Самый полный срез рынка медиа России и стран СНГ
Цифры, Аналитика, Дискуссии
 
Рейтинг медиаагентств Оборот
$ млн./год
Optimum Media OMD
(Omnicom Group)
425
Vizeum (Aegis Media) 425
ZenithOptimedia (Vivaki) 404
ТВ
Пресса
Outdoor
New media
Интернет
Радио
СНГ
Точка зрения
Теория и
практика

В 2009 наружка просела, но выжила

К началу 2010 спад достиг почти 20 миллиардов рублей, но к концу может вырасти до 1 миллиарда долларов


Сергей Шумовский
ведущий аналитик
"ЭСПАР-Аналитик"
Главные итоги 2009 года для наружной рекламы характеризуется спадом (в текущих рублевых ценах) - 41%, с 45.8 млрд. руб. до 27.3 млрд. руб. Основным фактором является снижение цен (порядка 30% в среднем за год), физические же объемы размещения рекламы сократились только на 13%

Более глубокий спад в наружной рекламе в 2009 году по сравнению с телевидением и средними показателями по рекламному рынку обусловлен структурой товарных групп, традиционно рекламируемых в "наружке". В Outdoor высок удельный вес товаров длительного пользования, таких как автомобили, недвижимость, бытовая техника и электроника, сотовые телефоны и т.д., спрос на которые, в условиях кризиса, сократился в значительно большей степени, чем на товары повседневного спроса.

Отметим, что до кризиса, в outdoor 40% затрат на рекламу обеспечивали товары длительного пользования, а товары повседневного спроса - только 16%. Для сравнения - на телевидении 60% рекламы это товары FMCG и только 20% - товары длительного пользования. В период кризиса, затраты на рекламу FMCG сократились примерно на 20%, в то время как на товары длительного пользования - почти в два раза.

При этом в рекламе товаров повседневного спроса (продукты питания, напитки, косметика и т.д.) большую роль сыграло перераспределение бюджетов между outdoor и ТВ. При необходимости сократить рекламные бюджеты, рекламодатели стремятся сохранить присутствие в ключевом для них виде рекламы. Для FMCG, основным каналом рекламирования которых является телевидение, логичным стало сокращение затрат на "наружку" для сохранения объемов телерекламы. Ситуация усугублялась меньшим снижением цен на телерекламу (примерно 15%, по сравнению с 30% в "наружке"), при котором экономия рекламных затрат могла быть достигнута за счет значительного сокращения других видов рекламы. Этим можно объяснить сокращение доли outdoor в рекламе косметики и парфюмерии, пива и некоторых других товаров. Но для нескольких товарных групп, традиционно ориентированных на телерекламу, но имевших и значительные outdoor-бюджеты, была принята иная стратегия - увеличения доли наружной рекламы. К числу этих товарных групп относятся: кондитерские изделия, безалкогольные напитки, продукты питания и лекарства.

За 2009 год число рекламных поверхностей сократилось на 1.6% (по 50-ти крупнейшим городам). Среди лидеров сокращения - Псков (16%), Красноярск (10%) и Москва 6%). Ранее сокращение инвентаря, например, в хода упорядочения наружной рекламы по решению местных органов власти, компенсировалось установкой нового. Что касается спада объемов загрузки, то самым страшным месяцем был февраль 2009. По сравнению с февралем предыдущего года, коммерческая загрузка сократилась почти на 20% и составила немногим более 50%. Но операторы еще пытались удержать цены на уровне, обеспечивающем хотя бы минимальную рентабельность. Затем цены просели, и по сборам дно было достигнуто в августе - минус 50% от аналогичного месяца предыдущего года. Самая же высокая загрузка была в декабре 2009 (75%), всего на 2% ниже, чем в декабре 2008 года (правда, там уже кризис сказывался). По сборам лидирует, по всей видимости, март, когда цены еще не упали окончательно, а загрузки уже улучшились (График прилагается).

