Самый полный срез рынка медиа России и стран СНГ
Цифры, Аналитика, Дискуссии
 
Рейтинг медиаагентств Оборот
$ млн./год
Optimum Media OMD
(Omnicom Group)
425
Vizeum (Aegis Media) 425
ZenithOptimedia (Vivaki) 404
ТВ
Пресса
Outdoor
New media
Интернет
Радио
СНГ
Точка зрения
Теория и
практика

Пресса 2010. Крутое пике, плавный выход



Александр Ефремов
Эксперт АЦВИ
Впервые за всю историю оценки АКАР доходов российских печатных СМИ в 2010 году объем рекламы в прессе был определен не экспертным путем, а на основе данных мониторинга



Как и ранее, рекламные доходы центральной прессы рассчитаны силами АЦВИ на основе мониторинга TNS Россия Media Intelligence. Дополнительный мониторинг московских и федеральных изданий, отсутствующих в базе TNS, проведен издательским домом "HFS / ИнтерМедиаГруп". Расчеты доходов этих изданий выполнены специалистами АЦВИ. Кроме того, силами издательских домов "HFS / ИнтерМедиаГруп" и "Абак Пресс" был проведен мониторинг рекламы в 45 городах Российской Федерации. Эти данные послужили основой для оценки объема местной рекламы в региональной прессе. В результате суммирования всех данных была получена цифра, принятая АКАР в качестве объема рекламы в российской прессе. Как и ожидалось, она оказалась заметно больше оценок АКАР за предыдущие годы.

Диаграмма 1
Объем рекламы в различных типах печатных СМИ в 2009 г. до и после переоценки АКАР, млрд. руб. с НДС




Прежде всего, необходимо отметить, что значительно больше рекламы, как оказалось, приходится на сегмент рекламно-информационных изданий в регионах. Также значительно увеличилась доля журналов, а доля газет несколько сократилась. Это объясняется тем, что часть газет за последние годы перешла на журнальный формат, однако, чтобы не искажать динамику по сегментам, АКАР продолжала учитывать эти издания как газеты. Теперь, пользуясь моментом, когда данные все равно приходится корректировать, журналы будут учитываться в соответствии со своим реальным форматом. В результате структура рекламных доходов печатных СМИ приобрела такой вид (см. Диаграмму 2):

Диаграмма 2
Доли различных типов изданий в общем объеме рекламы в прессе в 2009 г. после переоценки АКАР, %




Следует также отметить, что продолжается работа над дальнейшим расширением базы мониторинга печатных СМИ. Кроме того, в планах экспертов - оценить в ближайшие годы объем денежных средств, получаемых изданиями от специальных проектов: нестандартных форматов рекламы, а также от рекламных вложений в издания (буклеты, открытки, купоны, пробники и т.п.), которые до этого не учитывались. Компания TNS Россия Media Intelligence с начала 2011 г. начала мониторинг подобных вложений и оценку их стоимости.

Вернемся теперь к традиционному обзору центральной прессы, который АЦВИ делает на основе мониторинга TNS Россия Media Intelligence. Тут тоже не обошлось без переоценки. В течение 2010 г. было получено много дополнительной информации, которую удалось полностью формализовать в математической модели рынка только в начале 2011 г. Наибольшие изменения произошли в оценке динамики рекламных доходов газет, которая оказалась несколько ниже, чем это представлялось ранее.

Теперь итоги 2010 г. по типам изданий центральной прессы выглядят следующим образом (см. Таблицу 3).

Таблица 3
Доходы изданий центральной прессы от рекламы за 2009-2010 гг., млн. руб. с НДС


Тип издания

2009

2010

Динамика, %

Газеты ежедневные

               4 606  

                5 240  

14%

Газеты еженедельные

               2 172  

                2 392  

10%

Журналы ежемесячные

             10 790  

              11 153  

3%

Журналы еженедельные

               5 485  

                6 265  

14%

Рекламные издания

               5 583  

                4 968  

-11%

Центральная пресса ВСЕГО:

             28 635  

              30 018  

5%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Россия Media Intelligence)

Диаграмма 3
Доходы изданий центральной прессы от рекламы за 2009-2010 гг., млн. руб. с НДС




Газеты практически весь год находились в плюсовой динамике и в результате показали очень неплохие приросты рекламных доходов: ежедневные - +14%, еженедельные - +10%. Журналы, напротив, окончательно вышли в плюс только в сентябре 2010 г., показав к концу года прирост доходов в 7%, который был обеспечен в основном журналами-телегидами, при том, что ежемесячные журналы "приросли" всего на 3%. Тем не менее, доля ежемесячных журналов на рынке прессы (порядка 37%) изменилась незначительно, поскольку дела у рекламных изданий шли весь год еще хуже (падение на 11%). Их доля уменьшилась сразу на три процентных пункта (с 19,5% до 16,5%, см. Диаграммы 4 и 5).

