Пушкин-Х

2012-06-25 17:32:31 2115

Вопрос о том, почему в мире все меньше читают печатную литературу, переходит в разряд вечных - вроде «быть или не быть?». С уверенностью можно сказать лишь то, что книги не умрут, даже когда электронные гаджеты окончательно вытеснят бумагу. Проблема не в материальной форме книги: когда-то на бересте или пергаменте писали - и ничего. А вот тот факт, что изменился читатель и, соответственно, круг чтения, настораживает. По словам экспертов, в США появился новый литературный жанр – street lit. Эти незамысловатые книги с соответствующей лексикой, написанные теми, кто находится на дне общественной жизни, расходятся тиражами в сотни тысяч экземпляров. В России, к счастью, романы бомжей пока не публикуют, но карманное чтиво давно вытеснило классику. Читать серьезную литературу немодно именно потому, что трудно: тут за словами прячутся глубокие мысли, переваривать которые многие не умеют и не считают нужным.

Чтобы хоть как-то заставить молодежь уделять внимание книгам, на классиков надели тренировочные «пацанские» штаны и самих заставили читать. Эта инициатива независимого креативного агентства «SLAVA», запустившего проект «Занимайся чтением» в сотрудничестве с Роспечатью и Союзом книготорговцев, получила неоднозначную оценку в интернете. Кампания «Занимайся чтением» включает в себя видео и три постера. На плакатах Пушкин, Толстой и Чехов в спортивных костюмах говорят молодежи о пользе книг. В рекламе чтение приравнивается к спорту: сесть за книгу нелегко только сначала, но с помощью регулярных тренировок открывается захватывающий мир литературы, от которого невозможно оторваться. Например, плакат с Чеховым призывает: «Три подхода по семь страниц ежедневно - и результат заметен через неделю». Пушкин советует «начинать с небольших текстов и постепенно увеличивать нагрузку». Толстой уверяет: «Не сдавайся, на 500 странице откроется второе дыхание».

В видеоролике также фигурирует Пушкин - под него загримирован рэпер Fike, который учит читать «Абзац за абзацем». Социально-информационная кампания рассчитана на молодежь (в первую очередь на парней, так как в клипе звучит призыв «Будь мужиком!»), у которой другие жизненные приоритеты: компьютерные игры, телевизор, «Фейсбук». И спортзал. Смогут ли советы классиков популяризировать чтение среди молодежи? Школьная образовательная сеть «Дневник.ру» провела опрос по поводу кампании. Плакаты одобрили 80% опрошенных, а видеоролик - 70% респондентов. Школьники уверены, видеоролик - «со смыслом», «они перепели Гуфа». Среди недостатков видеоклипа - недоработки режиссера: «ещё бы узнать, кто из них какой классик – кадры так быстро меняются, иногда даже не успеваешь», а также слабое сходство артистов с классиками: «парень с бакенбардами больше напоминает Росомаху из Людей Х, чем Пушкина». Действительно понять, кто есть кто в рекламе, сложно. Поэтому для молодежи это просто забавная реклама, а не социальный призыв читать книги.

Реклама получилась несколько нелогичной: классики вынуждены вживаться в действительность, подделываясь под новые стереотипы, а не наоборот. Не чувствуется дух литературы, которая вечна. Поэтому, как полагают многие пользователи, выразившие мнение в интернете, подростки, которым нравится и визуальный ряд, и юмор проекта, до библиотеки все равно не дойдут. «Они бы еще адаптировали «Войну и мир» для рэп-тусовки», считает один из пользователей. Если так опускать классиков русской литературы, то очень скоро «Война и мир», как уже сделали в США, сократится до двух тоненьких брошюр, в одной из которых описан мир, в другой – война.

Практика показывает, что реклама по пропаганде чтения демонстрирует, как книги погружают нас в новое, одухотворяющее пространство. Так, публичная библиотека американского города Милуоки в начале этого года с умом использовала в своей рекламной кампании шрифты популярных социальных сетей. Креативщики пристыдили пользователей Сети, которые проводят слишком много времени в ловушке собственных аккаунтов. Плакат «Ты бы мог почитать» («You could be reading») копирует стиль Youtube, постер «Направь свое лицо в книгу» - «двойник» Facebook. После такой рекламы хочется отключить компьютер и взяться за книгу. Ну хоть кому-нибудь!