Балом правят крупные рекламодателиОбъем телерекламного сегмента в 2009 году составил более 112 миллиардов рублей, что на 18% меньше 2008 года
|
|
|
|
|
Закончился непростой для рекламной индустрии и экономики страны 2009-й год. Можно констатировать: телерекламный сегмент с честью выдержал все испытания. Когда почти все другие медиа жестко штормило, большой телевизионный корабль только потряхивало на волнах. В результате доля телевидения на рекламном рынке по деньгам за год выросла с 52% до 58%. По нашей оценке, объем телерекламного сегмента в 2009 году составил более 112 млрд. руб. (вкл. НДС), что на 18% меньше 2008 года. |
|
|
|
|
|
Самым сложным было начало года и летние месяцы - время традиционного спада активности рекламодателей. В эти периоды суммарные рекламные бюджеты на телевидении показывали падение в 20% и более по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
Телереклама становится привилегией крупнейших рекламодателей. Усиление позиций "крупняка" происходит уже достаточно давно, а кризис сильно катализировал этот процесс. Например, на двадцатку крупнейших в 2004-м году приходилось 43% всех расходов на телерекламу, в 2008-м - 49%, а в 2009-м уже 54%.
Можно посмотреть на это и с другой стороны - как на вызванное кризисом ослабление позиций небольших и региональных рекламодателей. Доля региональных бюджетов уверенно росла вплоть до 2008 года, а в 2009-м оказалась отброшена на уровень 2004-2005 гг. и составила около 23%.
По структуре рекламодателей и товарных категорий 2009 год в целом не сильно отличался от 2008-го. Наблюдалось разнонаправленное движение рекламных бюджетов, которое трудно обобщить. Если смотреть в самую крупную клетку, то по итогам года заметно прибавили фармкомпании, ритейлеры и компании сферы туризма и развлечений.
Производители автомобилей, бытовой техники и электроники, напротив, максимально урезали свои расходы. Для техники и электроники толчком послужили только предновогодние кампании, поэтому в ноябре-декабре по ряду рекламодателей расходы на рекламу сопоставимы с 2008 годом или оказались даже выше. Так, бытовая техника в декабре 2009 года по отношению к декабрю 2008 года вышла в плюс на 14%.
FMCG-рекламодатели стоят чуть лучше, чем телерекламный сегмент в целом. При этом FMCG - это огромная часть рынка, на которую приходится около 40% всех телерекламных бюджетов. Состоит она в основном из транснациональных рекламодателей, у которых есть средства, и в 2009 году они оказались готовы их тратить, послужив, таким образом, для всего сегмента "подушкой безопасности".
Объем телерекламного сегмента и темпы прироста в 2009 году, помесячно, млрд. руб. (вкл. НДС), %
Месяц
|
Объем телерекламного сегмента, млрд. руб. (вкл. НДС)
|
Динамика 2009/2008, %
|
январь
|
5.6
|
-22%
|
февраль
|
8.4
|
-22%
|
март
|
10.6
|
-18%
|
апрель
|
10.9
|
-17%
|
май
|
8.7
|
-23%
|
июнь
|
7.8
|
-27%
|
июль
|
5.6
|
-22%
|
август
|
6.2
|
-23%
|
сентябрь
|
10.6
|
-20%
|
октябрь
|
13.0
|
-16%
|
ноябрь
|
13.2
|
-12%
|
декабрь
|
11.8
|
-7%
|
ИТОГО
|
112.2
|
-18%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (АЦВИ)
Набранные объемы приведенных GRP 30" по рекламодателям на телевидении за 2008-2009 гг., тысяч пунктов (аудитория - Все 4+, Россия)
№№
|
Рекламодатели
|
2008 год
|
2009 год
|
Динамика 2009/2008
|
1
|
PROCTER & GAMBLE
|
108.7
|
91.8
|
-16%
|
2
|
L'OREAL
|
45.4
|
70.1
|
+54%
|
3
|
UNILEVER
|
51.7
|
54.8
|
+6%
|
4
|
MARS-RUSSIA
|
43.1
|
53.0
|
+23%
|
5
|
HENKEL GROUP
|
44.0
|
52.7
|
+20%
|
6
|
RECKITT BENCKISER
|
35.0
|
43.2
|
+24%
|
7
|
DANONE
|
39.8
|
41.2
|
+4%
|
8
|
NESTLE
|
25.6
|
37.9
|
+48%
|
9
|
WIMM-BILL-DANN
|
28.1
|
37.4
|
+33%
|
10
|
МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ
|
26.4
|
27.9
|
+6%
|
11
|
COCA-COLA
|
31.2
|
27.5
|
-12%
|
12
|
БИ ЛАЙН
|
27.6
|
25.6
|
-7%
|
13
|
МЕГАФОН
|
22.3
|
25.6
|
+15%
|
14
|
KRAFT FOODS
|
16.9
|
24.2
|
+43%
|
15
|
PEPSI CO
|
16.1
|
24.0
|
+49%
|
16
|
ЭЛЬДОРАДО (СЕТЬ МАГАЗИНОВ)
|
14.7
|
18.1
|
+23%
|
17
|
COLGATE-PALMOLIVE
|
20.8
|
17.0
|
-18%
|
18
|
БАЛТИКА ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ
|
14.9
|
15.6
|
+5%
|
19
|
КАЛИНА (КОНЦЕРН)
|
11.8
|
13.2
|
+12%
|
20
|
BEIERSDORF AG (BDF)
|
9.3
|
12.2
|
+32%
|
Источник: TNS Media Intelligence
Суммарные рекламные расходы по товарным категориям на телевидении (национальное размещение) за 2008-2009 гг., млрд. руб. (вкл. НДС)
№№
|
Товарные категории
|
2008 год
|
2009 год
|
Динамика 2009/2008
|
1
|
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
|
18.22
|
16.45
|
-10%
|
2
|
ПАРФЮМЕРИЯ И КОСМЕТИКА
|
13.43
|
12.79
|
-5%
|
3
|
МЕДИЦИНА И ФАРМАЦЕВТИКА
|
7.47
|
8.91
|
+19%
|
4
|
УСЛУГИ СОТОВОЙ СВЯЗИ
|
6.25
|
5.73
|
-8%
|
5
|
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
|
6.89
|
4.09
|
-41%
|
6
|
БЫТОВАЯ ХИМИЯ
|
5.16
|
4.13
|
-20%
|
7
|
ПИВО
|
4.26
|
3.61
|
-15%
|
8
|
СРЕДСТВА И ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ
|
4.01
|
3.35
|
-16%
|
9
|
ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
|
3.30
|
3.62
|
+10%
|
10
|
ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЕ НАПИТКИ
|
3.04
|
2.77
|
-9%
|
11
|
ДОСУГ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ТУРИЗМ, ОТДЫХ
|
1.86
|
2.04
|
+10%
|
12
|
СОКИ
|
1.94
|
1.91
|
-2%
|
13
|
ФИНАНСОВЫЕ И СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ
|
1.87
|
1.77
|
-5%
|
14
|
СОТОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
|
1.73
|
1.26
|
-27%
|
15
|
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
|
2.00
|
0.86
|
-57%
|
16
|
АУДИО- И ВИДЕОАППАРАТУРА
|
1.34
|
0.88
|
-34%
|
17
|
КОМПЬЮТЕРЫ И ОРГТЕХНИКА
|
0.50
|
0.06
|
-89%
|
18
|
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ
|
0.28
|
0.23
|
-18%
|
19
|
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
|
0.18
|
0.09
|
-52%
|
20
|
МЕБЕЛЬ, ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА
|
0.11
|
0.04
|
-61%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (АЦВИ)
29.01.2010
|
|
Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?
На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.
Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
|