Диаграмма 4
Доли различных типов изданий центральной прессы по доходам от рекламы за 2009 г., %



Диаграмма 5
Доли различных типов изданий центральной прессы по доходам от рекламы за 2010 г., %




Более детальный взгляд на различные сегменты центральной прессы показывает, что для разных изданий итоги 2010 г. были весьма различны (см. Таблицу 6). Многие тематические издательские ниши так и не смогли достигнуть показателей провального во всех смыслах 2009 г. и закончили 2010 г. с еще худшими показателями. Прежде всего, это относится к изданиям автомобильной тематики, особенно рекламным, поскольку многие из их профильных рекламодателей весь год были крайне неактивны. Вообще, рекламно-информационные издания практически всех тематических направленностей остались в минусе по итогам года. Та же ситуация сложилась и по некоторым другим нишам, ориентированным на товарные категории, по которым ситуация на товарных рынках пока не нормализовалась окончательно (компьютеры, мебель, недвижимость, туризм, развлечения и т.п.) (см. Таблицу 7).

Таблица 6
Доходы изданий центральной прессы от рекламы за 2009-2010 гг., млн. руб. с НДС


Ниша

2009

2010

Динамика, %

Женские журналы

               5 432  

                5 821  

7%

ТВ-гиды

               2 259  

                3 103  

37%

Ежедневные качественные газеты

               2 318  

                2 517  

9%

Ежедневные массовые газеты

               2 077  

                2 317  

12%

Еженедельные массовые газеты

               1 628  

                1 724  

6%

Деловые и общ-полит. журналы

               1 440  

                1 437  

0%

Мужские журналы

               1 292  

                1 313  

2%

Бесплатные издания

               1 067  

                1 238  

16%

Кино и знаменитости

               1 090  

                1 225  

12%

Автомобильные

               1 235  

                1 213  

-2%

Трудоустройство

                  857  

                1 081  

26%

Каталоги: строительство, интерьер

               1 199  

                1 051  

-12%

Автомобильные (рекламные)

               1 528  

                1 046  

-32%

Интерьер, загородный дом

                  865  

                  823  

-5%

Бесплатных объявлений

                  917  

                  812  

-12%

Путеводители по развлечениям

                  577  

                  521  

-10%

Семья, уход за ребенком

                  406  

                  440  

8%

Познавательные

                  353  

                  363  

3%

Бортовые журналы

                  317  

                  274  

-13%

Здоровый образ жизни

                  254  

                  272  

7%

Туризм и путешествия

                  301  

                  264  

-12%

Компьютерные

                  285  

                  253  

-11%

B2B

                  227  

                  249  

10%

Молодежные

                  227  

                  213  

-6%

Гастрономические

                  131  

                  182  

39%

Электронная техника

                  187  

                  175  

-6%

Кроссворды и развлекательные

                    66  

                    62  

-6%

Другие

                   99  

                    28  

-71%

Центральная пресса ВСЕГО:

             28 635  

              30 018  

5%



Таблица 7
Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе за 2009-2010 гг., млн. руб. с НДС


Товарная категория

2009

2010

Динамика, %

Медицина, лекарства, БАДы

               3 092  

                3 546  

15%

Парфюмерия и косметика

               2 957  

                3 464  

17%

Автомобили и аксессуары

               3 010  

                2 676  

-11%

Одежда, обувь, аксессуары

               2 037  

                2 040  

0%

Алкогольные напитки и пиво

               1 106  

                1 459  

32%

Финансовые и страховые услуги

               1 040  

                1 175  

13%

Часы и ювелирные изделия

                  892  

                1 111  

25%

СМИ и спецмероприятия

                  636  

                  810  

27%

Продукты питания и напитки

                  580  

                  701  

21%

Мебель и предметы интерьера

                  767  

                  646  

-16%

Бытовая техника

                  370  

                  638  

73%

Табачные изделия

                  736  

                  634  

-14%

Строительные товары и услуги

                  557  

                  632  

14%

Компьютеры и оргтехника, софт

                  636  

                  628  

-1%

Торговые организации

                  526  

                  535  

2%

Недвижимость

                  596  

                  519  

-13%

Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника

                  432  

                  492  

14%

Туризм и отдых

                  449  

                  427  

-5%

Детские товары

                  352  

                  374  

6%

Услуги сотовой связи

                  481  

                  345  

-28%

Мобильные телефоны

                  228  

                  181  

-21%

Бытовая химия

                    49  

                  128  

161%

Спортивные товары

                  115  

                  109  

-5%

Другое

               2 057  

               1 999  

-3%

Classified

               4 938  

               4 749  

-4%

Центральная пресса ВСЕГО:

             28 635  

              30 018  

5%


При этом резкий рост расходов на рекламу по таким категориям, как: "Часы и ювелирные изделия", "Бытовая техника", "Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника", "Строительные товары и услуги" говорит о том, что рекламодатели почувствовали оживление (или близость оживления) спроса на свою продукцию и услуги. Данные категории никак нельзя отнести к товарам массового спроса или предметам первой необходимости. Сигналы об оживлении товарных рынков стали поступать и из других отраслей. Даже автопроизводители ожидают резкого повышения спроса на их продукцию в 2011 г. Все это вселяет надежду и в издателей, которые вынуждены были жить два года на "голодном пайке".
17.02.2011


Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?

На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.

Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
2013
развернуть
2012
развернуть
2011
свернуть
2010
развернуть
2009
развернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов