Если театр начинается с вешалки, то криминал чуть раньше - с прилегающей территории. «Вешалкой» он заканчивается. А сначала подъезжает машина с незнакомыми номерами, из нее что-то достают, задолго до этого какие-то незнакомые люди пасутся вокруг здания, высматривая окна, изучая территорию, режим работы предприятия или хозяина дома. Даже самый пробитый наркоман не полезет в форточку сходу, а как минимум пять минут затратит на выбор жертвы. Вот, где надо ловить криминал, пока еще овцы целы!
Как найти криминал до его начала? Это невозможно, даже расставив сотню камер на входе в ваше здание. Нет, не так, лучше сказать: это невозможно, если наставить сотни камер. Ведь оператор не сможет в них ничего найти. Человеческий мозг, к нашему стыду, однопроцессорный. Особь нашего вида не в состоянии воспринимать информацию сразу из 100 источников. Если, конечно, она не Юлий Цезарь.
Но дополнить живые процессоры можно компьютерными. Электронные мозги способны параллельно обрабатывать и сжимать горы зашлакованной информации до драгоценной – ключевой, которая представляется уже в последовательном виде человеку. Именно это и делает видеоаналитика от СпецЛаб. Сегодня уже никого не удивишь сжатием огромных бинарных файлов в сотни и тысячи раз. Архиваторы стали неотъемлемой частью компьютерных программ. Теперь надо привыкнуть к тому, что подобная технология применяется и в видеонаблюдении. Хотя здесь уже сжимаются не столько файлы, но сама информация. Спецлабовская видеоаналитика – это аналитическое сжатие охранной информации, конвертация ее из параллельного в последовательный вид.
Наша система не наделена машинным интеллектом и даже не отличает преступника от хорошего человека. К слову сказать, машинного интеллекта еще нет и в природе, несмотря на обширную рекламу этой субстанции во многих коммерческих продуктах. Некоторые уже так понабрались сказок, что уже и не верят в этот факт – никто никогда нигде не зарегистрировал наличие искусственного интеллекта! Не было еще этого, не верите? Во всех случаях мы исходим из того, во что мы верим. А это, хоть и прозаичные, но полезные технологии: программное сжатие информации, аналитическая обработка реально работает уже почти во всех областях современных знаний. Даже в 1С-Бухгалтерии - криво, но работает, и без этого уже никуда, если вам дорого время. А в безопасности дорого имущество и жизнь, что не менее значимо, чем время.
Мы доверяем машине только машинное, богу-человеку на конечный энд-анализ мы отдаем богово. Только не путайте бога с Богом. Человек – бог лишь по отношению к машине, но он еще более не совершенен, чем машина. Поэтому без машины – он несовершенный бог. Извините за интеллектуальную игру слов, в отличие от машинного, мой интеллект человеческий и признан наукой, вот я им и забавляюсь, куда-то же надо его приложить. В отличие от меня вумного, наемный «безопасник» не будет так расточительно расходовать свой божий дар. Интеллект охранника надо прилагать так, чтобы он не обострялся повышенным вниманием, усиленным мышлением и безотлучным присутствием на рабочем месте. Давно пора понять, все сегодняшние требования, предъявляемые к лицу, принимаемому на работу в охрану, невыполнимы. Вы лишь можете себя тешить мыслью о том, что все схвачено и офис охраняется взводом головорезов. Никто даже не обратит внимания, если перелезут через забор во время обеденного перерыва.
Вашему бодигарду, которого Вы нанимаете рисковать жизнью за 5 копеек в месяц, надо дать простое понятное средство, может быть, похожее на лопату и лучше с моторчиком. Хотя лопата, наверное, не пойдет, ведь с ней работать надо, - удобнее телевизор, чтобы не вставать с дивана. Подключите НТВ+ со спортивным каналом, глядишь, охранник и не уснет. И это не шутка, именно так и устроена охранная комната в нашем офисе, можете проверить. Имея огромную статистику по криминалу, мы не тешим себя несбыточными надеждами на высокий профессионализм пенсионеров. Вместо этого, мы поставили GOALcity с видеоаналитикой «Внимание!», которая уживается на одном мониторе с футболом. Левая вертикальная полоса с ключевыми событиями позволяет ненадолго отвлекать телезрителя и непроизвольно контролировать обстановку. Человек, не напрягаясь, видит небольшие видеосюжеты, оставшиеся после аналитического видеосжатия. Интеллекта пятиклассника хватит, чтобы понять, является ли дяденька в маске с автоматом хорошим или плохим.
