Россияне потихоньку тупеют. Грустно, но факт. Вы только представьте, доля безграмотных школьников в нашей стране превышает 20-25%! Такие шокирующие данные привел на Сибирском форуме образования в Томске научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исак Фрумин. По его словам, часть учащихся российских школ демонстрируют результаты грамотности чтения ниже порогового уровня. То есть ребята могут прочитать текст, но объяснить, что там написано, не способны. «Примерно треть российских 15-летних детей относятся к этой группе, тогда как в среднем по странам ЕЭС это примерно одна пятая», - цитирует Фрумина Независимое информационное агентство.
Почему дети перестают читать книги? Проблема заключается не в школах, не в обществе и даже не в компьютерах и интернете, а в семье, где и закладываются основы любви к книгам. Как говорят эксперты, в возрасте до 7-ми лет у ребенка формируется традиция «семейного» чтения. Если мама ежедневно читает книги вслух, то малыш начинает понимать, что чтение - повседневная норма.
Кто же будет читать ребенку, когда родители сами не читают!? По данным исследовательской компании «TNS Россия», россияне в среднем отводят чтению книг только 9 минут в день. ВЦИОМ выяснил, что за последние пятнадцать лет доля не читающих россиян увеличилась на 17 %. В 1996 году таких людей насчитывалось 20 %, в 2010 году – уже 37 %. Доля россиян, активно читающих книги, составляет только 23 %, и, увы, этот показатель продолжает уменьшаться.
Можно сказать, что при современном ритме жизни, когда папы и мамы заняты зарабатыванием денег, а на ребенка ложатся образовательные нагрузки, в том числе секции и кружки, читать просто некогда. Но ведь остается вечер, который вполне можно провести за книгой, а не у телевизора, разжижая мозги под «желтую» программу Малахова. При таком времяпровождении число «амеб» в нашей стране будет только увеличиваться. И так некоторые россияне и слыхом не слыхивали о существовании целого ряда шедевров мировой литературы. Социологи предложили более 2 тысячам человек старше 16-ти лет выбрать из 40-ка книг зарубежных и отечественных писателей те, которые они читали или хотя бы слышали о них. Оказалось, что о романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина знают лишь 80% опрошенных, а «Повестям Белкина» повезло еще меньше – о них слышали лишь 20% респондентов. Та же ситуация и с творчеством Достоевского: «Преступление и наказание» знают многие, однако мало кто знаком с его же романом «Бедные люди». Лишь четверть опрошенных россиян знает о романах Набокова. С зарубежной классикой ситуация еще хуже. Пьеса Шекспира «Гамлет» была прочитана лишь четвертью респондентов. Гораздо меньше людей слышали о романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Практически незнакомо россиянам творчество Скотта Фицджеральда и Байрона.
Россияне все еще читают, но качественно это совсем другое чтение, нежели в позднесоветские и постсоветские годы: карманные детективы, фэнтези, любовные романы, книги по кулинарии и литература, которая мотивирует частную экономическую деятельность. Но классике в этом списке фактически нет места. Самое интересное, что более половины опрошенных довольны уровнем своей начитанности.
Меняются времена, меняются и книги. Как пишут СМИ, дети предпочитают датскому сказочнику Андерсену его однофамильца и соотечественника - Кеннета Бёга Андерсена. Его герои не Дюймовочка и Русалочка, а Дьявол и кот Люцефакс - детская версия «Мастера и Маргариты». А в Лондоне появился первый отель в Великобритании, выпускающий собственные книги для детей младшего школьного возраста: всем юным гостям отеля при заселении вручаются красочные книжки о приключениях лягушонка Флеминга, родившемся в этой же гостинице. Сказку сочинил генеральный менеджер отеля Крис Пенн - отец двоих детей.
Конечно, пропагандировать процесс чтения с коммерческим размахом – это утопия. Но социальная реклама такого рода необходима, тем более что оригинальный подход к проблеме гарантирует успех. Один из книжных магазинов Екатеринбурга решился продавать литературные произведения, напечатанные на баллончиках с освежителем воздуха для туалета. Глава из книги Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» напечатана на баллончике с надписью «морской бриз», освежитель с ароматом «горный воздух» оформлен отрывком из романа Эмили Бронте «Грозовой перевал». Большинство из «книг» были размещены в туалетах екатеринбургских баров, офисов и ресторанов. Почти все флакончики читатели унесли с собой на память. Зато посещаемость книжного магазина после проведения акции выросла на 23%.