Сезон рекордов продолжается
Телереклама в октябре 2010 г.
|
Рена Махмудова
Эксперт отдела маркетинговых исследований АЦВИ
|
|
|
|
По итогам октября 2010 г. объем суммарных бюджетов на каналах федерального ТВ вырос более чем на 27% (в сравнении с октябрем 2009 г.) и составил 12.8 млрд. рублей, что почти на 14% больше показателей октября 2008 года. Таким образом, минувший октябрь для федеральной телерекламы стал лучшим за всю ее историю. Можно с уверенностью ожидать рекордных показателей в ноябре, декабре и по всему IV кварталу. Однако, если суммарные бюджеты за 2010 г. в целом превзойдут показатели 2007 и 2009 гг., то оставить позади показатель 2008 г. все же пока не удастся.
|
|
Динамика суммарных рекламных бюджетов на федеральных телеканалах в 2007-2010 гг., млрд. руб. (вкл. НДС)
Источник: Аналитический центр Видео Интернешнл (АЦВИ)
Утратила силу тенденция, в силу которой на протяжении всего 2009 г. на федеральных каналах происходило вытеснение рекламодателей со средними и мелкими бюджетами и замещение их рекламодателями крупными. Так, по итогам октября 2010 г. долевое распределение бюджетов по группам рекламодателей изменилось: показатели суммарных бюджетов Top-10, Top-20, Top-30 и Top-40 рекламодателей снизились, а аналогичный показатель рекламодателей, не вошедших в Top-40, вырос до уровня октября 2008 г.
Динамика долей рекламных бюджетов крупнейших рекламодателей в октябре 2008, 2009 и 2010 гг. (федеральное размещение).
Источник: Аналитический центр Видео Интернешнл (АЦВИ)
Традиционно лидирующие позиции занимают товарные категории, крупнейшие игроками которых являются производители товаров массового спроса (FMCG) и ведущие рекламодатели на федеральном ТВ: "Продукты питания", "Парфюмерия и косметика", "Бытовая химия", "Средства и предметы гигиены". Для перечисленных товарных рынков характерны напряженная конкурентная среда и традиционно высокий уровень рекламных расходов, который незначительно сократился в период кризиса, в то время как в 2010 г. активность этих категорий вновь начала возрастать
Рассматривая крупнейшие товарные категории, необходимо отметить 47%-й рост категории "Медицина и фармацевтика". С одной стороны, рекламная активность производителей и дистрибьюторов лекарственных средств традиционно возрастает в осенне-зимний период (в преддверии массовых заболеваний), с другой стороны, столь заметный рост и по отношению к кризисному октябрю 2009 г., и по отношению к успешному октябрю 2008 г. стал возможен благодаря повышению рекламной активности не только крупных, но и средних рекламодателей. А уверенный рост затрат на рекламу игроков со средними бюджетами - явный признак не только стабилизации ситуации, но и благоприятного развития рекламы на федеральных телеканалах.
Октябрь 2010 г. принес долгожданное оживление товарной категории "Легковые автомобили": рост бюджетов составил 53%. Конечно, до уровня 2008 г. еще далеко, и пока трудно сказать, связано ли это со стабилизацией ситуации на рынке автомобилей или с активностью производителей автомобилей в преддверии зимних скидок и спецпредложений.
Продолжается снижение рекламных бюджетов товарных категорий "Услуги сотовой связи" и "Пиво". Если с товарной категорией "Пиво", зажатой в "тиски" ограничений и потому теряющей интерес к федеральному размещению, все более-менее понятно, то снижение активности игроков категории "Услуги сотовой связи", напротив, представляется неоднозначным. Более того, рекламные бюджеты этой категории снижаются во всех медиа. Скорее всего, 2011 г. внесет ясность в расстановку сил на этом рынке.
Наращивают телерекламные бюджеты товарные категории "Бытовая техника", "Сотовые телефоны", "Одежда и обувь". Увеличение активности игроков этих товарных категорий без сомнения свидетельствует о росте потребительской активности. Скорее всего, до конца 2010 г эта тенденция сохранится.
Суммарные рекламные бюджеты по товарным категориям на телевидении
(федеральное размещение) в октябре 2008, 2009 и 2010 гг., млн. руб. (вкл. НДС)
№ п/п
|
Товарные
категории
|
Октябрь 2008
|
Октябрь 2009
|
Октябрь 2010
|
2009/2008
|
2010/2009
|
1
|
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
|
1 991
|
2 225
|
2 473
|
+12%
|
+11%
|
2
|
МЕДИЦИНА И
ФАРМАЦЕВТИКА
|
1 393
|
1 317
|
1 936
|
-5%
|
+47%
|
3
|
ПАРФЮМЕРИЯ И
КОСМЕТИКА
|
1 437
|
1 392
|
1 558
|
-3%
|
+12%
|
4
|
ЛЕГКОВЫЕ
АВТОМОБИЛИ
|
828
|
494
|
758
|
-40%
|
+53%
|
5
|
БЫТОВАЯ ХИМИЯ
|
390
|
455
|
495
|
+17%
|
+9%
|
6
|
УСЛУГИ
СОТОВОЙ СВЯЗИ
|
556
|
520
|
482
|
-7%
|
-7%
|
7
|
СРЕДСТВА И
ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ
|
366
|
316
|
419
|
-14%
|
+32%
|
8
|
ТОРГОВЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
|
392
|
484
|
404
|
+24%
|
-17%
|
9
|
СОКИ
|
281
|
252
|
273
|
-10%
|
+8%
|
10
|
БЫТОВАЯ
ТЕХНИКА
|
201
|
125
|
218
|
-38%
|
+75%
|
11
|
СОТОВЫЕ
ТЕЛЕФОНЫ
|
254
|
86
|
213
|
-66%
|
+147%
|
12
|
ПИВО
|
404
|
206
|
192
|
-49%
|
-7%
|
13
|
ОДЕЖДА И
ОБУВЬ
|
52
|
21
|
175
|
-60%
|
+742%
|
14
|
ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЕ
НАПИТКИ
|
180
|
98
|
173
|
-45%
|
+76%
|
15
|
ДОСУГ,
РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ТУРИЗМ, ОТДЫХ
|
219
|
183
|
152
|
-16%
|
-17%
|
Источник: Аналитический центр Видео Интернешнл (АЦВИ)
13.12.2010
|
|
Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?
На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.
Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
|