Панель «Внимание!» выводит события последовательно, что полностью созвучно человеческому мышлению. Вместо параллельного типа типа видеоконтроля, антагонистичного природе нашего мозга, мы даем охраннику такую картину, которую он способен воспринять по роду своего биологического происхождения. Последовательный тип видеонаблюдения не только вписывается в архитектуру нашего сознания, но и упрощает познание. Произведите опыт над собой. Попробуйте контролировать, скажем, 10 камер в течение часа. Потом скажите, что появилось раньше: машина в 2-ой камере или человек в 9-ой? И сразу начнется понимание того, что в параллельном типе видеоконтроля полностью отсутствует связь событий и времен.
Последовательная панель «Внимание!» показывает все события друг за другом, на каких бы камерах они ни происходили. При любом их количестве, даже при тысяче, вы точно, а главное моментально (без изучения архивов) будете знать, что Петров пришел на работу после того, как зашла секретарша. Четкая хронология событий – отличительная особенность спецлабовской видеоаналитики.
Модуль аналитики устроен так, что даже длительное отсутствие на рабочем месте не позволяет пропустить важных мероприятий, готовящихся перед зданием. Аналитическая полоска запоминает все, что требует внимания, и не убирает его с экрана до полного старения информации. Даже вернувшись из туалета, охранник может оценить все, что происходило без него. Естественно, у всякой технологии есть свои погрешности, в жизни нет идеала. Но в данном случае предусмотрено множество страхующих процессов, ведь лучше перенаблюдать, чем недонаблюдать.
Главное – знать меру! Как только вашего охранника будет доставать машина, он потеряет к ней всяческий интерес. Количество ключевых моментов не должно превышать двух-трех в минуту. То есть аналитическое сжатие должно адекватно оценивать опасность и возможности их воспринять. Это нужно правильно организовать. Именно организовать, а не настроить. Надо правильно организовать расстановку камер, потому что настройки как таковые спецлабовской видеоаналитике не требуются. Она основана на самодиагностике, изучении предыдущей статистики, поэтому все, что ей нужно для настройки – это время.
Естественно, качество анализа зависит от исходного материала. Если вы строите весь процесс на одной слабовидящей камере, то и результат будет таким же. Конечно, без всестороннего охвата территории реальная картина мира невозможна. Как минимум, надо поставить штук пять «широкоуголок», чтобы охватить территорию, например, перед нашим родным офисным зданием. Если вы живете в Москве или имеете серьезных врагов (и то, и другое равносильно), то необходимы и крупные планы территории. Направленные камеры надо поставить, как минимум, в местах, которые не пересечь невозможно (входы, въезды…). Это для такой 70 – 90 процентной уверенности в удачном исходе дела. Как правило, видеоаналитика всегда покажет заранее, кто специально болтается вокруг вашего дома.
Если же вы все-таки желаете довести процент до 99 (дальше только к Богу), то нужны более действенные методы. Только не подумайте по аналогии, что обязательно нужно увеличивать количество камер. Конечно, чем детальней охвачена территория, тем больше уровень безопасности. Но тем больше уровень нагрузки на технику и человека. Позвольте здесь вам предложить использовать интеллект - человеческий интеллект наших программистов, которые создали замечательную программу «След». Она использует всего несколько, а чаще одну лишь камеру, только поворотную и с зумом, и эта камера способна охватывать своим оптическим зрением огроменные территории. Практически все, что есть вокруг нашего офиса в диаметре 500 метров, «поворотка» может показать в фотографическом качестве. Вы узнаете любое лицо, определите любой автомобильный номер, заметите любое мелкое движение человека, даже то, что он держит в кармане.
Важно только, чтобы кто-то навел эту камеру в зону повышенного внимания. Это и делает наш, без преувеличения можно сказать, мощный программный комплекс «След». А основывается «След» на простом и понятном природном явлении: все интересуемые нас с точки зрения безопасности объекты – двигаются! Самого факта движения - даже самого появления человека или автомобиля в контролируемой зоне – достаточно, чтобы заработал наш комплекс видеодетекторов и направил в зону движения поворотную зум-камеру с мощным увеличительным стеклом. В деталях она рассмотрит все происходящее, выдав наиболее точный анализ.
Причем, конкретно наша технология позволяет анализировать поведение объектов даже во время движения поворотной камеры. Пожалуй, такого нет даже на российских военных самолетах ПВО (ну, насколько мне известно). Там предусмотрены различные гиростабилизаторы и прочие механические устройства типа плавающей видеоголовки. Наши программисты немного опередили ребят из военных НИИ. Может быть, потому что им больше платят.
Сегодняшние «поворотки» имеют высокую угловую скорость и способны сканировать одновременно до 19-и отдельно находящихся целей. Никакое количество узконаправленных камер не сможет охватить ту территорию, которую обслуживает одна поворотная. Хоть поверьте – хоть проверьте! Увеличительный глаз легко залезает даже сквозь окна автомобилей, наглядно показывая, что делают пассажиры. Если вы когда-либо подъезжали к нашему офису на автомобиле, я вам смогу точно сказать, пристегивались ли вы ремнем безопасности перед тем, как отъехать. Даже если у вас тонированные стекла.
Наш метрополитен сейчас озабочен вопросами терроризма. Говорят, что не существует таких технологий, чтобы отсечь шахидов от общего потока людей. Но я не думаю, что из Чечни шахидки пришли пешком, к входу метрополитена их наверняка подвозили на автомобиле. Еще минут 15 повторяли инструктаж, минут 10 активировали бомбу, давали полчаса на молитву. Все эти атрибуты вряд ли остались бы незамеченными даже у самого тупого охранника – оператора видеонаблюдения.
У криминальной программы всегда есть точка сброса, в которой заканчиваются последние технические, и что не менее важно, морально-психологические приготовления. Ее не надо далеко искать, в подавляющем большинстве случаев она находится перед вашей дверью. Никто не наденет черную маску, скрывающую лицо, за километр от вашего дома.
Запись внутренних камер часто бесполезна, так как в ней нет лиц злоумышленников, этим и пользуются сегодняшние бандиты. Без контроля прилегающей территории ваша безопасность неполноценна. А вот если залезшим грабителям вы вместо рассказа, где деньги лежат, продемонстрируете их чистые личики крупным планом, да еще и объясните, что писалось все в далекий сетевой архив, находящийся в другом городе, вот тогда есть шанс остаться целым. Можно и неустойку потребовать. Главное - иметь технику, которая все объяснит за вас. А для этого одного «видева» мало, нужна логика по типу «SL++».
Но только зачем все эти нервы? Ворвутся люди, будут плохо ругаться! Лучше все-таки придерживаться принципа профилактики. Нет криминала без подготовки. Его можно отследить на ранних стадиях. Опять же с помощью уже описанных методов, наиболее эффективный из которых Спецлаб-видеоаналитика + Спецлаб-След, как я считаю! Тот факт, что ваш режим дня начал кто-то изучать, можно определить по аналитическому архиву. Ежу понятно, что все записи вообще никто просматривать не будет (поэтому большинство видеозаписывающей аппаратуры и бесполезно), а сжатая выборка ключевых кадров совсем даже не напряжет. Минимизация информации – не самоцель, а путь к безопасности. Если инфы много, то вы ее физически не охватите, если она минимальна, то доступна для восприятия. Это еще один постулат видеоаналитики.
Принципы сжатия видеоинформации довольно подробно описаны в наших предыдущих статьях. Они постоянно совершенствуются в стремлении сократить внимание человека до минимального минимума. Кроме того, пользователь и сам может выбрать наиболее доступный для усвоения объем информации. При желании можно «загрубить» чувствительность системы к опасности до уровня, мимо которого нельзя пройти. Как показала практика длительного использования спецлабовской видеоаналитики уже на большом количестве объектов, криминальные моменты имеют как более яркий оттенок, так и более частую проявляемость в списке ключевых кадров. И это естественно, ведь даже залетному воришке нужно время, чтобы выбрать форточку, а любое лицо, превышающее временной лимит на проход мимо вашего офиса, привлекает многократное внимание компьютера.
Кроме того, пусть пока с долей сомнения я скажу, что особую роль играет и психика недобрых людей. Опять же все основывается на природе человека, против нее не пойдешь. Совершая гадость или преступление, он, как правило, находится в состоянии сильного психологического стресса. При этом, как бы ни замечательно работали мозги, действия человека становятся несколько неадекватными, что отображается на частоте попадания его в заданные критерии отслеживания видеоаналитики «Внимание!».
В общем, технологии становятся умнее и полезнее. Виден даже некоторый барьер преодоления. На первом этапе развития средств личной безопасности в России наши преступники были не менее обучены, чем те, кто создавал эти средства защиты от них. То поколение преступников поимело неплохое образование еще от Советского Союза. Сегодня явно заметен интеллектуальный сдвиг прогресса. Даже обученный человек не может охватить всех сфер знаний, которые заложены в новых технологиях. Не каждый профессионал, наверное, понял, что в этой статье описывается. Ни один в мире разработчик не разберется в коде системы GOALcity, нужен коллектив из программистов, специализирующихся в разных областях программирования. Поэтому сегодня противостоять технологиям безопасности намного сложнее, что вызывает оптимизм.
Главное не ошибиться с понятием «интеллект». Ведь разобраться, кто из двух милиционеров преступник, стало намного сложнее. А продавец техники безопасности – такой же человек, причем не дававший клятву Гиппократа. В выборе продавца нужно все-таки полагаться на собственный интеллект, а не на искусственный.