушные, черствые, капиталистические. А эти — настолько добрые, настолько честные, с капелькой наивности, как и все, что стоит у своих истоков.

Дизайн, который вызывал эмоции на уровне разума, а не рефлексов.

И даже «анонс» Дня победы подавался элегантно, с упором на историю.