Радиореклама в 1-м полугодии и во 2-м квартале 2012 года:
медиаинфляция и сезонный спрос
|
Мария Смирнова эксперт радио рынка
|
|
|
|
Согласно данным TNS Radio Index, в 1 полугодии 2012 рекламодатели потратили на московскую и национальную радиорекламу на 55% больше по отношению к аналогичному периоду 2011 года. Причем год назад рост рекламных бюджетов на радио в этом сегменте был менее заметным: в 1 полугодии 2011 было потрачено всего лишь на 15% больше, чем в 2010.
|
|
Однако эти показатели нельзя назвать абсолютными – при подсчете бюджетов TNS оперирует тарифами, которые указаны в официальных прайс-листах радиостанций, и не учитывает пакетные предложения и скидочную политику станций. Таким образом, более объективное представление о состоянии рынка на текущий момент отражают показатели объема проданного рекламного времени. И рост, исходя из этих данных, уже будет скромнее: в 1-м полугодии 2012 было продано на 20% больше рекламного времени, чем год назад.
При этом, оценивая состояние рынка, нельзя упускать и такой момент, как уровень медиаинфляции. В начале года мы прогнозировали медиаинфляцию на уровне 20%. В 1-м полугодии 2012 наш прогноз оправдался – медиаинфляция составила 15-20%.
Данные АКАР, на которые традиционно принято ориентироваться, пока не опубликованы. Но на сегодняшний день, отталкиваясь от вышеприведенных и собственных данных, участники рынка оценивают динамику к 1-му полугодию прошлого года в сегменте московской и национальной рекламы в 25-30%.
1-е полугодие 2012. Москва + сеть:
Увеличение затрат на радиорекламу в Москве и по сети было обусловлено сразу несколькими факторами. Главный из них – это, пожалуй, выход экономики на докризисный уровень, что привело к улучшению покупательской способности россиян, а значит, к появлению новых компаний и росту предложения со стороны действующих игроков рынка. Таким образом, с увеличением оборотов рекламодателей увеличились и рекламные бюджеты, которые они готовы потратить, в том числе на радио. Рекламодатели постепенно отказываются от краткосрочного планирования на месяц и переходят на долгосрочное планирование. Ряд клиентов уже планирует рекламу на 2013 год.
Вторым фактором, подтолкнувшим рост радиорекламы, стали изменения, произошедшие в начале года в секторе наружной рекламы, а именно запрет на перетяжки и подорожание щитов 3х6.
Также увеличение затрат на радиорекламу в 1-м полугодии 2012 обусловлено прошедшим недавно Чемпионатом Европы по футболу и Олимпиадой, которая стартовала в Лондоне на прошлой неделе. На время проведения спортивных мероприятий спонсоры и партнеры игр в несколько раз увеличили рекламные бюджеты.
Кроме того, следует помнить и о медиаинфляции, о которой мы уже писали выше.
Что касается структуры клиентского портфеля, все категории рекламодателей увеличили свои затраты на радио по сравнению с 1 полугодием 2011 года. Размещений в национальном эфире, было больше, чем в московском, как и в прошлом году.
Топ-5 категорий в 1 полугодии 2012. Сегмент: Москва+сеть
|
Топ-5 категорий в 1 полугодии 2011. Сегмент: Москва+сеть
|
1. Автомобили, мотоциклы
|
Медицина
|
2. Медицина
|
Ритейл
|
3. Ритейл
|
Автомобили, мотоциклы
|
4. Строительство, недвижимость
|
Строительство, недвижимость
|
5. Банки, финансовые услуги, страхование
|
Банки, финансовые услуги, страхование
|
Самый заметный рост бюджетов в этом году наблюдается в категории «Автомобили и мотоциклы». Во время кризиса автомобилисты на время уступили лидирующую позицию в рейтинге другим секторам. На спад в производстве автомобилей повлияли и разрушающие последствия цунами в Японии в марте прошлого года. Сейчас автомобильные компании, наконец-то, восстановили свои позиции на рынке и вернулись на первую строчку в топе рекламодателей.
