Знаете, как бывает: мелькнет чье-то лицо, долетит обрывок разговора – и останется сожаление, что не пересеклись с интересным, неординарным человеком…
Мне повезло. С Раисой Дмитриевной Булгаковой я продолжила знакомство в одной из проводимых ею экскурсионных поездок. И, наверное, не только я впервые тогда осознала, как много можно почерпнуть в общении с интересным человеком, яркой, талантливой личностью.
«Незаурядный человек», «яркая личность». Что стоит за этими общими фразами?
Тогда, сидя в салоне автобуса, я вместе с другими экскурсантами с каким-то необъяснимым эстетическим удовольствием слушала спокойный, проникновенный голос. Рассказ о давно минувших событиях перемежался стихами – такими необычными для нас сегодняшних, воспитанных на атеизме и гражданских мотивах в советской поэзии. И вдруг стихи А.К. Толстого, К.К. Романова, И.А. Бунина, И.С. Тургенева, о. Варсанофия. И все наизусть.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
15 августа 1994 г. Оптина Пустынь, скит
И как читала! Не каждому профессиональному исполнителю удается донести интонацией самые затаенные мысли поэта. Легко, непринужденно представила следующего автора: «А вот наш Васечка Катанов» - и многие впервые услышали его «Имена». Вновь рассказ с яркими вкраплениями стихов и неожиданное, с легкой улыбкой сообщение: «Ну вот, 270 километров позади!»
Неподдельное удивление, восторг и аплодисменты, благодарность не только за то, что труд большого мастера свел к минимуму тяготы долгого пути: каждый испытал, пережил какое-то духовное очищение…
Собственная убежденность, способность уважать точку зрения другого, пусть диаметрально противоположную, деликатность – это к вопросу «Что стоит за фразой «незаурядный человек»?».
А потом я была у Раисы Дмитриевны в гостях и опять убедилась, что талантливый человек талантлив во многом, к примеру, способен и унылую «хрущевку» превратить в роскошное жилье без традиционной стенки и ковров на стенах. Ведь без хорошего вкуса и вложенной во все души ничего подобного добиться невозможно. И был сервирован стол, где салат по красоте оформления больше напоминал икебану, такие же изящные сэндвичи, фирменные вареники с творогом и все полагающееся этому, и был разговор, очень искренний, который (я надеюсь) будет интересен и нашим читателям.
Раиса Дмитриевна, я убедилась, Вы относитесь к той категории людей, которых судьба ведет, а не тащит. Расскажите о себе. Где Вы учились, как попали в Орел?
Родилась я 2 апреля 1937 года в одной из курских деревень. «Из тех же мест и отец. Мама из Киева, русская. В детстве она пела во Владимирском соборе. Потом жизнь всех разметала, и каждый постарался забыть о своем прошлом. Икон в доме не было, и разговоры о вере не велись».
В Орел я приехала после окончания техникума легкой промышленности. Была направлена на трикотажную фабрику простой рабочей, вязала носки. Потом дослужилась до начальника чулочного цеха.
Еще с техникума увлекалась спортом, а на фабрике «крутила самодеятельность», пела. А какое было время! Помните? Целина. Просилась со слезами — не пустили. Страшно завидовала подруге, которая осваивала казахстанские степи. Зато строила стадион им. Ленина в Орле, сажала сосны возле озера "Светлая жизнь". На вокзале встречали участников Московского международного фестиваля молодежи и студентов, скандировали, пели, радовались, верили в эту самую светлую жизнь. Любили.
Гороховец, разлив р. Клязьма - 5 км. до впадения в р. Ока. "Лысая гора"
А что для Вас значит любовь?
Все. Раз и навсегда. Мы с мужем очень любили друг друга. Его смерть принесла мне много горя, но и сделала сильной, хотя до этого я много тяжело болела, три серьезные операции на позвоночнике.
Старший сын родился в декабре 1960 г. В феврале 1961 г., накануне закрытия Богоявленской церкви и передачи ее кукольному театру, я его крестила. Металась, как загнанная волчица по галерее Торговых рядов, а прабабушка взяла моего сына и понесла в храм. Крестины тогда были чреваты большими неприятностями. В 1965 г. с младшим сыном было уже легче. Были и крестный, и крестная.
На фотографиях я вижу Вас с такими знаменитостями. Как Вас угораздило сесть за одну шахматную доску с Ботвинником?
Молодость, смелость, можно сказать – нахальство. Ботвинник меня выгнал сразу, а Спасский долго со мной играл, видимо, пощадил.
А Леонид Быков? С ним как Вы познакомились?
Он тогда был артистом Харьковского театра украинской драмы. А мы ведь увлекались театром. Телевизоров ведь тогда, слава Богу, не было. В парке встретились чисто случайно, хотя он знал меня и моих подруг просто как своих горячих поклонниц. Ну и сфотографировался с нами.
22 февраля, 2009 г. Николо-Угрешский мужской монастырь. Наместник монастыря - епископ Вениамин.
Какие еще Вы переживали увлечения?
И до сих пор переживаю. Музыка. Это от дома, от мамы, от Бога — абсолютный слух, из-за которого и в училище музыкальное взяли, хотя ни нотной грамоты, ни владения инструментом.
Четыре года дирижерско-хорового отделения. Уже сыну годик был, нелегко приходилось, а все не могла бросить. Пианино купили. Потом, уже после смерти мужа, пришлось продать: сыну на свадьбу деньги были нужны.
У Вас ни стенки, ни ковров, а в основном книги, книги...
Вот это и есть моя любовь — раз и на всегда. Не для интерьера, с каждой, как с близким человеком, совет держишь. Сколько мудрости можно почерпнуть из книг!
