Рост замедлился
Центральная пресса в январе-ноябре 2011 г.
|
Александр Ефремов эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»
|
|
|
|
Октябрьский оптимистичный всплеск в сегменте прессы не получил продолжения в ноябре. Лишь еженедельные газеты улучшили динамику рекламных доходов, а все остальные типы изданий заметно затормозили прирост. При этом рекламные издания ушли в совсем уж глубокий минус (см. Таблицу 1).
|
|
В ноябре в целом пресса прибавила всего 4,4% по отношению к ноябрю прошлого года, что еще несколько снижает ожидаемый итоговый прирост за год. Декабрь теперь вряд ли сможет внести какие-то существенные изменения, стало быть, годовой прирост по центральной прессе в лучшем случае составит порядка 6%, что вдвое ниже прогноза, сделанного в конце 2010 г., и на процентный пункт ниже пессимистического прогноза, сделанного в начале этого года (см. Таблицу 2)
Таблица 1 Доходы от рекламы изданий центральной прессы в октябре и ноябре 2010-2011 гг., млн. руб. c НДС. Классификация АЦВИ.
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Тип издания
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Газеты ежедневные
|
430
|
549
|
+28%
|
415
|
502
|
+21%
|
Газеты еженедельные
|
369
|
408
|
+10%
|
379
|
486
|
+28%
|
Журналы ежемесячные
|
1 397
|
1 580
|
+13%
|
1 373
|
1 464
|
+7%
|
Журналы еженедельные
|
724
|
822
|
+14%
|
814
|
840
|
+3%
|
Рекламные издания
|
501
|
418
|
-17%
|
506
|
350
|
-31%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
3 421
|
3 776
|
+10.4%
|
3 488
|
3 642
|
+4.4%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Таблица 2 Доходы от рекламы изданий центральной прессы в январе-ноябре 2010-2011 гг., млн. руб. c НДС. Классификация АЦВИ.
Тип издания
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Газеты ежедневные
|
3 317
|
3 762
|
+13.4%
|
Газеты еженедельные
|
3 230
|
3 193
|
-1.1%
|
Журналы ежемесячные
|
10 229
|
11 531
|
+12.7%
|
Журналы еженедельные
|
5 688
|
5 967
|
+4.9%
|
Рекламные издания
|
4 761
|
4 310
|
-9.5%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
27 225
|
28 763
|
+5.7%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Впрочем, ситуация в отдельных издательских нишах в ноябре выглядит вполне благополучной, хотя такие ниши можно пересчитать по пальцам одной руки (см. Таблицу 3). Самые высокие приросты в этом месяце показали еженедельные массовые и ежедневные качественные газеты, а также бортовые журналы. Если копнуть глубже, то обнаруживается, что высокий прирост по деловым газетам обеспечен в основном заметным разрастанием категории Classifieds в «Коммерсанте». Если вспомнить, что она состоит в основном из объявлений о банкротствах, то становится совсем грустно. По массовым еженедельникам прирост обеспечили категории «СМИ и спецмероприятия», «Финансовые и страховые услуги» и «Автомобили и аксессуары». Успех бортовым журналам обеспечила в первую очередь реклама алкоголя. Эта категория традиционно лидирует по рекламным бюджетам в бортовой прессе.
Таблица 3 Доходы от рекламы изданий центральной прессы в ноябре 2010-2011 гг., млн. руб. c НДС. По издательским нишам.
Ниша
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Женские журналы
|
682
|
722
|
+6%
|
ТВ-гиды
|
357
|
417
|
+17%
|
Еженедельные газеты (Масс.)
|
298
|
391
|
+31%
|
Ежедневные газеты (Кач.)
|
260
|
331
|
+27%
|
Деловые и общ-полит. журналы
|
213
|
197
|
-8%
|
Автомобильные
|
174
|
180
|
+3%
|
Мужские журналы
|
167
|
176
|
+6%
|
Кино и знаменитости
|
147
|
168
|
+14%
|
Интерьер, загородный дом
|
110
|
120
|
+9%
|
Ежедневные газеты (Масс.)
|
101
|
111
|
+10%
|
Бесплатные издания
|
123
|
102
|
-17%
|
Трудоустройство
|
117
|
100
|
-14%
|
Каталоги: строительство, интерьер
|
122
|
80
|
-34%
|
Путеводители по развлечениям
|
68
|
66
|
-3%
|
Автомобильные (рекламные)
|
102
|
59
|
-41%
|
Бесплатных объявлений
|
78
|
58
|
-26%
|
Познавательные
|
50
|
55
|
+9%
|
Семья, уход за ребенком
|
58
|
53
|
-9%
|
Здоровый образ жизни
|
35
|
41
|
+16%
|
Бортовые журналы
|
30
|
37
|
+27%
|
Другие
|
196
|
178
|
-9%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
3 488
|
3 642
|
+4.4%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Таблица 4 Доходы от рекламы изданий центральной прессы в январе-ноябре 2010-2011 гг., млн. руб. c НДС. По издательским нишам.