1-е полугодие 2012. Регионы:
Анализируя рекламу в регионах, стоит отметить, что региональный мониторинг TNS Radio Index впервые появился в январе 2011 года. И изначально в него входили 13 городов: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Омск, Новосибирск, Уфа, Самара, Ростов-на-Дону, Казань, Пермь, Челябинск, Сочи, Екатеринбург, Волгоград. В первом квартале 2011 в каждом городе проводился мониторинг всего пяти-шести радиостанций. В основном это были не местные, а сетевые станции, такие как ЕВРОПА ПЛЮС, АВТОРАДИО, РЕТРО FM, РУССКОЕ РАДИО, РАДИО ШАНСОН и др. И уже потом стали добавляться локальные. Сейчас мониторинг проводится по 25 станциям. Поэтому сравнение 1-го полугодия 2012 с 1-м полугодием 2011 было бы некорректным.
Структура клиентского портфеля в регионах частично отличается от Москвы и сети – здесь на первом месте рекламодатели из категории «Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция», которые всегда активизируются весной и летом в преддверии сезона отпусков в туристических городах. Но региональный рейтинг категорий совершенно не изменился по сравнению с прошлым годом:
Топ-5 категорий в 1 полугодии 2012. Сегмент: регионы
|
Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция
|
Ритейл
|
Автомобили, мотоциклы
|
Строительство и недвижимость
|
Банки, фин. услуги и страхование
|
Топ-10 клиентов в 1 полугодии 2012. Сегмент: регионы
|
METRO GROUP
|
О'КЕЙ (ГИПЕРМАРКЕТ)
|
PMI CORPORATION
|
СТС
|
ТНТ
|
TELE 2
|
МТС
|
МЕГАФОН
|
NCA
|
OBI
|
2 квартал 2012. Москва + сеть:
Во 2 квартале 2012 года в сравнении со 2 кварталом 2011 затраты на радиорекламу, по данным TNS Radio Index, увеличились на 64%. По отношению к 1 кварталу 2012 бюджеты выросли на 37%.
Но так как мы условились ориентироваться не на брутто обороты, а на объем проданного рекламного времени, то реальный рост рынка будет меньше: количество проданного рекламного времени во 2 квартале 2012 на 30% больше, чем во 2 квартале 2011 года. В сравнении с 1 кварталом 2012 рост составил 23%.
Участники рынка оценивают рост в 30-35% по отношению к прошлому году.
Рекламные бюджеты на радио увеличили все категории клиентов. И клиентский портфель, таким образом, остался практически без изменений по сравнению с прошлым годом:
Топ-5 категорий во 2-м квартале 2012 года. Сегмент: Москва + сеть
|
Топ-5 категорий во 2-м квартале 2011 года. Сегмент: Москва + сеть
|
1. Автомобили, мотоциклы
|
1. Медицина
|
2. Медицина
|
2. Ритейл
|
3. Строительство, недвижимость
|
3. Автомобили, мотоциклы
|
4. Ритейл
|
4. Строительство, недвижимость
|
5. Банки, финансовые услуги, страхование
|
5. Банки, финансовые услуги, страхование
|
Топ-10 клиентов с максимальными бюджетами во 2 кв. 2012. Сегмент: Москва + сеть
|
vs
|
Топ-10 клиентов с максимальными бюджетами во 2 кв. 2011. Сегмент: Москва + сеть
|
1. ПОЧТА РОССИИ
|
Сервис
|
|
1. GLAXOSMITHKLINE
|
Медицина
|
2. MEDIA MARKT
|
Ритейл
|
|
2. MEDIA MARKT
|
Ритейл
|
3. ЭЛЬДОРАДО (СЕТЬ МАГАЗИНОВ)
|
Ритейл
|
|
3. ПОЧТА РОССИИ
|
Сервис
|
4. ФАРМСТАНДАРТ
|
Медицина
|
|
4. X5 RETAIL GROUP
|
Ритейл
|
5. НАЦИОНАЛЬНАЯ СПУТНИКОВАЯ КОМПАНИЯ
|
СМИ. Полиграфия
|
|
5. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ
|
Социальная и политическая реклама
|
6. BERLIN-CHEMIE MENARINI GROUP
|
Медицина
|
|
6. МАТЕРИА МЕДИКА
|
Медицина
|
7. DAIMLER AG
|
Автомобили, мотоциклы
|
|
7. ИНКОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ
|
Строительство, недвижимость
|
8. TOYOTA
|
Автомобили, мотоциклы
|
|
8. STADA CIS
|
Медицина
|
9. ВТБ
|
Банки, финансовые услуги, страхование
|
|
9. CENTRAL PARTNERSHIP
|
Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция
|
10. FORD MOTOR CO
|
Автомобили, мотоциклы
|
|
10. PEUGEOT CITROEN RUS
|
Автомобили, мотоциклы
|
Как мы видим из рейтинга клиентов с максимальными бюджетами, больше всех на радиорекламу тратят «Почта России» и MediaMarkt. Первые строят репутацию самого быстрого и удобного оператора почтово-телеграфных услуг. Вторые – чаще других рекламируют всевозможные акции и скидки на электронику и бытовую технику. Учитывая, что репутация «Почты России» еще не сформирована в умах потребителей, компания будет держаться в топе рекламодателей и в следующем квартале.
