Недавно я выступал на одном интересном мероприятии – конференции Mediabrand. В ней участвовали представители ряда центральных и региональных ТВ, среди слушателей также все было на уровне. Было много видео, драйва и уверенности в завтрашнем дне.
Еще бы – объем рекламы на ТВ за последний год вырос на 20 млрд. рублей (http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id1865). Рынок наконец превысил докризисные показатели 2008 года, появилось огромное количество новых кабельных каналов.
Мое же выступление выглядело некоторым диссонансом. Я совершенно не являюсь профессионалом на рынке ТВ, поэтому при подготовке прочитал ряд зарубежных статей и исследований. Одно из них, компании Forrester, и легло в основу первой части моего выступления.
В нем, в частности, приводились следующие любопытные данные.
Через 5 лет практически 100% произведенных телевизоров будут совмещены с интернетом, люди до 30 лет во время просмотра телевидения параллельно сидят в интернете, обсуждение программ происходит не на следующий день, а во время или сразу после просмотра ТВ через социальные сети, молодые люди проводят в интернете больше времени, чем на ТВ, и многое другое.
Если к этому добавить мое собственное миниисследование, в ходе которого выяснилось, что 90% сотрудников на моей работе перестали смотреть телевизор как минимум год назад, то картина складывается скорее тревожная.
На мой взгляд, уже произошел слом традиционного восприятия контента, а телевидение во многом застряло в прошлом. Оно до сих пор видит себя как бы над всеми и свято уверено, что именно оно формирует вкусы зрителей.
Тот же самый слом переживают сейчас и обычные компании. Если раньше компания сидела где-то в «башне со слоновой костью», ее потребители толпились где-то далеко внизу, то сейчас с развитием интернете и социальных сетей эта позиция вертикального подчинения мгновенно сменилась на горизонтальную позицию. Теперь потребитель и компания являются равноправными партнерами, и компании вынуждены бороться в интернете за внимание каждого потенциального или реального клиента. Ковровые бомбардировки, как это во многом происходит на ТВ, становятся слишком дорогими.
С другой стороны, понятно, что в среднесрочной перспективе ТВ может чувствовать себя уверенно – государевы каналы будут получать свою монету вне зависимости от рейтингов, взрослое поколение на интернет не переключится, ТВ в ряде регионов остается фактически единственным каналом получения информации и т.п.
Что будет в будущем, пока не очень понятно. Пока есть ощущение, что сейчас начнется фаза острого противостояния интернета и ТВ, в котором будет пока побеждать интернет. Однако интернет уже насыщается, и неизбежно обе отрасли придут к интеграции. Вот какой она будет -страшно интересно)
P.S. Буквально через неделю после конференции появилась статья в газете «Ведомости» с названием «Яндекс» стал «главной кнопкой» страны (http://www.vedomosti.ru/tech/news/1782872/obognal_televizor). Заставляет задуматься, не правда ли?
P.P.S. А если еще посмотреть на интервью наших руководителей ТВ об интернете, то все становится еще интереснее - http://www.kommersant.ru/doc/1967142
С уважением,
Никита Орфенов, IQBuzz