Ниша
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Женские журналы
|
5 258
|
5 897
|
+12%
|
ТВ-гиды
|
2 568
|
2 834
|
+10%
|
Еженедельные газеты (Масс.)
|
2 605
|
2 479
|
-5%
|
Ежедневные газеты (Кач.)
|
2 052
|
2 380
|
+16%
|
Мужские журналы
|
1 166
|
1 364
|
+17%
|
Деловые и общ-полит. журналы
|
1 284
|
1 336
|
+4%
|
Автомобильные
|
1 134
|
1 286
|
+13%
|
Кино и знаменитости
|
1 101
|
1 235
|
+12%
|
Трудоустройство
|
1 050
|
1 169
|
+11%
|
Бесплатные издания
|
1 183
|
1 092
|
-8%
|
Каталоги: строительство, интерьер
|
1 091
|
967
|
-11%
|
Интерьер, загородный дом
|
865
|
925
|
+7%
|
Ежедневные газеты (Масс.)
|
856
|
879
|
+3%
|
Автомобильные (рекламные)
|
958
|
798
|
-17%
|
Бесплатных объявлений
|
745
|
685
|
-8%
|
Путеводители по развлечениям
|
531
|
510
|
-4%
|
Семья, уход за ребенком
|
423
|
438
|
+3%
|
Познавательные
|
315
|
370
|
+18%
|
Бортовые журналы
|
270
|
361
|
+34%
|
Здоровый образ жизни
|
259
|
280
|
+8%
|
Компьютерные
|
243
|
245
|
+1%
|
Другие
|
1 269
|
1 234
|
-3%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
27 225
|
28 763
|
+5.7%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
В разрезе товарных категорий особых сюрпризов в ноябре не произошло. Из ТОП-10 наиболее значимых для прессы сегментов наибольший прирост зафиксирован по рекламе финансовых и страховых услуг (+62%). Объясняется он до банального просто. Первая четверка рекламодателей этой категории (СБЕРБАНК РОССИИ, MAXWELL CAPITAL, РУССКИЙ СТАНДАРТ и ГЛОБЭКС) проявила неожиданную активность. Если поставить этим игрокам нулевой прирост, то прирост всей категории сократится до скромных 15%. Прирост 49% по категории «СМИ и спецмероприятия» во многом обеспечен медиабартером, несмотря на применяемые нами «запретительные» скидки.
Отрадно, что среди топовых категорий сокращение рекламных бюджетов в ноябре отмечено только у категории «Алкогольные напитки и пиво» (- 33%).
В целом ситуация в прессе сложная, издателям придется снова затянуть ремни еще на пару дырочек. Тем не менее, хотелось бы поздравить всех с наступающим Новым годом и пожелать, чтобы он принес только положительные тренды и эмоции! Удачи!
Таблица 5 Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в ноябре 2010-2011 гг., млн. руб. c НДС.
Товарная категория
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Медицина, лекарства, БАДы
|
421
|
441
|
+5%
|
Парфюмерия и косметика
|
392
|
405
|
+3%
|
Автомобили и аксессуары
|
353
|
382
|
+8%
|
Финансовые и страховые услуги
|
163
|
264
|
+62%
|
Одежда, обувь, аксессуары
|
207
|
260
|
+26%
|
Часы и ювелирные изделия
|
141
|
154
|
+9%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
226
|
152
|
-33%
|
СМИ и спецмероприятия
|
87
|
129
|
+49%
|
Продукты питания и напитки
|
97
|
106
|
+9%
|
Мебель и предметы интерьера
|
90
|
103
|
+14%
|
Бытовая техника
|
95
|
96
|
+1%
|
Недвижимость
|
75
|
78
|
+4%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
72
|
76
|
+5%
|
Табачные изделия
|
72
|
74
|
+3%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
72
|
73
|
+2%
|
Туризм и отдых
|
49
|
48
|
-2%
|
Строительные товары и услуги
|
58
|
42
|
-27%
|
Детские товары
|
41
|
36
|
-12%
|
Торговые организации
|
43
|
26
|
-39%
|
Услуги сотовой связи
|
32
|
22
|
-31%
|
Мобильные телефоны
|
13
|
21
|
+63%
|
Спортивные товары
|
7
|
17
|
+160%
|
Бытовая химия
|
12
|
13
|
+14%
|
Социальная реклама
|
4
|
5
|
+6%
|
Политическая реклама
|
0
|
2
|
+720%
|
Другое
|
219
|
240
|
+10%
|
Classified
|
448
|
377
|
-16%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
3 488
|
3 642
|
+4.4%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Таблица 6 Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в январе-ноябре 2010-2011 гг., млн. руб. c НДС.
Товарная категория
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Парфюмерия и косметика
|
3 102
|
3 096
|
0%
|
Медицина, лекарства, БАДы
|
3 183
|
3 040
|
-5%
|
Автомобили и аксессуары
|
2 473
|
2 919
|
+18%
|
Одежда, обувь, аксессуары
|
2 003
|
2 500
|
+25%
|
Финансовые и страховые услуги
|
1 034
|
1 409
|
+36%
|
Часы и ювелирные изделия
|
925
|
1 158
|
+25%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
1 094
|
987
|
-10%
|
СМИ и спецмероприятия
|
745
|
896
|
+20%
|
Продукты питания и напитки
|
692
|
764
|
+10%
|
Мебель и предметы интерьера
|
715
|
732
|
+2%
|
Недвижимость
|
568
|
608
|
+7%
|
Табачные изделия
|
533
|
604
|
+13%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
555
|
602
|
+8%
|
Строительные товары и услуги
|
595
|
589
|
-1%
|
Бытовая техника
|
506
|
563
|
+11%
|
Детские товары
|
355
|
415
|
+17%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
447
|
396
|
-11%
|
Туризм и отдых
|
412
|
330
|
-20%
|
Торговые организации
|
368
|
266
|
-28%
|
Услуги сотовой связи
|
302
|
217
|
-28%
|
Мобильные телефоны
|
163
|
194
|
+19%
|
Бытовая химия
|
109
|
183
|
+68%
|
Спортивные товары
|
95
|
135
|
+41%
|
Социальная реклама
|
33
|
30
|
-10%
|
Политическая реклама
|
0.7
|
3.9
|
+472%
|
Другое
|
1 876
|
1 872
|
0%
|
Classified
|
4 341
|
4 252
|
-2%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
27 225
|
28 763
|
+5.7%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
26.12.2011
|