Выбирать велосипед стоит в зависимости от того, где планируете кататься: есть простые в управлении варианты для города, скоростные для шоссе и горные — не такие быстрые, но способные проехать почти везде. Также нужно ориентироваться на рост и вес, от которых, в свою очередь, зависят нужный размер колес и рамы. РБК Life разобрался во всех нюансах и подготовил актуальную инструкцию, как выбрать велосипед подростку и взрослому в 2024 году.
Перед покупкой стоит хотя бы приблизительно представить, где и как вы планируете использовать велосипед, и затем приобрести либо универсальный вариант, либо модель под особый стиль катания, но с преимуществом перед другими байками.
Горные велосипеды предназначены для катания по бездорожью — у них прочная рама и вилка, толстые покрышки, которые не порвутся от езды по щебенке, агрессивная посадка, при которой велосипедист наклонен вперед. Плюс такого варианта в том, что он проедет буквально везде — от песка до шоссе. Как правило, у горного велосипеда много скоростей, что позволяет регулировать усилия — например, чаще, но легче крутить колеса и спокойно взбираться в горку.
Новички обычно берут хардтейл-велосипеды, у которых амортизатор находится над передним колесом. В отличие, например, от двухподвесных велосипедов, где амортизаторы располагаются над двумя колесами сразу. На последних удобно проходить экстремальные трассы, но рама у них тяжелее.
Горные велосипеды можно назвать универсальными: несмотря на то что предназначены они для бездорожья, именно на них проще запрыгнуть на бордюр, объехать яму на дороге, резко затормозить или преодолеть затяжной подъем в гору. Но разгоняются эти велосипеды сложнее, чем городские. К тому же они не так комфортны: за счет высокой посадки новичку будет сложнее поставить ногу при остановке, а сидение, вероятно, будет натирать в первые пару поездок. Велосипед еще и довольно тяжелый для новичка — в среднем это 12–16 кг.
Чуть больше — 15–20 кг — весит фэтбайк, горный велосипед с толстыми колесами. Если у обычного горного байка ширина покрышки в среднем 2–2,5 дюйма, то у этого — 3,5–5 дюймов. Ехать на таком велосипеде тяжело, но за счет низкого давления в шинах он отлично подходит для сложных дорожных условий — песка, рыхлого снега, поля с густой травой. В общем, едет медленно, но везде. Новичкам вряд ли стоит рассматривать.
Когда купить: горные велосипеды подойдут для смешанного стиля езды — покататься в городе и съездить в горы или лес.
Городской велосипед — это условное обозначение сразу нескольких типов велосипедов, которые предназначены для спокойной и легкой езды по асфальту:
Городские велосипеды, особенно складные и классические, отлично подходят для передвижений по асфальту — например, проехаться в легком темпе до работы и обратно, покататься на ровной набережной. Но хорошенько разогнаться или запрыгнуть на бордюр на них будет проблематично — они едут не так устойчиво, как горные модели, а прыжками легко повредить раму и колеса. По грунту и песку на таком байке ездить и вовсе опасно — амортизации почти нет, можно разбить колени и локти.
Когда купить: если уверены, что будете спокойно кататься по набережной и паркам или дорога на работу идет по ровному асфальту. Рассчитывать на высокие скорости не стоит.
Шоссейные велосипеды также по ошибке называют спортивными. Именно на них проходят массовые гонки по асфальту, но никто не мешает вам ездить на «шоссейнике» в неспешном темпе.
Особенность этого вида байков — быстрый разгон и хороший накат, на таком даже новичку несложно достичь скорости 40–45 км/ч. Весят «шоссейники» 6–9 кг, у них удобный, загнутый вниз руль. На этом плюсы заканчиваются.
Ездить на «шоссейнике» можно только по асфальту — даже грунтовка повредит колеса, а неудачный прыжок и вовсе может закончиться сломанной рамой. Без подготовки ездить на шоссейном велосипеде неудобно — посадка должна быть строго горизонтальной. Вряд ли порадует и жесткое спортивное седло.
Когда купить: если любите скорость и готовы гонять по трассам. Или по пустому городу в пять часов утра.
Трюковые велосипеды, или BMX (Bicycle MotoX / Motocross) отличаются небольшим размером рамы и диаметром колес, низко опущенным сидением. Велосипед маневренный, но спокойно ехать на нем некомфортно — на таких байках не сидят, а прыгают и балансируют. Есть разновидности для прыжков с большой высоты. Весят 9–12 кг.
Когда купить: если решили попробовать себя в трюках.
Если взять слишком маленький велосипед, будут мешать колени, слишком большой — начнет болеть спина, ведь придется прилагать усилия, чтобы держать руль. Чтобы подобрать вариант, на котором действительно будет комфортно и безопасно ездить, нужно в положении стоя отмерить расстояние между верхней дугой рамы и пахом — там должна свободно проходить ладонь.
Ориентироваться можно на размеры рамы, указанные производителем. Обычно под этим параметром понимают расстояние между креплением сидения и местом, где крутятся педали, — осью каретки, рассчитываемое в дюймах. Также встречается обозначение латинскими буквами — XS, S, M, L, XL, XXL. Для удобства можно воспользоваться следующим соотношением:
Рост / размер рамы в дюймах / размер латиницей
Размерная сетка приблизительная: так, человек с ростом 180 см может использовать велосипед с рамой 19–22 дюйма. Дело в разном анатомическом строении: у кого-то из нас ноги длиннее, у кого-то короче при одинаковом росте. Если вы впервые подбираете велосипед, лучше попросить у продавца разрешения проехать на нем хотя бы несколько метров — и оценить, не задевает ли рама паховую часть, когда вы садитесь на байк или с него слезаете, удобно ли перемещать ногу с педали на землю. Обычно можно сделать небольшую подстройку, отрегулировав высоту седла, но, если велосипед будет слишком большим, есть риск получить травму от удара об раму.
Также в зависимости от роста подбираются колеса велосипеда. Обычно этот показатель сбалансирован — вы едва ли найдете велосипед с большой рамой и при этом маленькими колесами. Но можно ориентироваться на следующий список:
Еще стоит присмотреться к шинам — чем они толще, тем больше сопротивление, то есть ехать будет сложнее. Но и управлять велосипедом с толстыми шинами проще. Плюс нужно обратить внимание на протекторы: полностью гладкие подходят для шоссейных гонок, агрессивные же шипы будут снижать скорость на асфальте, но необходимы для езды по бездорожью.
Максимальный вес велосипедиста производитель указывает в инструкции, та же информация есть и в описании байка в интернет-магазинах. Как правило, предельный вес зависит от размера рамы и типа велосипеда — 20-дюймовый городской выдерживает около 90 кг, 24-дюймовый горный справится и со 110 кг.
Исключение — шоссейные велосипеды: предельный вес на них не указывают — вероятно, из-за спортивной направленности таких байков. Однако руководствоваться можно тем же принципом: верхняя плашка для взрослых — около 90–100 кг.
От материала рамы зависит прочность, цена и удобство управления велосипедом.
Из алюминия сейчас делают большинство недорогих велосипедов — он легкий, мало подвержен коррозии, достаточно жесткий, чтобы преодолеть даже бездорожную местность.
Есть и минусы — рама из алюминия быстрее изнашивается. Однако заметить это можно только при активном катании. Если вы планируете выезжать по выходным на маршрут протяженностью 50–100 км, то такая рама без проблем прослужить пять — десять лет. Если же в планах 300–500 км в неделю в сложных дорожных и погодных условиях, то лучше выбрать велосипед из другого материала.
Отличное недорогое решение для велосипедов, которые будут преодолевать бездорожье, грязь, песок и разные температурные режимы. Проще говоря, если собираетесь гонять по лесам и полям, в том числе в дождь, и хочется сэкономить, стоит взять стальную раму. Главный минус такого велосипеда — он тяжелее, чем другие модели.
Наиболее распространенные типы велосипедов — из алюминия, стали и карбона, и каждый из них предназначен под разные цели и бюджет
Очень легкий, отлично гасит вибрации. Если до этого вы катались на стальной или алюминиевой раме, то в первую поездку на карбоне будет казаться, словно велосипед летит — можно прилагать меньше усилий, а получить скорость и разгон больше.
Минус карбоновых рам — цена: такие велосипеды в несколько раз дороже. А еще хрупкость: обычно карбоновые рамы делают на шоссейных моделях, которые предназначены для ровного асфальта.
В интернет-рейтингах лучших велосипедных брендов, как правило, оказываются известные лидеры рынка с дорогостоящими моделями. Однако новичкам вряд ли стоит советовать байк стоимостью в несколько сотен тысяч рублей — это тоже самое, что убеждать купить в качестве первой машины гоночную Ferrari. Лучше определиться с верхней границей бюджета и найти велосипед среди популярных моделей: такие и купить проще, и запчастей для них в сервисных центрах предостаточно.
Деление брендов по бюджету и популярности условное. Например, у бюджетных Stels или Forward есть карбоновые модели стоимостью около 100 тыс., что нельзя назвать недорогим велосипедом. Однако аналогичный карбоновый «шоссейник» от Scott будет стоить уже 300–400 тыс. руб.
Если вы планируете приобрести первый велосипед, выбирайте простые горные или городские модели. Они довольно маневренные, позволяют понять, какие эмоции вы сможете получать от поездок и какой стиль катания вам подходит. Уже затем стоит задуматься в пользу более профессиональных вариантов. У опытных райдеров, как правило, несколько велосипедов: для дальних поездок покупают туристические горные модели, для экстрима — «шоссейники» или дорогие прочные горные модели, а некоторые и вовсе понимают, что им больше нравится прыгать, а не ехать по ровной поверхности, — и выбирают BMX.