У соискателей, независимо от того, где они собираются работать, есть три самых распространенных источника информации, по которым он может делать для себя выводы о привлекательности той или иной компании: во-первых, официальная информация работодателя, во-вторых, друзья и знакомые и, в-третьих, рейтинги. Полагаться на официальную информацию работодателей сложно. На рынке труда есть много громких и не очень имен, обладатели которых рассказывают о своих достоинствах, однако громкое имя компании-работодателя не всегда (во всяком случае, для российского рынка) означает равноценность комфорту и хорошим условиям самой работы в компании. Друзья и знакомые, с одной стороны, более объективно оценивают потенциал компаний-работодателей (особенно если успели сменить несколько мест работы). Однако, к сожалению, они могут рассказать как раз не более чем о трех-пяти компаниях. С другой стороны, не все друзья и знакомые были или являются идеальными сотрудниками тех компаний, о которых говорят. Ведь если они не смогли себя проявить, у них что-то не получилось или с кем-то не сложилось, то есть риск получить не совсем достоверную информацию. Получается, что самую полную и объективную информацию должны содержать рейтинги работодателей.
Западный опыт
Для России подобные рейтинги - непривычный способ определения степени привлекательности работодателей.
А в США и Европе - основной и главный. Основными составителями рейтингов там являются средства массовой информации -
не заинтересованная в подтасовках результатов сторона (в отличие, к примеру, от рекрутинговых или консалтинговых агентств).
Как правило, такие рейтинги составляются ежегодно. К самым известным и
влиятельным рейтингам относятся
The Times Top 100 Graduate Employers
(составитель - газета The Times),
The 100 Most Desirable MBA Employers (журнал Fortune),
100 Best Companies to Work For (журнал Fortune),
The Sunday Times Best Companies To Work For (газета The Sunday Times). В США уровень привлекательности рабочего места (то есть место в рейтинге работодателей)
считается главным предметом гордости компании-работодателя и основным конкурентным преимуществом компании в целом.
На выставках и ярмарках вакансий работодатели на самое выгодном место размещают сообщение, к примеру, о том, что компания -
12-я в рейтинге привлекательных работодателей, что уж говорить о первых местах. Логотипы рейтингов как доказательство
попадания в них работодатели с гордостью размещают в своей рекламе (например, логотип The Times Top 100 Graduate Employers
можно заметить в рекламных сообщениях большинства крупных британских компаний).
Российские рейтинги работодателей
В России традицию западных рейтингов, составляемых СМИ, поддерживает пока что только газета "Акция". С 2006 года газета "Акция" и приложение "Акция.Карьера" составляют ежегодный рейтинг "50 работодателей мечты для молодых специалистов", который призван выявить самых желанных работодателей у молодежи.
Также рейтинги работодателей проводят Mail.ru (конкурс "Работа года"), портал e-graduate.ru (рейтинг TargeT). Рейтинг лучших работодателей также составляют рекрутинговые агентства (компания Future Today), вузы (рейтинг HSE TOP Государственного университета Высшей школы экономики), а также исследовательские компании (блоки о желанных работодателях в исследованиях ВЦИОМа и ФОМа).
Рейтинги работодателей в рекламной отрасли
Отдельных рейтингов, посвященных выявлению лучших работодателей в рекламе, маркетинге и PR, в России практически нет. Они в лучшем случае могут существовать в качестве отдельных блоков в общих исследованиях работодателей, либо компании отрасли просто могут фигурировать в списке желанных мест для карьеры (так, в рейтинге "50 работодателей мечты для молодых специалистов" абсолютным лидером среди рекламных агентств является BBDO Russia). В 2007 году был создан прецедент: Ассоциация Рекламных Агентств России (АКАР) составила рейтинг рекламных агентств как работодателей. Специально по заказу Комиссии по профессиональному образованию АКАР ВЦИОМ провел исследование, в котором приняли участие креативные специалисты (арт-менеджеры, дизайнеры, райтеры и т.д.), специалисты клиентского сервиса (эккаунт-менеджеры), медиаспециалисты (медиаплэннеры, медиабайеры), специалисты в области BTL, promotion, интернет-рекламы и студенты ВУЗов, обучающиеся по специальности "Реклама". Экспертами АКАР были выбраны 12 критериев оценки рекламных агентств, среди них: качество рекламной продукции, атмосфера в коллективе, статус руководителей (владельцев), известность клиентов и брендов, творческая свобода, профессионализм команды, а также перспективы карьерного и профессионального роста и др. Участники исследования должны были выбрать привлекательных работодателей самостоятельно, им не предлагались компании из списка. Сотрудники компаний и представители отрасли опрашивались методом телефонного интервью, студенты - личного интервью. В Москве было опрошено 314 респондентов, в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре и Красноярске - по 90. По данным исследования, среди рекламных групп и агентств идирует группа компаний BBDO и агентства, входящие в него. На втором месте оказался холдинг АДВ. Третье занял PUBLICIS. В группе медиа-селлеров лидером стал холдинг "Видеоинтернешнл". Среди операторов наружной рекламы - News Outdoor.
Методика проведения рейтинга