Выше некуда
«Эффект низкой базы» отработал - во 2-й половине 2011 г. динамика телерекламного сегмента будет менее впечатляющей
|
Роман Кузнецов Заместитель директора по маркетинговым исследованиям АЦВИ
|
|
|
|
1-я половина 2011 г. показала внушительный 29%-й прирост (по отношению к тому же периоду 2010-го), в результате чего объем телерекламного сегмента составил почти 72 млрд. руб с НДС. Отрадно, что в последнее время все большую активность проявляют региональные рекламодатели. Так, в июне доля бюджетов, приходящихся на регионы, вплотную приблизилась к 24%.
|
|
Кроме того, динамика федеральной рекламы в 1-м полугодии 2011 г. достигла своего пика и далее должна пойти на спад. Объяснить такое явление можно «эффектом низкой базы»: не очень удачная 1-я половина 2010 г. дает высокие значения прироста в 1-м полугодии 2011 г. (и, напротив, очень хорошее окончание 2010 г. даст обратный эффект во 2-м полугодии 2011 г.). Но так как региональная реклама по сравнению с федеральной восстанавливается с заметным опозданием, динамика выглядит здесь несколько по-другому. Во 2-м полугодии, вероятно, прирост «регионалки» будет немного выше, чем «федералки», что поспособствует росту доли региональных бюджетов в общем телерекламном «пироге».
Что касается поведения отдельных игроков, то здесь 1-е полугодие 2011 г. принесло в телерекламный сегмент относительную стабильность. Степень концентрации крупнейших рекламодателей по сравнению с прошлым годом практически не изменилась: доля ТОП-20 зафиксировалась на уровне 51%.
Как всегда стабильны в поведении FMCG-рекламодатели, которые приносят примерно половину всех рекламных бюджетов на ТВ. Динамика этих рекламодателей в основной своей массе близка к среднерыночной.
Следует отметить быстрорастущие группы «Автомобили» и «Финансовые и страховые услуги». При благоприятной экономической обстановке эти категории должны занимать более высокие позиции, чем те, которые они занимают в 2011 г.; об этом свидетельствует анализ зарубежных рынков. Поэтому такие высокие темпы роста вполне объяснимы.
К аутсайдерам за рассматриваемый период можно отнести категорию «Сотовые телефоны», которая показывает отрицательную динамику. Это связано как с проблемами самой отрасли, так и с тем, что часть бюджетов учитывается в категории «Салоны сотовой связи».
Суммарные бюджеты и динамика изменения телерекламных бюджетов в 1-м полугодии 2009-2011 гг., млрд. руб., %
|
1 пол. 2009
|
1 пол. 2010
|
1 пол. 2011
|
Рекламные бюджеты
|
51.9
|
55.5
|
71.8
|
Динамика
|
-21%
|
7%
|
29%
|
Источник: АЦВИ
Ежемесячные темпы прироста телерекламных бюджетов по отношению к аналогичным месяцам предыдущего года, 2009-2011, %
Источник: АЦВИ
Объемы телерекламных бюджетов, 2008-2011 гг., млрд. руб.
Источник: АЦВИ
Суммарные бюджеты и динамика отдельных товарных категорий на эфирном телевидении, млрд. руб., %
№№
|
Товарные категории
|
2009
|
2010
|
2011
|
2010/2009
|
2011/2010
|
1
|
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
|
7.5
|
8.3
|
10.5
|
9.9%
|
27.3%
|
2
|
ПАРФЮМЕРИЯ И КОСМЕТИКА
|
5.2
|
6.7
|
8.1
|
28.5%
|
22.2%
|
3
|
МЕДИЦИНА И ФАРМАЦЕВТИКА
|
4.4
|
4.7
|
7.3
|
6.8%
|
56.4%
|
4
|
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
|
2.1
|
1.7
|
3.2
|
-18.3%
|
86.9%
|
5
|
БЫТОВАЯ ХИМИЯ
|
1.8
|
2.6
|
2.9
|
43.9%
|
11.7%
|
6
|
УСЛУГИ СОТОВОЙ СВЯЗИ
|
3.0
|
2.4
|
2.7
|
-20.3%
|
14.9%
|
7
|
ПИВО
|
2.0
|
1.7
|
2.3
|
-13.3%
|
35.0%
|
8
|
СРЕДСТВА И ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ
|
1.8
|
1.9
|
2.2
|
7.3%
|
12.6%
|
9
|
ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЕ НАПИТКИ
|
1.6
|
1.4
|
1.9
|
-13.5%
|
35.7%
|
10
|
ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
|
1.4
|
1.4
|
1.8
|
-2.6%
|
32.9%
|
11
|
СОКИ
|
1.0
|
1.2
|
1.2
|
16.4%
|
3.7%
|
12
|
ФИНАНС. И СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ
|
0.8
|
0.5
|
1.2
|
-31.3%
|
121.2%
|
13
|
ДОСУГ, РАЗВЛ., ТУРИЗМ, ОТДЫХ
|
1.1
|
0.9
|
1.2
|
-17.5%
|
24.6%
|
14
|
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
|
0.2
|
0.6
|
0.8
|
168.4%
|
51.5%
|
15
|
СОТОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
|
0.5
|
0.6
|
0.5
|
29.2%
|
-17.6%
|
16
|
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ
|
0.2
|
0.1
|
0.3
|
-7.9%
|
117.2%
|
17
|
АУДИО- И ВИДЕОАППАРАТУРА
|
0.3
|
0.4
|
0.2
|
22.9%
|
-34.5%
|
18
|
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
|
0.04
|
0.004
|
0.12
|
-90.1%
|
2780.1%
|
19
|
МЕБЕЛЬ, ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА
|
0.01
|
0.04
|
0.08
|
144.5%
|
119.8%
|
20
|
КОМПЬЮТЕРЫ И ОРГТЕХНИКА
|
-
|
0.03
|
0.03
|
-
|
21.2%
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: АЦВИ
08.08.2011
|