Средство передвижения как объект продвижения
Транспорт и транспортные услуги - популярный продукт, который активно рекламируется и продается по всему миру
|
Елена Лелюх
медиа-исследователь Media First
|
|
|
|
Каждый день мы видим огромное количество рекламы автомобилей, авиаперелетов, ЖД-перевозок, сопутствующих товаров и т.д. В 2010 году в месяц, в среднем, в национальный эфир выходило порядка 8,674 роликов на ТВ и 2,640 роликов на радио.
|
|
Транспорт и транспортные услуги сегодня - популярный продукт, который активно рекламируется и продается по всему миру. В нашей стране данная категория по объему рекламных затрат занимает 4-ое место после самых жизненно необходимых товаров (средства гигиены, продукты питания и безалкогольные напитки) (рисунок 1).
Рис. 1.Топ-10 приведенных категорий за период с января по сентябрь в 2008, 2009 и 2010 гг. Национальные рекламные кампании (USD с учетом скидок, без НДС)
Однако затраты на категорию "Транспорт" с течением времени сокращались. Кризисные 2008 и 2009 годы не могли не отразиться на рассматриваемом сегменте рынка. Большое количество автомобилей простаивало на стоянках в ожидании своих новых хозяев. Некоторые заводы сокращали производство. В результате, за первые три квартала 2009 года падение рекламных затрат всей категории относительно аналогичного периода 2008 года составило почти 45%; прирост затрат к 2010 году также был отрицательным и падение составило 1,35% - однако, это небольшое снижение, которое скорее говорит о стабилизации этого сегмента рекламного рынка.
На первое место по объему рекламных затрат во всей категории "Транспорт" выходят компании, работающие в сегменте легкового автотранспорта, - их затраты составляют около 83% всего рекламного рынка рассматриваемого сегмента. Остановимся на ней подробней.
По итогам третьего квартала 2010 года, в России на вопрос о наличии автомобиля в семье положительный ответ дали 24,284 тыс. респондентов, что составляет 42% жителей старше 16 лет городов с населением более 100 тыс. Из них половина (около 12 тыс. человек) водят автомобиль самостоятельно, и 6,478 тыс. человек делает это ежедневно. То есть для многих автомобиль стал не просто средством передвижения, а определенным стилем жизни. Более 9 миллионов автовладельцев, проживающих в городах с населением более 100 тысяч человек, воспринимают свой автомобиль как личное пространство, где они могут укрыться от повседневных проблем, а более 15,5 миллионов автовладельцев считают, что вождение автомобиля - это удовольствие.
Рис.2. Доля затрат на рекламу марок автомобилей в первых трех кварталах 2008, 2009 и 2010 гг. Национальные рекламные кампании
Традиционно наибольший объем затрат на рекламирование автомобильных марок приходится на телевидение. Его доля растет с каждым годом. Так, к 2009 году по сравнению с 2008 доля ТВ-рекламы увеличилась на 3%, а к 2010 г. по сравнению с 2009 г. - на 2%. Вторым медиа по объему расходов является пресса, ее доля с течением времени сокращается (на 6% в 2009 г. и на 2% в 2010 г.). Затем идут наружная реклама, радио и кинотеатры (доля расходов на рекламу в кинотеатрах самая низкая).
Из отечественных автомобилей в топ-50 марок по затратам на рекламу в 2010 году вошли такие марки, как: Лада (16-е место), УАЗ (26-е место), ГАЗ (35-е место) и ЗАЗ (39-е место). В топ-10 вошли только марки западного производства (таблица 1).
Топ-10 марок по рекламным затратам в первых трех кварталах 2008, 2009 и 2010 гг. Национальные
Суммарный вклад рекламных затрат первых 10 марок в рекламные затраты всей категории "Легковой автотранспорт" за первые 9 месяцев 2010 года составил 57%, а доля затрат лидера-марки Volkswagen - 10%. На втором месте марка Nissan. Марки французских производителей представлены в топ-10 двумя представителями: Renault, обладателем бронзы, и маркой Peugeot, занимающей 5-е место в нашей градации.
Самые тяжелые кризисные времена рынка автотранспорта сейчас позади, к 2010 году, по данным, которые были опубликованы в отчете Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), автомобильный рынок России в октябре 2010 года стал вторым в Европе по объёму продаж легковых коммерческих автомобилей. Таким образом, говоря о тенденциях 2011 года в сфере рекламы автотранспорта, мы можем отметить, что затраты на продвижение, несомненно, будут увеличиваться. Изменения за первые три квартала 2011 года составят не менее 15% относительно аналогичного периода 2010 года. Бюджеты, выделенные на телевизионную рекламу и digital-рекламу, будут увеличиваться. Наиболее активно продвигать свои новые модельные ряды класса B и C будут ведущие автопроизводители.
Источник всех данных, не снабженных ссылками, TNS Russia. Расчет построен на основе совокупного национального рекламного бюджета на ТВ, радио, в прессе (вкл. рекламные издания), наружной рекламе и кино, рассчитанного по официальным прайс-листам, без учета скидок и специальных соглашений. Расчет проводился без учета косвенной рекламы и промоушен-акций. Приведенная категория "Транспорт" содержит данные о рекламе в категориях: "Услуги транспортные", "Транспорт и сопутствующие товары", "Продажа: Транспорт и сопутствующие товары". Подкатегория "Легковой автотранспорт" включает рекламу как производителей, так и дилеров.
28.01.2011
|
|
Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?
На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.
Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
|