Когда-то я долго и упорно занималась продажами услуг. Только продажами и только услуг. Услуги эти были в области интернет-рекламы.
И тогда, мне, молодой и незамужней, было непонятно, как можно с клиентом сотрудничать долго:). Я сравнивала продажи с флиртом на первом свидании: вы друг другу очень нравитесь, девочка в своем лучшем платье, а мальчик собрал все свое обаяние и надушился лучшими парфюмом….И секс у них досвадебный: качественный и изысканный…Работа же с клиентами, в моем понимании, всегда была озарена образом шаркающей женщины и почему-то обязательно в бигуди… И совсем непонятно было, как ей, этой бедной женщине, оставаться интересной мужчине…
Сейчас я уже 6 лет замужем и ни разу не ходила в бигуди и уж тем более не шаркаю;)
То же и с клиентами – чем дольше мы с ними работаем, тем проще нам друг друга понимать без слов. При необходимости запуска нового проекта с некоторыми текущими клиентами (с которыми, к слову, мы работаем больше 2 лет) они не проводят долгие процедуры узнавания наших возможностей в их бизнесе. Они сразу закладывают нас в свои сметы и планы работ, т.к. хорошо знают наши широкие возможности, гибкость и бюджеты. А мы не против, мы всегда рады новым проектам:)
И вот возникает вопрос, почему так? Каким таким образом эта веселая игра во флирт стала не такой интересной, а все больше интересен качественный и постоянный секс с любимым партнером? Теория даст ответ:) В книге Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности» описывается понятие эмоционального банковского счета. Мы его применяем на практике. Итак, Эмоциональный банковский счет (ЭБС) – это метафора, обозначающая уровень доверия, который был достигнут в отношениях между людьми. Это чувство уверенности и надежности, которое вы испытываете по поводу отношений с другим человеком.
Смысл ЭБС заключается в том, что каждая из сторон делает вклады в отношения со своим партнером. Когда я посредством уважительного, доброго и честного отношения к вам и через выполнение своих обязательств делаю вклад на наш с вами Эмоциональный Банковский Счет, я создаю резерв. Ваше доверие ко мне возрастает, и я при необходимости могу использовать этот резерв доверия. Даже если я совершу ошибку, этот уровень доверия, этот эмоциональный резерв сможет ее компенсировать
На начальном этапе эти вклады носят кратковременный характер и формируют так называемую краткосрочную лояльность — в отношениях мальчика и девочки это цветы, подарки, вовремя прийти на свидание. В отношениях с клиентами и партерами – это вовремя составленное предложение, вовремя подготовленный расчет или составленный договор, а также выполнение обязательств, взятых на себя по договору и контракту. И если мы работаем только в рамках договора с двух сторон – лояльность у нас друг к другу будет всегда краткосрочная. На этом этапе партнеры не прощают друг другу ошибок – так парень, прождав свою девушку больше часа, вряд ли захочет с ней общаться дальше, а девушка, не получившая ни одного цветочка во время определенного количества свиданий, тоже вряд ли захочет видеть снова этого молодого человека.
Долгосрочная лояльность возникает, когда обе стороны делают чуть-чуть больше, чем написано в договоре. И на этом этапе прощает ошибки – вклад уже довольно большой для снятия – обычно для достижения этого этапа нужно достаточно много времени и большая степень доверия. Она как раз возникает в уверенности, что все вещи по договору и даже чуть больше будут выполнены.
А дальше – самое интересное – возникает приверженность. Если только один партнер вкладывается в отношения, то он становится приверженцем компании или партера. Именно поэтому, та женщина, которая постоянно получает оплеухи от мужа, лечит этого мужа от алкоголизма и никогда его не бросит. СЛИШКОМ МНОГО ВЛОЖИЛА! Чтобы приверженность возникала обоюдная, вкладываться должны оба – и партеры, и компании, и клиенты, и агентства. Так вот когда клиент тоже вкладывается в агентство в зоне обучения, участия в маркетинговой стратегии – тогда и возникает желание с ним работать бесконечно. Именно поэтому постоянный и качественный секс с любимым человеком гораздо важнее и ценнее, чем легкая неожиданная интрижка на стороне.
Также важно помнить о том, что быстрые решения — это всего лишь мираж. Создание и налаживание отношений требуют длительного времени, это вклады на долгий срок. Именно поэтому мы предпочитаем работать с клиентами от 2 лет – слишком много в них нас, а их в нас.
И тут возникает вопрос:
Кто же должен продавать — тот же человек, который впервые встретился с клиентом и формирует его ЭБС на себя и свою компанию? Соответственно, он и ведет текущие проекты, и продает новые – по факту разъединяется в функциях и может иметь неуспех в обеих зонах или успех грандиозный. Или все же это разные по функциям люди – первый очаровывает, влюбляет и рассказывает, как крута и весела будет совместная жизнь, а второй берет и каждый день варит борщ, готовит контент и рулит проект, продолжая быть интересным клиенту?…
С этим вопросом мы сейчас в компании и столкнулись, решаем и выбираем, как же все-таки правильнее…
А как думаете вы?
Автор Виктория Кончаковская