В 2009 наружка просела, но выжилаК началу 2010 спад достиг почти 20 миллиардов рублей, но к концу может вырасти до 1 миллиарда долларов
|
|
|
|
|
Главные итоги 2009 года для наружной рекламы характеризуется спадом (в текущих рублевых ценах) - 41%, с 45.8 млрд. руб. до 27.3 млрд. руб. Основным фактором является снижение цен (порядка 30% в среднем за год), физические же объемы размещения рекламы сократились только на 13% |
|
|
|
|
|
Более глубокий спад в наружной рекламе в 2009 году по сравнению с телевидением и средними показателями по рекламному рынку обусловлен структурой товарных групп, традиционно рекламируемых в "наружке". В Outdoor высок удельный вес товаров длительного пользования, таких как автомобили, недвижимость, бытовая техника и электроника, сотовые телефоны и т.д., спрос на которые, в условиях кризиса, сократился в значительно большей степени, чем на товары повседневного спроса.
Отметим, что до кризиса, в outdoor 40% затрат на рекламу обеспечивали товары длительного пользования, а товары повседневного спроса - только 16%. Для сравнения - на телевидении 60% рекламы это товары FMCG и только 20% - товары длительного пользования. В период кризиса, затраты на рекламу FMCG сократились примерно на 20%, в то время как на товары длительного пользования - почти в два раза.
При этом в рекламе товаров повседневного спроса (продукты питания, напитки, косметика и т.д.) большую роль сыграло перераспределение бюджетов между outdoor и ТВ. При необходимости сократить рекламные бюджеты, рекламодатели стремятся сохранить присутствие в ключевом для них виде рекламы. Для FMCG, основным каналом рекламирования которых является телевидение, логичным стало сокращение затрат на "наружку" для сохранения объемов телерекламы. Ситуация усугублялась меньшим снижением цен на телерекламу (примерно 15%, по сравнению с 30% в "наружке"), при котором экономия рекламных затрат могла быть достигнута за счет значительного сокращения других видов рекламы. Этим можно объяснить сокращение доли outdoor в рекламе косметики и парфюмерии, пива и некоторых других товаров. Но для нескольких товарных групп, традиционно ориентированных на телерекламу, но имевших и значительные outdoor-бюджеты, была принята иная стратегия - увеличения доли наружной рекламы. К числу этих товарных групп относятся: кондитерские изделия, безалкогольные напитки, продукты питания и лекарства.
За 2009 год число рекламных поверхностей сократилось на 1.6% (по 50-ти крупнейшим городам). Среди лидеров сокращения - Псков (16%), Красноярск (10%) и Москва 6%). Ранее сокращение инвентаря, например, в хода упорядочения наружной рекламы по решению местных органов власти, компенсировалось установкой нового. Что касается спада объемов загрузки, то самым страшным месяцем был февраль 2009. По сравнению с февралем предыдущего года, коммерческая загрузка сократилась почти на 20% и составила немногим более 50%. Но операторы еще пытались удержать цены на уровне, обеспечивающем хотя бы минимальную рентабельность. Затем цены просели, и по сборам дно было достигнуто в августе - минус 50% от аналогичного месяца предыдущего года. Самая же высокая загрузка была в декабре 2009 (75%), всего на 2% ниже, чем в декабре 2008 года (правда, там уже кризис сказывался). По сборам лидирует, по всей видимости, март, когда цены еще не упали окончательно, а загрузки уже улучшились (График прилагается).
Делая прогноз на текущий год, стоит отметить, что быстрого восстановления не ожидается. Будет неплохо, если в 2010 году наружная рекламы вырастет на 10% (в неизменных ценах), т.е. примерно до 1 млрд. долл. Для сравнения в 2007 году объем российского outdoor рынка был почти 1.8 млрд. долл., первое место в Европе.
ЗАТРАТЫ НА НАРУЖНУЮ РЕКЛАМУ КРУПНЕЙШИХ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ, МЛН. РУБ.
