Приключение с Незнайкой

2011-08-15 16:18:32 3001

Первый класс – своего рода рубеж, когда ребенок становится почти взрослым. В школе его окружают одноклассники, с которыми он без помощи мамы учится выстраивать отношения, появляются новые друзья, домашние задания, интересы. Первоклассник уже может сам читать себе книги – значит, родителям можно расслабиться?


Не бросайте своего ребенка наедине с книгой, не заставляйте его читать. Иначе книжки так и останутся стоять нетронутыми на полке, а призыв к чтению будет синонимом нелюбимого многими сочетания «делай уроки». Именно домашняя работа над уроками и книжки, по мнению многих детей, отвлекают их от таких интересных занятий, как посидеть за компьютером, посмотреть телевизор, погулять с друзьями.

То, что ребенок умеет читать, складывая буквы в слова и даже прочитывая целые страницы текста, еще не означает, что он готов вдумываться в суть произведения. Почитайте своему школьнику, как в детстве, вслух. Пройдет немного времени - ребенок возьмет книжку под мышку и заберется с ней в укромнее место, чтобы путешествовать вместе с героями и дочитать продолжение той самой истории, начало которой еще вчера читали вместе с мамой.

7 лет – серьезный возраст в жизни ребенка, когда формируются нравственно-этические критерии личности (чувство ответственности, справедливости, честности). Волшебные сказки уходят на второй план, а на первом месте оказываются дружба, отношения в коллективе, поэтому и книги для чтения должны рассказывать о ровесниках – мальчишках и девчонках. Проделки Тома Сойера или Пеппи Длинныйчулок, приключения Васи Куролесова, Незнайки и дяди Федора с друзьями из Простоквашина придутся по душе любознательным читателям. Приключенческая литература тоже понравится маленьким исследователям. Продолжать открывать новые горизонты, разгадывать загадки помогут и история о Робинзоне Крузо, и приключения Алисы из книги фантаста К. Булычева. Дети не только будут буквально «проглатывать» книги, но и подражать любимым героям. А.П.Чехов на эту тему писал: «Раньше дети, начитавшись Майн Рида и Купера, удирали из родительских домов и изображали бегство в Америку, теперь дети зачитываются пастуховским «Разбойником Чуркиным» и идут в... разбойники».

В этом возрасте уже прослеживается разное восприятие книг мальчиками и девочками. Психологи утверждают, что мальчики с детства направлены на действие, поэтому их фаворитами являются сильные личности, соответствующие принципу «пришел – увидел - победил». Не удивляйтесь, если ваш сын будет проявлять любовь к Человеку-пауку. У девочек развито эстетическое восприятие мира, поэтому и любимые герои, в первую очередь, будут оцениваться по внешней привлекательности.

В 7 лет детей часто мучают философские вещи: «почему люди умирают», «что такое счастье» и т.п. Ответить на сложные вопросы помогут книги, например «Маленький принц» Сент-Экзюпери. Такие произведения убеждают детей в разумности жизни, вселяют веру в лучшее, в то, что можно почувствовать сердцем.

Покупайте ребенку энциклопедии, читайте стихи. Первоклашке пора познакомиться с классической русской прозой: «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя, «Детство» Л.Н. Толстого. Разброс литературы для детей этого возраста настолько велик, что советовать можно, кажется, бесконечно. Вот лишь некоторые примеры классики для младших школьников:

А.М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и др.;

В.Ю.Драгунский «Денискины рассказы»,

Н.Н. Носов «Приключения Незнайки»;

Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова»;

А.С.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»;

Ю.К.Олеша «Три толстяка»;

Э.Н.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»;

А.П.Чехов «Каштанка»;

Л.Н.Толстой «Рассказы для детей»;

А.С.Пушкин «Сказки»;

А.Шаров «Кукушонок, принц с нашего двора»;

К.Булычев «Приключения Алисы»;

Л.И.Лагин «Старик Хоттабыч»;

Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков»;

А.Погорельский «Черная курица. Или Подземные жители»;

Г.Остер «Вредные советы»;

П.Треверс Книги о Мэри Поппинс;

А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»;

Р.Киплинг «Маугли»;

М.Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»;

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;

М.Метерлинк «Синяя птица»;

Л.Кэрол «Алиса в стране Чудес»;

Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо»;

Р.Стивенсон «Остров сокровищ»;

В.Скотт «Айвенго»;

М.Твен «Принц и нищий».

Если вы в детстве читали что-то из книг, которые советуете сыну или дочери, поделитесь впечатлениями только после прочтения литературы ребенком. Не навязывайте ему свое мнение - у малыша должна быть своя точка зрение, в том числе и на литературу.