Академическая гребля - один из древнейших видов спорта. В отличие от гребли на байдарках и каноэ, спортсмены, находящиеся в лодках, гребут спиной вперед.
Самые ранние сведения о гонках на гребных судах, которые проводились на Ниле в Древнем Египте, восходят к 25 веку до н. э. Позднее такие состязания стали проводиться в Древнем Риме.
С начала 13 века в Англии интенсивно использовались небольшие лодочки и баржи для перевозки пассажиров и грузов через Темзу, а также вверх и вниз по Темзе близ Лондона, а уже в 16 веке перевозчики стали устраивать гонки.
Академическая гребля как вид спорта впервые начала развиваться в викторианской Англии в XVII - начале XVIII в. В XIX в. этот вид спорта - гребля на академических судах - лодках с подвижными сиденьями и выносными уключинами, приобрел популярность в различных странах Европы и оттуда распространился в Северную Америку и Австралию.
В 1715 году состоялась первая, организованная английским актером Томасом Доджетом гонка, которая впоследствии стала называться его именем. Это старейшее состязание по гребле в мире. Первая известная регата состоялась в 1775 году на Темзе. Гонки между Оксфордом и Кэмбриджем, а также Хенлейская королевская регата в 19 веке положили начало академической гребле как виду спорта.
Гребные лодки того времени были мало приспособлены для проведения спортивных соревнований. Чтобы добиваться побед, надо было увеличить скорость лодок. Вот тогда стали появляться различные новшества. Первыми появились широкие сидения, смазанные салом, по которым гребцы, одетые в кожаные штаны, сгибая ноги, легко скользили. Затем, в 1830 году, появились выносные уключины. В 1857 году появляются подвижные банки, а в 1904 году - металлические уключины с колковыми вертлюгами, которые затем были заменены на вращающиеся. К началу ХХ века академические лодки достигли своего почти современного вида.
Различают греблю распашную - спортсмен работает одним веслом, парную - двумя веслами, на лодках с рулевым и без него, на учебных и скифовых лодках. Классы судов определяются количеством гребущих.
В России гребля начала развиваться так же, как и в Англии, в 18 веке. В 1718 году Петр I подписывает указ о создании в России "Невского флота". С 1742 года в Петербурге и Москве большой интерес вызывают гонки "краснорубашечников", перевозчиков "рабочего люда и товаров". Первой спортивной организацией в России со своим "Уставом и командором" стал Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, открытый 21 мая 1860 года. Именно здесь были разработаны первые правила ведения гонок, установлена длина соревновательной дистанции, появились протокольные записи результатов гонок.
В 1867 году такой же клуб открылся в Москве: Московский речной яхт-клуб, который существует и поныне, располагаясь у развилки реки Москвы и обводного канала. Называется он "Гребная база "Стрелка". В 1892 году проводится первое первенство России, победителем которого стал москвич Сергей Шустов. Всего было проведено 22 чемпионата, в которых на одиночках участвовали гребцы только из Москвы и Петербурга. 7 раз побеждали москвичи, 15 раз - петербуржцы.
С 1909 году российские гребцы стали встречаться с зарубежными спортсменами. Петербуржец Михаил Кузик дважды выиграл открытый чемпионат Нидерландов и принял участие в Играх V Олимпиады в 1912 году, в Стокгольме, где вышел в полуфинал. В эти же годы москвич Анатолий Переселенцев на одиночке выиграл первенство Франции, где он тогда работал, и в двойке парной - чемпионат Европы.
В 1922 году было проведено первое первенство РСФСР по гребле и плаванию, а в 1925 году, в Ленинграде - первое первенство СССР, в котором все призовые места достались представителям Москвы и Ленинграда. В 1928 году в Москве состоялась I Всесоюзная Спартакиада, собравшая более 7 тыс участников. В ее программу были включены заезды и по академической гребле. С 1945 года проведение чемпионатов Советского Союза стало ежегодным.
В 1950 году на Москве-реке были проведены первые международные соревнования со спортсменами из Чехословакии, входившими тогда в элиту мировой гребли. Несмотря на это, все заезды были выиграны советскими гребцами. В 1951 году советские гребцы впервые выехали за рубеж, в Берлин, для участия в I Всемирных студенческих играх и, завоевав 6 золотых медалей, заняли первое место в общекомандном зачете.
В 1892 году была создана Международная федерация гребных обществ - ФИСА, в 1996 году Международная федерация получила новое название - Международная федерация гребного спорта. Начиная с 1893 года стали проводиться чемпионаты Европы по академической гребле.
С 1900 года академическая гребля входит в программу олимпийских соревнований. До 1976 года в олимпийских регатах участвовали только мужчины. В Монреале на Играх XXI Олимпиады впервые стартовали женщины. До Олимпийских игр 1920 года национальные команды могли участвовать несколькими экипажами в каждом классе судов.
Дистанция гонок на первых Олимпийских играх не была постоянной: в 1900 году - менее 2000 м, в 1904 году - 2 английские мили - 3218 м, в 1908 году -1 миля 880 ярдов - 2412 м, в 1948 году - 1850 м, с 1952 года и до настоящего времени - 2000 м. Участники финальных соревнований определяются согласно системе квалификационных заездов - предварительных, полуфинальных, по принципу выбывания после двух проигрышей. Рекорды не регистрируются.
Чемпионаты мира проводятся с 1962 года. Федерация гребли СССР вступила в Международную ассоциацию гребных обществ в 1952 году. Во времена СССР наши гребцы постоянно занимали призовые места на крупнейших соревнованиях. С середины 1980-х годов успехи пошли на убыль. Выход в финал крупных соревнований после распада СССР уже считался неплохим результатом. Только на Олимпиаде в Афинах в 2004 году мужская четверка парная смогла завоевать золотые медали.
Правила
Гребной канал - искусственный водоем для тренировок и соревнований по гребному спорту. Ширина составляет до 200 м. 125 м составляет так называемая основная вода для гребных дорожек и 75 м - возвратная. Длина около 4000 м, основная вода - 2200 м. Глубина не менее 2 м. Регаты проводятся на участках рек, озер, прибрежных вод или искусственных водохранилищах. Для проведения крупных международных соревнований выбираются прямолинейные участки без течения, которые размечаются на дорожки. Дистанция для международных гонок обычно превосходит 2000 м, за исключением гонок ветеранов, где нижний предел равен 1000 м. Речные гонки проводятся на участках рек различной протяженности.
Участники
В рамках одного класса лодок участники могут делиться на категории по опыту, возрасту и весу. В результате победы в том или ином соревновании гребцы повышают свою квалификацию от юношеского разряда через степени взрослого разряда до так называемого "открытого" разряда.
Форма.
Гребцы академической гребли (использующие одно весло) и гребцы парными веслами одеты в майки или тенниски и шорты (иногда в костюмы); на майку нанесены цвета клуба или государственной принадлежности или иные изображения.
Поломки
Гонка может быть остановлена и начата заново, если в пределах 100 м от старта произошла поломка снаряжения по любой причине. В случае повторной поломки гонка не прерывается, за исключением отдельных случаев столкновения. Если причиной столкновения явились посторонние предметы или лица, возможен повторный старт гонки.
Замены
Разрешено заменять половину состава экипажа, а также рулевого за час или более до первого заплыва. (В случае серьезного недомогания возможны замены и в дальнейшем.) В гонках шлюпок-одиночек замены не допускаются.
Виды гребли академической
Соревнования по академический гребле проводятся среди мужчин и женщин. Академическая гребля делится на парную и распашную греблю.
Парная гребля, это гребля двумя веслами, распашная гребля это гребля одним веслом. Состав лодки бывает из одного, двух, четырех или восьми гребцов. В ряде классов вес спортсмена ограничен.
Соревнования по олимпийской программе проводятся в 14 классах: Одиночки - мужские и женские; двойки парные - мужские и женские; двойки распашные - мужские и женские; двойки парные легкого веса - мужские и женские; Четверки распашные - мужские и мужские легкого веса; четверки парные мужские и женские; Восьмёрки - мужские и женские; Классы лодок в академической гребле, не входящие в программу олимпийских игр, но участвующие в программе Чемпионатов Мира: Одиночки - мужские и женские легкого веса; Двойки - мужские распашные с рулевым; двойки мужские распашные легкого веса; Четверки - мужские распашные с рулевым; четверки - распашные женские, четверки - мужские и женские парные легкого веса; Восьмёрки - мужские легкого веса; Вес рулевого ограничен (если он меньше нормы, то в лодку кладут балласт), а его пол не зависит от пола членов экипажа. В женском экипаже может быть рулевой-мужчина, и наоборот. Исключение - Олимпийские игры (там все должны быть одного пола). Изредка на коммерческих турнирах проводятся также соревнования смешанных четверок и восьмерок, наполовину состоящих из женщин и мужчин.
Старт
Экипажи должны быть на старте минимум за 2 мин до начала гонки. О начале выравнивания подается сигнал подъемом белого флага. Для обеспечения выравнивания можно прибегать к помощи персонала, находящегося в заякоренном катере. Судья-стартер, произносит: "Внимание", затем - "Приготовились" и одновременно поднимает руку с красным флажком. Лодки стартуют сразу после того, как судья резко опустит руку с флажком, сопроводив движение командой "Марш". В случае фальстарта экипажи возвращаются на точку старта (в пределах первых 100 м дистанции). О фальстарте извещает звонок и судья, размахивающий красным флажком.
Финиш
Считается, что экипаж финишировал, когда нос лодки пересек линию финиша. Если в процессе гонки один из гребцов оказался за бортом, лодка все равно может занять призовое место. Финиш не будет признан лишь в случае "потери рулевого. После того как все экипажи финишировали, рефери поднимает белый флаг, если гонка прошла успешно и не имеется протестов; в противном случае он поднимает красный флаг. Для оценки порядка финиширования при необходимости может быть использован фотофиниш. Если две и более лодки финишировали одновременно, может быть назначен повторный старт.
Гонка
Каждая лодка должна держаться в границах своей дорожки (если таковые обозначены). Лодка может быть снята с соревнований за создание помех другой лодке. Подача каких-либо подсказок со стороны, например, при помощи электронных средств, запрещена.
Судейство.
Комитет регаты контролирует организацию и проведение регаты. Комитет гонки отвечает за проведение речных гонок. Наблюдатели в точках посадки и высадки следят за составом экипажей и техническими спецификациями лодок. Судьи следуют за гонкой на катере. На старте присутствует рефери, судья-стартер и судья, выравнивающий положение корпусов лодок при старте. Рефери вправе дать предупреждение экипажу по поводу траектории его движения только в том случае, когда существует возможность помехи или столкновения с другой лодкой, движущейся по правилам. В случае столкновения или создания помехи после полученного предупреждения, рефери имеет право снять нарушивший правила экипаж с соревнования. Он также вправе назначить повторный старт. В речных гонках (по ним не проводится международных чемпионатов) важен сам процесс; лодки стартуют через определенный интервал времени, и в зачет идет время прохождения пути. В соревнованиях по речным гонкам отсутствует всякая разметка дорожек и т.п. Экипаж, совершающий обгон, имеет право преимущественного движения. Комитет по организации гонок устанавливает правила с учетом конкретных условий.
Весла
При проведении международных соревнований лопасти весел должны быть окрашены в национальные цвета.
Лодки
Требования к конструкции и дизайну лодок не регламентируются. К носу лодки должен быть приделан тупой наконечник, обычно шар белого цвета из твердой резины или другого подобного материала диаметром не менее 4 см. Соревнования проводятся между лодками одинакового типа.
Гребля с парными веслами.
Каждый гребец использует два весла. Рулевой отсутствует. Гонки проводятся между: одиночками; двойками; четверками.
Распашная гребля.
Каждый гребец использует одно весло. Традиционно применяется схема посадки, когда весла на правую и левую стороны чередуются. На расположение весел обязательных правил не существует. Гонки проводятся между: двойками без рулевого; двойками с рулевым; четверками без рулевого; четверками с рулевым; восьмерками с рулевым.
Звезды
"Абсолютным" олимпийским чемпионом среди гребцов является англичанин Стив Редгрейв. Он пять раз (в 1984, 1988, 1992, 1996, 2000) побеждал на Олимпийских играх и 7 раз становился чемпионом мира.