Делая прогноз на текущий год, стоит отметить, что быстрого восстановления не ожидается. Будет неплохо, если в 2010 году наружная рекламы вырастет на 10% (в неизменных ценах), т.е. примерно до 1 млрд. долл. Для сравнения в 2007 году объем российского outdoor рынка был почти 1.8 млрд. долл., первое место в Европе.

ЗАТРАТЫ НА НАРУЖНУЮ РЕКЛАМУ КРУПНЕЙШИХ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ, МЛН. РУБ.
По данным мониторинга, 50 крупнейших городов России

РЕКЛАМОДАТЕЛЬ 2008 г. 2009 г. Динамика
ВЫМПЕЛКОМ              882,3                513,9   -41,7%
МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ              622,3                511,9   -17,7%
МЕГАФОН              573,8                322,9   -43,7%
М.ВИДЕО              396,9                298,3   -24,8%
VOLKSWAGEN              249,9                275,3   10,2%
BMW              285,4                256,9   -10,0%
БАЛТИКА ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ              541,9                254,5   -53,0%
LG ELECTRONICS              146,5                222,1   51,7%
SUN INBEV              327,8                221,4   -32,5%
SAMSUNG ELECTRONICS              598,6                217,5   -63,7%


КОММЕРЧЕСКАЯ ЗАГРУЗКА РЕКЛАМНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ
По данным мониторинга, 50 крупнейших городов России

ФОРМАТ 2008 г. 2009 г. Динамика
CИТИ-БОРД 48,5% 41,1% -7,4%
CИТИ-ФОРМАТ 69,9% 57,7% -12,2%
КРУПНЫЕ ФОРМЫ 80,7% 67,0% -13,7%
ПИЛЛАРЫ 73,8% 61,7% -12,1%
ПРОЧИЕ ФОРМЫ 75,8% 63,1% -12,7%
ЩИТЫ 3х6 81,9% 70,8% -11,2%
Общий итог 78,3% 66,7% -11,6%


ЧИСЛО РАЗМЕЩЕННЫХ ПОСТЕРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ ПО ФОРМАТАМ РЕКЛАМОНОСИТЕЛЕЙ
По данным мониторинга, 50 крупнейших городов России

ФОРМАТ 2008 г. 2009 г. Динамика
CИТИ-БОРД           14 601             15 197   4,1%
CИТИ-ФОРМАТ          335 784            279 755   -16,7%
КРУПНЫЕ ФОРМЫ           90 765             79 065   -12,9%
ПИЛЛАРЫ           94 695             77 529   -18,1%
ПРОЧИЕ ФОРМЫ           46 447             41 286   -11,1%
ЩИТЫ 3х6       1 208 616         1 066 767   -11,7%
Общий итог       1 790 908         1 559 599   -12,9%


ЧИСЛО РАЗМЕЩЕННЫХ ПОСТЕРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ ПО ГРУППАМ ТОВАРОВ И УСЛУГ
По данным мониторинга, 50 крупнейших городов России