Но ведь полка книг Толстого, полка — Тургенева, Бунина, Фета, Тютчева — это уже для работы. Как Вы пришли в экскурсоводы?
Испугалась одиночества. Дети разъехались, возникла проблема свободного времени. Чем-то надо было заполнить этот вакуум. Поступила на курсы. Учеба давалась легко, интересно было учиться. Тем более директор курсов Алла Александровна Игнашина — человек, влюбленный в свое дело, много мне дала, и я ей очень благодарна.
18 июля, 2003 г. Мария Владимировна Романова, Великая Княгиня, глава Российского Императорского Дома и Булгакова Раиса
19.12.2003 Николо-Угрешский монастырь, владыка Вениамин
Вы помните свою первую экскурсию?
Да, конечно. Это был пятый класс какой-то школы. Тематика экскурсии была военная: «В боях за Орел». Алла Александровна тогда помогала мне преодолеть страх перед экскурсантами. А ведь это непросто. Из 30 слушателей наших курсов экскурсоводами стали только четверо. Ну вот а через некоторое время я настолько осмелела, что взялась за экскурсию в Спасское-Лутовиново. А потом — Ясная Поляна, на родину Тютчева, в гости к Алексею Толстому и т. д.
Эти люди, их жизнь, их творчество как-то повлияли на Ваше мировосприятие?
Безусловно. Ну вот послушайте:
Не осуждай, чтоб ближним быть судьею,
Спроси у совести: ты сам-то лучше их?
О, брат! Кто точно чист душою,
Тот благ к погрешностям других...
Строфа из К. Романова. Или вот это:
Любил я в детстве сумрак в Храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющий огнями
Перед молящейся толпой
…………
И в час, когда хор тихо пел
«О свете тихом», в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел.
Это Иван Бунин. А вот еще:
Зачем не в то рождён я время
Когда меж нами воплоти,
Неся мучительное бремя,
Он шел на жизненном пути?
Зачем я не могу нести.
О, мой Господь. Твои оковы,
Твоим страданием страдать
И крест на плечи. Твои принять.
И на главу венец терновый?
Июль, 2006, р. Верхняя Тура, с внуком Алешей Покров-на-Нерли, июль, 1998 г.
Теперь понятно, как Вы пришли к вере.
Да, в начале посещение монастырей объяснялось обыкновенным любопытством, интересом к той жизни, что не похожа на нашу. Постепенно это стало неотъемлемой частью моего бытия. Образовался круг людей с такими же интересами. Это прихожане наших церквей: Свято-Троицкой, Иверской, Смоленской, других. А поскольку двери Храма открыты для всех, в монастыри могут ездить тоже все. Кто-нибудь да и придет к истине.
Случалось ли Вам переживать неприятности из-за поведения своих подопечных?
Нас предупреждали: «Не разговаривайте с монахами, они постоянно в молитве, не надо мешать». Раньше я как-то не принимала близко к сердцу бестактные вопросы некоторых, обращенные, например, к молодой послушнице в женском монастыре: «Что же ты, милая, такая молодая, симпатичная, в монастырь подалась?», или «Ой, милок, что же это ты наделал, зачем в монахи пошел, кто теперь деток будет рожать?» Как отвечали монахи? Мне было как-то безразлично. Я привезла экскурсию, рассказала свою часть программы — и все. Люди взрослые, пусть сами думают.
Но смотришь — какая-нибудь бабушка нет-нет, да и спросит. Теперь я подхожу к этому иначе: предостерегаю, подсказываю, готовлю. Не каждого Господь так укрепит, чтобы он все оставил и ушел из мира.
Обращают на себя внимание ваши взаимоотношения с водителями. Похоже, у вас полное взаимопонимание. Это простое везение или есть другое объяснение?
За уже довольно солидный срок работы в экскурсионном бюро я познакомилась со многими водителями и в длительные поездки по святым местам приглашаю тех из них, на кого можно во всем положиться, в салоне у них всегда чистота и порядок, не бывает серьезных поломок в дороге (постучим по дереву). И потом, они с пониманием относятся к чувствам верующих, что тоже немаловажно. Один даже умудрился попасть в Дивееве в вытрезвитель — «расслаблялся» после рейса.
А сами Вы к экскурсии заранее готовитесь?
А как же! Маршрутов много, что-то забывается, нужно восстановить в памяти. И потом, паломники ездят по разным святым местам. Это не отработанные экскурсионные маршруты. И приходится готовиться. У меня по чему готовиться. Сейчас появилось много православной литературы. Это и «Жития святых», и книги отцов Церкви и многое другое. Вот совсем недавно ездили к Серафиму Саровскому в Дивеево Нижегородской области, к мощам нашего, кстати сказать, земляка, уроженца Орловской губернии Феофана Затворника. Впечатлений – словами не передать. Туда нужно просто съездить. Сейчас прихожане собираются в Почаевскую Лавру. Мест, повторяюсь много. Хочу заметить, что ездим далеко, а свои орловские места знаем плохо. А ведь на Орловщине много святых источников. Это и район села Лаврово, Отрада, Казанский источник в Нарышкино и многие, многие другие. Хочется, чтобы люди научились отрываться от суетности жизни нашей, от обыденного и припадали душой к святому, тому единственному, что может дать покой душе. А с ним придут в жизнь добро, терпимость, чего сегодня так недостает нам всем.
15 августа, 1999 г. о. Гурий, остров Валаам
2006 г. п. Вырица
Беседу вела Л. Коптенко. Просторы России, №33 «Гость двенадцатой страницы» 1994 год