Как растет интернет реклама
Бюджеты интернет-сектора вскоре обойдут не только печатные СМИ, но и "наружку"
|
Андрей Третьяк
руководитель интернет-подразделения Media First
|
|
|
|
Интернет продолжает отвоевывать у других носителей свою долю в рекламных бюджетах и вскоре обойдет по сборам не только печатные СМИ, но и операторов наружной рекламы. Об этом свидетельствуют темпы развития интернет-сектора и появление все новых рекламных предложений и подходов для продвижения в интернете.
|
|
За первое полугодие 2010 года интернет-реклама в России получила 10,7% всех рекламных бюджетов (9,4 млрд рублей), говорится в исследовании Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Если же говорить о темпах роста затрат на интернет-рекламу, то по итогам трех кварталов 2010 года показатели оказались невероятно высокими - по сравнению с аналогичным периодом 2009 года рекламные бюджеты выросли в России на 37%. По данным АКАР, интернет - абсолютный лидер по темпам роста рекламных бюджетов: рост доходов в прессе составил 7%, на телевидении - 11%, в сфере ООН (наружная реклама, постеры) - 18%.
Рис.3 Приросты рекламных бюджетов в процентах (доллары США, с учетом скидок, без учета НДС)
На данный момент наиболее востребованными интернет-инструментами являются контекстная реклама (в прямых выдачах поиска и на партнерских сайтах), за ней идет медийная реклама (баннеры различных размеров и форматов), брендирование и спонсорство интернет-проектов. Так же набирает обороты менее традиционная реклама в блогах, подкастах (аудио или видеопередачи, записанные автором блога) и RSS-трансляциях (ленты новостей об обновлениях на сайтах) - потенциал у такого вида рекламы огромен, да и рынок пока не перенасыщен предложениями. Растет заинтересованность к социальным сетям (брендирование групп, разработка специализированных приложений, поддержка тематических сообществ) - невероятная популярность таких площадок, как "Одноклассники", "ВКонтакте" и Facebook делает их необычайно привлекательными и для рекламодателей. PR, SMM и SMO (маркетинг и оптимизация в работе с социальными медиа - блогами, форумами, сообществами), видео-реклама и поисковая оптимизация (SEO) будут также активно набирают обороты, но о выходе этих инструментов в лидеры говорить пока рано.
Тем не менее, основными секторами в интернет-рекламе в 2011 году останутся контекстная и медийная реклама, а также спонсорство. По оценке АКАР, в первом полугодии 2010 года 66-67% рынка интернет-рекламы занимала контекстная реклама, остальные 33-34% пришлись на рекламу медийную. Оборот контекстной рекламы в России в первом полугодии 2010, по данным АКАР, составил 6,3 млрд рублей (без учёта НДС).
Аналогичные тренды к увеличению затрат на интернет-рекламу наблюдаются и на других рынках стран СНГ - в Казахстане и Украине.
Спрос на Интернет-рекламу в Казахстане неуклонно растет, обеспечивая интернет-сегменту стабильный рост. По экспертным оценкам (официальные измерения интернет-рынка в Казахстане не ведутся), ежегодно онлайн-сектор увеличивается на 50%. Также стремительно растет и число пользователей Всемирной Сети - сегодня их число примерно 4,95 млн. человек против 4 млн. в 2009 году. Как итог - увеличиваются и затраты на рекламу в интернете. Рост затрат на онлайн-рекламу в Казахстане, по нашим расчетам, по итогам трех кварталов 2010 года составил 10%, что, кстати, значительно ниже показателей по России и Украине, где бюджеты выросли на 37% и 38% соответственно.
Основными инструментами рекламодателя в Казахстане пока являются: баннерная реклама на крупных тематических сайтах, контекстная реклама с использованием геотаргетинга по Казахстану и реклама в социальных сетях. Социальные сети вообще произвели фундаментальный сдвиг в интернет-коммуникациях в Казахстане, так как свыше 85% интернет-пользователей Казахстана сейчас являются активными пользователями соцсетей (по информации Business Resource). В целом же можно прогнозировать, что доля онлайн-рекламы в Казахстане будет возрастать с каждым годом в соответствии с общемировыми тенденциями.
Что касается рынка интернет-рекламы в Украине, то, как мы отмечали выше, рост рекламных затрат за 9 месяцев 2010 года составил 38% - это самый высокий показатель среди анализируемых стран. По итогам года рост может составить 58%. По прогнозу Всеукраинской рекламной коалиции, объем рынка интернет-рекламы по итогам года составит около 230 млн гривен (около $29 млн). 130 млн гривен из них - это медийная реклама, еще 100 млн - контекстная.
При этом доля интернета от общего объема рекламного рынка в Украине меньше, чем в России и Казахстане - по оценкам Всеукраинской рекламной коалиции, в 2010 году интернет не покажет роста в долевом отношении и составит лишь 3,4% от объемов рекламного рынка в целом. Такие данные позволяют говорить о том, что затраты на интернет-рекламу в Украине выросли за счет роста рекламного рынка в целом (21% в 2010 году), а не благодаря развитию интернет-отрасли. Это объясняется тем, что в Украине традиционно сильны другие медиа-носители, в первую очередь телевидение.
Подводя итог, можно смело сказать, что рынок интернет-рекламы продолжает активно набирать обороты. Рекламодатели все больше и больше обращают внимание на нестандартные виды рекламы в Сети, увеличивая долю затрат на продвижение в интернете при планировании рекламных бюджетов. Кроме того, пришло понимание того, что необходимо поддерживать лояльность через социальные медиа. Несмотря на то, что в России, Казахстане и Украине интернет-сектор отвоевывает свою долю с разной скоростью и интенсивностью, в целом тренды развития рынка интернет-рекламы в пространстве СНГ совпадают с общемировыми, демонстрируя некоторое временное отставание.
07.02.2011
|
|
Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?
На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.
Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
|