ГРУППА ТОВАРОВ И УСЛУГ 2008 г. 2009 г. Динамика
УСЛУГИ СВЯЗИ, СРЕДСТВА СВЯЗИ 210 273 184 675 -12,2%
ОПТОВО-РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ 187 157 170 931 -8,7%
ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ, БАНКИ 150 857 143 539 -4,9%
АВТОМОБИЛИ, СЕРВИС 174 540 142 415 -18,4%
ТУРИЗМ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ 142 444 121 360 -14,8%
ПИВО И АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ 92 405 81 052 -12,3%
НЕДВИЖИМОСТЬ И СТРОИТЕЛЬСТВО 87 860 78 043 -11,2%
МЕБЕЛЬ 58 027 59 980 3,4%
КОСМЕТИКА, ПАРФЮМЕРИЯ, СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ 65 398 49 030 -25,0%
ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА 52 440 47 461 -9,5%
ОДЕЖДА И ОБУВЬ 55 754 42 267 -24,2%
СМИ И ПОЛИГРАФИЯ 79 429 42 176 -46,9%
БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ 26 323 37 059 40,8%
СПОРТИВНЫЕ ТОВАРЫ, УСЛУГИ 40 981 27 760 -32,3%
МЕДИЦИНА 18 983 26 131 37,7%
КОМПЬЮТЕРЫ, ОРГТЕХНИКА, КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ 29 714 24 378 -18,0%
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ 19 964 23 083 15,6%
КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ 7 442 18 24 145,2%
КОРПОРАТИВНАЯ РЕКЛАМА 21 892 15 941 -27,2%
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА 18 232 14 025 -23,1%
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И УСЛУГИ 15 351 11 470 -25,3%
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ГАЛАНТЕРЕЯ 12 724 10 055 -21,0%
АУДИО- И ВИДЕОТЕХНИКА, ФОТОТОВАРЫ 19 013 9 800 -48,5%
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА 14 883 5 552 -62,7%
КОРМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ 2 869 1 426 -50,3%
БЫТОВАЯ ХИМИЯ 1 322 652 -50,7%
ПРОЧИЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ 184 629 171 009 -7,4%
Общий итог 1 790 906 1 559 516 -12,9%


ЧИСЛО РАЗМЕЩЕННЫХ ПОСТЕРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ КРУПНЕЙШИХ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ
По данным мониторинга, 50 крупнейших городов России

РЕКЛАМОДАТЕЛЬ 2008 г. 2009 г. Динамика
ВЫМПЕЛКОМ            55 532              49 741   -10,4%
МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ            34 190              38 667   13,1%
БАЛТИКА ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ            37 497              25 124   -33,0%
МЕГАФОН            25 788              24 825   -3,7%
SUN INBEV            22 507              22 929   1,9%
М.ВИДЕО            19 546              21 613   10,6%
METRO              4 628              16 612   258,9%
VOLKSWAGEN              9 235              15 138   63,9%
СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ (СБЕРБАНК)              9 117              14 879   63,2%
KRAFT FOODS              1 160              14 417   1142,8%
L`ETOILE            21 841              13 845   -36,6%
SABMILLER            12 710              12 910   1,6%
TELE 2            13 123              12 695   -3,3%
NESTLE              9 845              12 401   26,0%
ЭЛЬДОРАДО (СЕТЬ МАГАЗИНОВ)            15 358              12 358   -19,5%
LG ELECTRONICS              5 878              10 507   78,8%
BVSPR              3 806                9 843   158,6%
АЛЬФА-БАНК              2 371                8 370   253,0%
IKEA              9 718                7 540   -22,4%
ПИВОВАРНЯ МОСКВА-ЭФЕС              5 582                7 171   28,5%
МАКСУС              4 567                7 008   53,4%
MEDIA MARKT              4 150                6 926   66,9%
MCDONALD`S              4 984                6 755   35,5%
COCA-COLA              4 731                6 606   39,6%
СТС-МЕДИА              4 920                6 560   33,3%
MEGA (ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС)              6 491                6 505   0,2%
HONDA              8 733                6 501   -25,6%
РИВ ГОШ                117                6 477   5435,9%
HEINEKEN              6 468                6 326   -2,2%
SAMSUNG ELECTRONICS            14 045                6 312   -55,1%
ТРАСТ (TRUST)              1 765                6 112   246,3%
KIA MOTORS              2 558                5 791   126,4%
PEUGEOT              3 952                5 782   46,3%
ТЕХНОСИЛА            14 973                5 736   -61,7%
PROCTER & GAMBLE              4 571                5 451   19,3%
MITSUBISHI MOTORS              8 121                5 222   -35,7%
PEPSI CO              5 147                4 639   -9,9%
БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ              2 160                4 495   108,1%
CITROEN              3 452                4 476   29,7%
СКАРТЕЛ                4 359   не было
27.01.2010


Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?

На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.

Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
свернуть
2009
развернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов