Рекламодатели возвращаются в прессу
Рекламные доходы печати выросли впервые с 2009 года - в апреле 2010 рекламодатели потратили почти 3 млрд рублей, что на 4% больше, чем в прошлом году
|
Александр Ефремов
Эксперт АЦВИ
|
|
|
|
Надо быть очень осторожным в прогнозах, да и вообще постараться не сглазить...
Но помесячная динамика рекламы в центральной прессе к апрелю обозначила вполне оптимистичный тренд. Конечно, по итогам 4 месяцев пресса все еще в минусе относительно провального прошлого года, да и мировая экономика не радует хорошими новостями, но тем не менее... Каждый последующий месяц показывал все лучшую динамику, пока апрель, наконец, не вышел в плюс относительно апреля прошлого года. Тут важно отметить, что в апреле 2009 года как раз стабилизировалась динамика рынка (прекратилось резкое нарастание процентов падения доходов), поэтому нынешний выход в плюс является вполне реальным.
|
|
Конечно, нельзя не сказать и о ложке дегтя. Значительный прирост в апреле рекламы спецмероприятий и СМИ (на 28%), вероятнее всего, нельзя отнести к признакам оздоровления рынка. Такая реклама зачастую появляется там, где не хватает более привычных для прессы рекламодателей. Грубо говоря, такой рекламой часто закрывают пустые полосы журналов и газет. Тем не менее, даже если исключить из объемов апрельского рынка всю рекламу спецмероприятий, СМИ, социальную и политическую рекламу, то прирост все равно сохранится (+ 3,6%).
Добавляет оптимизма также взгляд на апрельскую динамику бюджетов товарных категорий. Большинство важнейших для прессы категорий (за исключением автомобилей и алкоголя) в апреле продемонстрировало прирост по отношению к этому же месяцу 2009 года. Особенно важно, что прекратилось сокращение бюджетов парфюмерии и косметики, одежды и обуви. Это позволило женским журналам и журналам сегмента celebrity (о кино и знаменитостях) также показать в апреле небольшой прирост доходов (+ 4,4% и 6,4% соответственно). Мужские же журналы пока остаются в минусе, что во многом объясняется продолжающимся сокращением бюджетов автопроизводителей и их дилеров. Этот фактор также не позволяет выйти в плюс различным автомобильным изданиям и деловым журналам, несмотря на резкий рост бюджетов по категории "Финансовые и страховые услуги".
В авангарде выхода из кризиса следуют ТВ-гиды и бесплатные издания, которые стабильно показывают высокий прирост доходов с самого начала года.
Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-апрель, млн. руб. с НДС
Тип издания АЦВИ
|
2009
|
2010
|
Динамика
|
Газеты ежедневные
|
1 309
|
1 442
|
+10.2%
|
Газеты
еженедельные
|
645
|
764
|
+18.4%
|
Журналы
ежемесячные
|
3
746
|
3
387
|
-9.6%
|
Журналы
еженедельные
|
1
703
|
1
888
|
+10.9%
|
Рекламные издания
|
1
858
|
1
515
|
-18.5%
|
Центральная пресса всего:
|
9
261
|
8
996
|
-2.9%
|
Источник: АЦВИ на основе данных TNS Россия Media Intelligence
Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-апрель, млн. руб. с НДС
Источник: АЦВИ на основе данных TNS Россия Media Intelligence
Помесячные доходы от центральной прессы за январь-апрель, млн. руб. с НДС
Месяц
|
2009
|
2010
|
Динамика
|
январь
|
1
453
|
1
205
|
-17.1%
|
февраль
|
2
144
|
2
017
|
-5.9%
|
март
|
2
903
|
2
901
|
0.0%
|
апрель
|
2
761
|
2
873
|
+4.0%
|
Центральная пресса всего:
|
9
261
|
8
996
|
-2.9%
|
Источник: АЦВИ на основе данных TNS Россия Media Intelligence
Источник: АЦВИ на основе данных TNS Россия Media Intelligence
Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-апрель, млн. руб. с НДС
Ниша
|
2009
|
2010
|
Динамика
|
Женские журналы
|
2 029
|
1
848
|
-8.9%
|
ТВ-гиды
|
608
|
904
|
+48.6%
|
Ежедневные деловые газеты
|
665
|
712
|
+7.0%
|
Ежедневные массовые газеты
|
604
|
602
|
-0.3%
|
Еженедельные массовые газеты
|
463
|
570
|
+23.1%
|
Бесплатные издания
|
308
|
418
|
+35.9%
|
Деловые и общ-полит. журналы
|
476
|
406
|
-14.7%
|
Мужские журналы
|
446
|
405
|
-9.1%
|
Кино и знаменитости
|
393
|
382
|
-2.8%
|
Автомобильные (рекламные)
|
571
|
345
|
-39.6%
|
Автомобильные
|
397
|
336
|
-15.5%
|
Каталоги: строительство, интерьер
|
405
|
314
|
-22.5%
|
Трудоустройство
|
279
|
285
|
+1.9%
|
Бесплатных объявлений
|
306
|
246
|
-19.4%
|
Интерьер, загородный дом
|
269
|
237
|
-12.0%
|
Путеводители по развлечениям
|
188
|
189
|
+0.3%
|
Семья, уход за ребенком
|
149
|
122
|
-17.7%
|
Познавательные
|
95
|
90
|
-5.5%
|
Туризм и путешествия
|
100
|
87
|
-12.6%
|
Здоровый образ жизни
|
82
|
77
|
-5.7%
|
B2B
|
73
|
76
|
+3.4%
|
Молодежные
|
73
|
71
|
-3.2%
|
Компьютерные
|
94
|
70
|
-25.4%
|
Бортовые журналы
|
64
|
69
|
+7.8%
|
Электронная техника
|
64
|
56
|
-12.5%
|
Гастрономические
|
35
|
54
|
+53.9%
|
Другие:
|
25
|
25
|
+0.3%
|
Центральная пресса всего:
|
9
261
|
8
996
|
-2.9%
|
Источник: АЦВИ на основе данных TNS Россия Media Intelligence
Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-апрель, млн. руб. с НДС
Источник: АЦВИ на основе данных TNS Россия Media Intelligence
Рекламные бюджеты товарных категорий за январь-апрель, млн. руб. с НДС
Товарная категория
|
2009
|
2010
|
Динамика
|
Медицина, лекарства, БАДы
|
937
|
1
214
|
+29.6%
|
Парфюмерия и косметика
|
1
205
|
1
139
|
-5.5%
|
Автомобили и аксессуары
|
1 089
|
791
|
-27.4%
|
Одежда, обувь, аксессуары
|
719
|
694
|
-3.5%
|
Финансовые и страховые услуги
|
227
|
336
|
+47.7%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
254
|
324
|
+27.7%
|
Часы и ювелирные изделия
|
216
|
263
|
+22.0%
|
СМИ и спецмероприятия
|
174
|
220
|
+26.0%
|
Торговые организации
|
173
|
218
|
+26.3%
|
Продукты питания и напитки
|
134
|
192
|
+43.0%
|
Табачные изделия
|
239
|
189
|
-21.0%
|
Мебель и предметы интерьера
|
244
|
188
|
-23.3%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
212
|
172
|
-18.8%
|
Строительные товары и услуги
|
155
|
166
|
+7.1%
|
Недвижимость
|
202
|
145
|
-28.2%
|
Бытовая техника
|
100
|
129
|
+28.9%
|
Услуги сотовой связи
|
162
|
115
|
-28.9%
|
Детские товары
|
122
|
111
|
-8.9%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
101
|
103
|
+2.3%
|
Туризм и отдых
|
170
|
100
|
-41.2%
|
Мобильные телефоны
|
58
|
67
|
+14.3%
|
Другое
|
764
|
766
|
0%
|
Classified
|
1
602
|
1
354
|
-15.5%
|
Центральная пресса всего:
|
9
261
|
8
996
|
-2.9%
|
Источник: АЦВИ на основе данных TNS Россия Media Intelligence
Рекламные бюджеты товарных категорий за январь-апрель, млн. руб. с НДС
Источник: АЦВИ на основе данных TNS Россия Media Intelligence
Доходы от рекламы изданий центральной прессы в апреле, млн. руб. с НДС
Ниша
|
2009
|
2010
|
Динамика
|
Женские журналы
|
553
|
577
|
+4.4%
|
ТВ-гиды
|
192
|
288
|
+49.7%
|
Ежедневные деловые газеты
|
212
|
236
|
+11.6%
|
Ежедневные массовые газеты
|
191
|
209
|
+9.3%
|
Еженедельные массовые газеты
|
147
|
162
|
+10.5%
|
Деловые и общ-полит. журналы
|
157
|
146
|
-7.0%
|
Бесплатные издания
|
86
|
135
|
+57.1%
|
Мужские журналы
|
143
|
129
|
-9.4%
|
Автомобильные
|
136
|
128
|
-5.7%
|
Кино и знаменитости
|
114
|
121
|
+6.4%
|
Автомобильные (рекламные)
|
139
|
97
|
-29.8%
|
Интерьер, загородный дом
|
108
|
96
|
-11.0%
|
Каталоги: строительство, интерьер
|
108
|
92
|
-14.5%
|
Трудоустройство
|
71
|
78
|
+10.1%
|
Бесплатных объявлений
|
86
|
72
|
-16.4%
|
Путеводители по развлечениям
|
60
|
59
|
-1.1%
|
Семья, уход за ребенком
|
46
|
43
|
-7.2%
|
Туризм и путешествия
|
34
|
31
|
-8.5%
|
Познавательные
|
26
|
26
|
+1.5%
|
B2B
|
26
|
25
|
-4.2%
|
Здоровый образ жизни
|
23
|
25
|
+7.5%
|
Молодежные
|
20
|
20
|
-1.5%
|
Компьютерные
|
25
|
19
|
-23.9%
|
Бортовые журналы
|
21
|
18
|
-16.2%
|
Гастрономические
|
13
|
16
|
+23.5%
|
Электронная техника
|
18
|
16
|
-10.9%
|
Другие:
|
8
|
8
|
-1.9%
|
Центральная пресса всего:
|
2
761
|
2
873
|
+4.0%
|
Источник: АЦВИ на основе данных TNS Россия Media Intelligence
Рекламные бюджеты товарных категорий в апреле, млн. руб. с НДС
Товарная категория
|
2009
|
2010
|
Динамика
|
Медицина, лекарства, БАДы
|
273
|
391
|
+43.2%
|
Парфюмерия и косметика
|
298
|
312
|
+4.6%
|
Автомобили и аксессуары
|
350
|
293
|
-16.2%
|
Одежда, обувь, аксессуары
|
231
|
245
|
+6.3%
|
Финансовые и страховые услуги
|
90
|
146
|
+61.4%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
102
|
92
|
-9.7%
|
Табачные изделия
|
64
|
84
|
+30.7%
|
СМИ и спецмероприятия
|
55
|
71
|
+28.3%
|
Мебель и предметы интерьера
|
88
|
68
|
-22.6%
|
Строительные товары и услуги
|
55
|
65
|
+18.0%
|
Часы и ювелирные изделия
|
55
|
62
|
+12.2%
|
Продукты питания и напитки
|
57
|
59
|
+3.8%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
61
|
58
|
-5.7%
|
Торговые организации
|
59
|
52
|
-12.1%
|
Недвижимость
|
50
|
47
|
-4.5%
|
Туризм и отдых
|
56
|
39
|
-30.8%
|
Бытовая техника
|
21
|
38
|
+75.1%
|
Услуги сотовой связи
|
49
|
37
|
-24.7%
|
Детские товары
|
37
|
37
|
-0.2%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
21
|
29
|
+38.7%
|
Мобильные телефоны
|
17
|
12
|
-26.0%
|
Другое
|
235
|
239
|
+1.9%
|
Classified
|
438
|
398
|
-9.1%
|
Центральная пресса всего:
|
2
761
|
2
873
|
+4.0%
|
Источник: АЦВИ на основе данных TNS Россия Media Intelligence
24.05.2010
|
|
Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?
На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.
Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
|