По данным мониторинга, 50 крупнейших городов России
РЕКЛАМОДАТЕЛЬ |
2008 г. |
2009 г. |
Динамика |
ВЫМПЕЛКОМ |
882,3 |
513,9 |
-41,7% |
МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ |
622,3 |
511,9 |
-17,7% |
МЕГАФОН |
573,8 |
322,9 |
-43,7% |
М.ВИДЕО |
396,9 |
298,3 |
-24,8% |
VOLKSWAGEN |
249,9 |
275,3 |
10,2% |
BMW |
285,4 |
256,9 |
-10,0% |
БАЛТИКА ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ |
541,9 |
254,5 |
-53,0% |
LG ELECTRONICS |
146,5 |
222,1 |
51,7% |
SUN INBEV |
327,8 |
221,4 |
-32,5% |
SAMSUNG ELECTRONICS |
598,6 |
217,5 |
-63,7% |
КОММЕРЧЕСКАЯ ЗАГРУЗКА РЕКЛАМНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ
По данным мониторинга, 50 крупнейших городов России
ФОРМАТ |
2008 г. |
2009 г. |
Динамика |
CИТИ-БОРД |
48,5% |
41,1% |
-7,4% |
CИТИ-ФОРМАТ |
69,9% |
57,7% |
-12,2% |
КРУПНЫЕ ФОРМЫ |
80,7% |
67,0% |
-13,7% |
ПИЛЛАРЫ |
73,8% |
61,7% |
-12,1% |
ПРОЧИЕ ФОРМЫ |
75,8% |
63,1% |
-12,7% |
ЩИТЫ 3х6 |
81,9% |
70,8% |
-11,2% |
Общий итог |
78,3% |
66,7% |
-11,6% |
ЧИСЛО РАЗМЕЩЕННЫХ ПОСТЕРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ ПО ФОРМАТАМ РЕКЛАМОНОСИТЕЛЕЙ
По данным мониторинга, 50 крупнейших городов России
ФОРМАТ |
2008 г. |
2009 г. |
Динамика |
CИТИ-БОРД |
14 601 |
15 197 |
4,1% |
CИТИ-ФОРМАТ |
335 784 |
279 755 |
-16,7% |
КРУПНЫЕ ФОРМЫ |
90 765 |
79 065 |
-12,9% |
ПИЛЛАРЫ |
94 695 |
77 529 |
-18,1% |
ПРОЧИЕ ФОРМЫ |
46 447 |
41 286 |
-11,1% |
ЩИТЫ 3х6 |
1 208 616 |
1 066 767 |
-11,7% |
Общий итог |
1 790 908 |
1 559 599 |
-12,9% |
ЧИСЛО РАЗМЕЩЕННЫХ ПОСТЕРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ ПО ГРУППАМ ТОВАРОВ И УСЛУГ
По данным мониторинга, 50 крупнейших городов России
ГРУППА ТОВАРОВ И УСЛУГ |
2008 г. |
2009 г. |
Динамика |
УСЛУГИ СВЯЗИ, СРЕДСТВА СВЯЗИ |
210 273 |
184 675 |
-12,2% |
ОПТОВО-РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ |
187 157 |
170 931 |
-8,7% |
ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ, БАНКИ |
150 857 |
143 539 |
-4,9% |
АВТОМОБИЛИ, СЕРВИС |
174 540 |
142 415 |
-18,4% |
ТУРИЗМ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ |
142 444 |
121 360 |
-14,8% |
ПИВО И АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ |
92 405 |
81 052 |
-12,3% |
НЕДВИЖИМОСТЬ И СТРОИТЕЛЬСТВО |
87 860 |
78 043 |
-11,2% |
МЕБЕЛЬ |
58 027 |
59 980 |
3,4% |
КОСМЕТИКА, ПАРФЮМЕРИЯ, СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ |
65 398 |
49 030 |
-25,0% |
ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА |
52 440 |
47 461 |
-9,5% |
ОДЕЖДА И ОБУВЬ |
55 754 |
42 267 |
-24,2% |
СМИ И ПОЛИГРАФИЯ |
79 429 |
42 176 |
-46,9% |
БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ |
26 323 |
37 059 |
40,8% |
СПОРТИВНЫЕ ТОВАРЫ, УСЛУГИ |
40 981 |
27 760 |
-32,3% |
МЕДИЦИНА |
18 983 |
26 131 |
37,7% |
КОМПЬЮТЕРЫ, ОРГТЕХНИКА, КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ |
29 714 |
24 378 |
-18,0% |
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ |
19 964 |
23 083 |
15,6% |
КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ |
7 442 |
18 24 |
145,2% |
КОРПОРАТИВНАЯ РЕКЛАМА |
21 892 |
15 941 |
-27,2% |
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА |
18 232 |
14 025 |
-23,1% |
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И УСЛУГИ |
15 351 |
11 470 |
-25,3% |
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ГАЛАНТЕРЕЯ |
12 724 |
10 055 |
-21,0% |
АУДИО- И ВИДЕОТЕХНИКА, ФОТОТОВАРЫ |
19 013 |
9 800 |
-48,5% |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА |
14 883 |
5 552 |
-62,7% |
КОРМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ |
2 869 |
1 426 |
-50,3% |
БЫТОВАЯ ХИМИЯ |
1 322 |
652 |
-50,7% |
ПРОЧИЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ |
184 629 |
171 009 |
-7,4% |
Общий итог |
1 790 906 |
1 559 516 |
-12,9% |
ЧИСЛО РАЗМЕЩЕННЫХ ПОСТЕРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ КРУПНЕЙШИХ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ
По данным мониторинга, 50 крупнейших городов России
РЕКЛАМОДАТЕЛЬ |
2008 г. |
2009 г. |
Динамика |
ВЫМПЕЛКОМ |
55 532 |
49 741 |
-10,4% |
МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ |
34 190 |
38 667 |
13,1% |
БАЛТИКА ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ |
37 497 |
25 124 |
-33,0% |
МЕГАФОН |
25 788 |
24 825 |
-3,7% |
SUN INBEV |
22 507 |
22 929 |
1,9% |
М.ВИДЕО |
19 546 |
21 613 |
10,6% |
METRO |
4 628 |
16 612 |
258,9% |
VOLKSWAGEN |
9 235 |
15 138 |
63,9% |
СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ (СБЕРБАНК) |
9 117 |
14 879 |
63,2% |
KRAFT FOODS |
1 160 |
14 417 |
1142,8% |
L`ETOILE |
21 841 |
13 845 |
-36,6% |
SABMILLER |
12 710 |
12 910 |
1,6% |
TELE 2 |
13 123 |
12 695 |
-3,3% |
NESTLE |
9 845 |
12 401 |
26,0% |
ЭЛЬДОРАДО (СЕТЬ МАГАЗИНОВ) |
15 358 |
12 358 |
-19,5% |
LG ELECTRONICS |
5 878 |
10 507 |
78,8% |
BVSPR |
3 806 |
9 843 |
158,6% |
АЛЬФА-БАНК |
2 371 |
8 370 |
253,0% |
IKEA |
9 718 |
7 540 |
-22,4% |
ПИВОВАРНЯ МОСКВА-ЭФЕС |
5 582 |
7 171 |
28,5% |
МАКСУС |
4 567 |
7 008 |
53,4% |
MEDIA MARKT |
4 150 |
6 926 |
66,9% |
MCDONALD`S |
4 984 |
6 755 |
35,5% |
COCA-COLA |
4 731 |
6 606 |
39,6% |
СТС-МЕДИА |
4 920 |
6 560 |
33,3% |
MEGA (ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС) |
6 491 |
6 505 |
0,2% |
HONDA |
8 733 |
6 501 |
-25,6% |
РИВ ГОШ |
117 |
6 477 |
5435,9% |
HEINEKEN |
6 468 |
6 326 |
-2,2% |
SAMSUNG ELECTRONICS |
14 045 |
6 312 |
-55,1% |
ТРАСТ (TRUST) |
1 765 |
6 112 |
246,3% |
KIA MOTORS |
2 558 |
5 791 |
126,4% |
PEUGEOT |
3 952 |
5 782 |
46,3% |
ТЕХНОСИЛА |
14 973 |
5 736 |
-61,7% |
PROCTER & GAMBLE |
4 571 |
5 451 |
19,3% |
MITSUBISHI MOTORS |
8 121 |
5 222 |
-35,7% |
PEPSI CO |
5 147 |
4 639 |
-9,9% |
БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ |
2 160 |
4 495 |
108,1% |
CITROEN |
3 452 |
4 476 |
29,7% |
СКАРТЕЛ |
|
4 359 |
не было |
27.01.2010
|
|
Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?
На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.
Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
|