Наверняка увеличат свои рекламные бюджеты на радио в 3-м квартале и рекламодатели из категории «Медицина», что связано с сезонностью – осенью люди чаще болеют, а значит, чаще покупают лекарственные средства. Лидером этой категории по объемам купленного рекламного времени считается компания «Фармстандарт».
Ожидается также активизация клиентов из категорий «Банки, финансовые услуги, страхование» - для них весна и осень традиционно считаются сезонами повышенного спроса.
С началом нового сезона еще активнее будут проявлять себя и крупные ритейлеры, а также рекламодатели из категории «Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция», ведь их потенциальные покупатели вернулись с курортов в город и готовы вновь ходить по ресторанам, кинотеатрам и магазинам в свободное от работы время.
2 квартал 2012. Регионы:
Рост на региональном рынке радиорекламы умереннее, чем в сегменте Москва+сеть: бюджет во 2 квартале 2012 года по сравнению со 2 кварталом 2011 вырос на 4%. Количество проданного инвентаря во 2 квартале 2012 на 3% больше, чем во 2 квартале 2011 года. Сравнивая с 1 кварталом 2012, во 2 квартале бюджеты выросли на 32%, количество проданного времени было на 23% больше.
Самый заметный рост наблюдался в Нижнем-Новгороде, благодаря новым крупным клиентам таким, как НАЦИОНАЛЬНАЯ СПУТНИКОВАЯ КОМПАНИЯ, ПАВЛОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД (Н.Н.), RED TAXI (Н.Н.), НИТЭК (Н.Н.), ФОЛЬКСВАГЕН ЦЕНТР (Н.Н.), SLANDO, DOMO.
А самый большой спад был в Екатеринбурге – во 2-м квартале 2012 года в этом городе не размещались КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК, H&M, ЕДИНАЯ РОССИЯ (ПАРТИЯ), ХАРАКИРИ, КУБАНЬ (АВИАКОМПАНИЯ), КМАСТЕР (ЕКТ), СИНАРА (ГРУППА) и сократили бюджеты 4 КАНАЛ, НИГОРА (ЕКТ), MEGA (ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС), СТС, TELE CLUB, ТРИЛАЙН, ИРБИС (ЕКТ) ,УРАЛСИБ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ.
В 3-м квартале 2012 ожидается снижение активности в туристических городах. Прежде всего – в Сочи, где для сравнения в прошлом сентябре рекламы было на 16% меньше, чем в августе. При этом активизируются рекламодатели в городах-миллионерах, таких как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Челябинск, Уфа, Пермь. В прошлом году в 3-м квартале рост в этих городах был на уровне 15-20%. Больше всего рекламного времени осенью 2011 было продано в Екатеринбурге.
Только ролики Регионы: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВОЛГОГРАД, ЕКАТЕРИНБУРГ, КАЗАНЬ, КРАСНОЯРСК, НИЖНИЙ НОВГОРОД, НОВОСИБИРСК, ОМСК, ПЕРМЬ, РОСТОВ-НА-ДОНУ, САМАРА, СОЧИ, УФА, ЧЕЛЯБИНСК Локальная реклама Статистика: Длительность (мин.) TNS Media Intelligence
Region
|
2 Q 2011
|
2 Q 2012
|
vs
|
Общий итог (без Красноярска, так как его не было в 2011)
|
633 063
|
652 398
|
3%
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
|
80 624
|
80 354
|
0%
|
КАЗАНЬ
|
56 145
|
60 963
|
9%
|
НИЖНИЙ НОВГОРОД
|
50 311
|
60 297
|
20%
|
УФА
|
58 579
|
60 060
|
3%
|
КРАСНОЯРСК
|
|
59 669
|
|
ОМСК
|
57 443
|
56 000
|
-3%
|
НОВОСИБИРСК
|
55 194
|
52 210
|
-5%
|
ВОЛГОГРАД
|
44 971
|
49 941
|
11%
|
ПЕРМЬ
|
40 974
|
45 812
|
12%
|
СОЧИ
|
42 319
|
42 304
|
0%
|
САМАРА
|
44 749
|
41 725
|
-7%
|
РОСТОВ-НА-ДОНУ
|
38 445
|
38 712
|
1%
|
ЧЕЛЯБИНСК
|
32 879
|
36 655
|
11%
|
ЕКАТЕРИНБУРГ
|
30 429
|
27 366
|
-10%
|
В региональном рейтинге категорий во 2-м квартале 2012 по отношению к прошлому году изменений не произошло. В 3-м квартале можно прогнозировать повышение активности рекламодателей из категорий «Ритейл», «Бытовые услуги и сервис», «Образование и трудоустройство». Причина все та же – окончание сезона отпусков.
Топ-5 категорий во 2-м квартале 2012 года. Сегмент: регионы
|
vs
|
Топ-5 категорий во 2-м квартале 2011 года. Сегмент: регионы
|
Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция
|
|
Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция
|
Ритейл
|
|
Ритейл
|
Автомобили, мотоциклы
|
|
Автомобили, мотоциклы
|
Строительство и недвижимость
|
|
Строительство и недвижимость
|
Банки, фин. услуги и страхование
|
|
Банки, фин. услуги и страхование
|
Топ-10 клиентов во 2-м квартале 2012 года. Сегмент: регионы
|
vs
|
Топ-10 клиентов во 2-м квартале 2011 года. Сегмент: регионы
|
METRO GROUP
|
|
METRO GROUP
|
ТНТ
|
|
PMI CORPORATION
|
О'КЕЙ (ГИПЕРМАРКЕТ)
|
|
INFLOT TRAVEL SERVICES
|
ЛЕНТА
|
|
ГЛАВСТРОЙ
|
МТС
|
|
МЕГАФОН
|
PMI CORPORATION
|
|
ТНТ
|
СТС
|
|
РОСТЕЛЕКОМ
|
TELE 2
|
|
X5 RETAIL GROUP
|
SLANDO
|
|
О'КЕЙ (ГИПЕРМАРКЕТ)
|
МЕГАФОН
|
|
TELE 2
|
Июнь 2012. Москва + сеть:
В июне 2012 обороты радиостанций до вычета скидок (брутто) по сравнению с июнем прошлого года выросли на 65%. Рост к маю 2012 составил всего 2%. При этом в июне 2012 было продано на 19% больше рекламного времени, чем в прошлом году, и на 7% меньше, чем в мае 2012 года.
Заметнее всего увеличили свое присутствие в сегменте московской и национальной радиорекламы в этом месяце рекламодатели из категорий «Автомобили», «Стройка» и «Ритейл». А сократили рекламные бюджеты клиенты из банковской сферы.
В целом небольшую стагнацию московского и национального сегмента радиорекламы можно считать сезонным явлением, которое переломится с наступлением нового сезона.
Топ-5 категорий в июне 2012. Сегмент: Москва + сеть
|
Топ-5 категорий в июне 2011. Сегмент: Москва + сеть
|
Топ-5 категорий в мае 2012. Сегмент: Москва + сеть
|
Автомобили, мотоциклы
|
Медицина
|
Автомобили, мотоциклы
|
Ритейл
|
Ритейл
|
Медицина
|
Строительство, недвижимость
|
Строительство, недвижимость
|
Ритейл
|
Медицина
|
Автомобили, мотоциклы
|
Строительство, недвижимость
|
Сервис
|
Банки, финансовые услуги, страхование
|
Банки, финансовые услуги, страхование
|
Июнь 2012. Регионы:
Динамика роста регионального рынка в июне 2012 года тоже замедлилась: в этом месяце на радиорекламу было потрачено всего на 2% больше, чем год назад, и на 5% меньше, чем в мае 2012. Объем проданного рекламного времени вырос на 5% по сравнению с июнем 2011 и сократился на 4% в сравнении с прошлым месяцем. При этом спад наблюдается во всех городах, кроме Сочи, Перми и Ростова-на-Дону.
Меньше всего рекламы было продано в Волгограде, где не размещались БАВАРИЯ МОТОРС, РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ, МИГ КРЕДИТ, НОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР, THE DICH, и Екатеринбурге, где сократили свои бюджеты METRO GROUP, HEARST SHKULEV MEDIA, МЕДА ФАРМАСЬЮТИКАЛС ШВЕЙЦАРИЯ ГМБХ, АБАК-ПРЕСС, BOMOND, АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ, ЛУКОЙЛ и не разместились ИРБИС, X5 RETAIL GROUP, SLANDO, МУЗ ТВ, КАРАМЫШЕВ, РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ РАДИО, GENERAL MOTORS CORP, БРОЗОВСКИЙ.
Период: 01.06.2012 - 30.06.2012 Только ролики+сп. ролики, вкл. бартер и промо Регионы: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВОЛГОГРАД, ЕКАТЕРИНБУРГ, КАЗАНЬ, КРАСНОЯРСК, НИЖНИЙ НОВГОРОД, НОВОСИБИРСК, ОМСК, ПЕРМЬ, РОСТОВ-НА-ДОНУ, САМАРА, СОЧИ, УФА, ЧЕЛЯБИНСК Локальная реклама Статистика: Длительность (мин.) TNS Media Intelligence По оценке Медиа плюс
Region
|
Jun 2011
|
May 2012
|
Jun 2012
|
Jun 2012 vs May 2012
|
Jun 2012 vs Jun 2011
|
Общий итог
|
204 754
|
239 329
|
228 102
|
-5%
|
11%
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
|
24 767
|
26 739
|
25 665
|
-4%
|
4%
|
УФА
|
19 491
|
20 017
|
19 412
|
-3%
|
0%
|
КАЗАНЬ
|
17 458
|
20 082
|
19 207
|
-4%
|
10%
|
НИЖНИЙ НОВГОРОД
|
17 138
|
20 909
|
19 156
|
-8%
|
12%
|
КРАСНОЯРСК
|
|
20 254
|
18 986
|
-6%
|
|
ОМСК
|
20 002
|
19 225
|
17 453
|
-9%
|
-13%
|
НОВОСИБИРСК
|
17 878
|
17 533
|
16 292
|
-7%
|
-9%
|
СОЧИ
|
15 577
|
13 813
|
15 899
|
15%
|
2%
|
ВОЛГОГРАД
|
14 234
|
17 802
|
15 352
|
-14%
|
8%
|
ПЕРМЬ
|
14 575
|
14 889
|
15 191
|
2%
|
4%
|
САМАРА
|
14 075
|
14 248
|
13 653
|
-4%
|
-3%
|
РОСТОВ-НА-ДОНУ
|
10 759
|
12 228
|
12 370
|
1%
|
15%
|
ЧЕЛЯБИНСК
|
10 644
|
12 094
|
11 803
|
-2%
|
11%
|
ЕКАТЕРИНБУРГ
|
8 157
|
9 496
|
7 662
|
-19%
|
-6%
|
В региональном рейтинге рекламодателей особых изменений по отношению к прошлому году не произошло. По сравнению с маем 2012 заметно увеличили бюджеты клиенты из категории «Ритейл», а именно MEGA (ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС), МАКСИДОМ (СЕТЬ ГИПЕРМАРКЕТОВ), СВЯЗНОЙ, CASTORAMA, ТЕХНОНИКОЛЬ, ГАЛЕРЕЯ (ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР), СЧАСТЛИВЫЙ ВЗГЛЯД, ПРАКТИКА, благодаря чему «Ритейл» оказался в лидерах:
Топ-5 категорий в июне 2012. Сегмент: регионы:
1. Ритейл
2. Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция
3. Автомобили, мотоциклы
4. Строительство и недвижимость
5. Банки, фин. услуги и страхование
Также в этом месяце на рынке появились новые рекламодатели с бюджетом более 1 млн. рублей, которых не было ни в мае 2012, ни в июне 2011: M-1 GLOBAL, CHRYSLER CORPORATION, СПУТНИК (КОМПАНИЯ), ТАШИР, ГАЛЕРЕЯ (ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР), ЭРАРТА (С-ПБ), SAB, ЭКСИМЕР (ЦЕНТР), BALLU INDUSTRIAL GROUP, ФАЭТОН (АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ), STATOIL HYDRO и CARGLASS.
02.08.2012
|