Посошок не помог
Алкоголь прощается с прессой. Рост рекламы в сегменте за 9 мес. 2012 г. по-прежнему скромен
|
Александр Ефремов эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»
|
|
|
|
Реклама алкоголя доживает последние месяцы в печатных СМИ. Как видно из Диаграммы 1, в сентябре 2012 г. она продемонстрировала высокую динамику практически по всем основным издательским нишам, за исключением женских журналов.
|
|
Диаграмма 1 Рекламные бюджеты товарной категории «Алкогольные напитки и пиво» в тематических нишах за сентябрь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Об активности рекламодателей, стремящихся использовать «последний шанс» в прессе, свидетельствует также Таблица 1. Десятка крупнейших рекламодателей алкоголя в сентябре утроила свой совокупный бюджет (+211%).
Таблица 1 Динамика рекламных бюджетов ТОП-10 рекламодателей по товарной категории «Алкогольные напитки и пиво» в центральной прессе за сентябрь 2011-2012 гг., %
ТОП-10 рекламодателей по бюджетам в 2012 г.
|
Динамика по товарной категории, %
|
СИНЕРГИЯ (ГРУППА КОМПАНИЙ)
|
+580%
|
РУССКИЙ АЛКОГОЛЬ
|
+64%
|
LOUIS VUITTON MOET HENNESSY SA
|
+67%
|
ГРУППА PERNOD RICARD
|
+1103%
|
АЛКОГОЛЬНАЯ СИБИРСКАЯ ГРУППА
|
+177%
|
BROWN-FORMAN
|
+183%
|
SAB
|
+381%
|
КРИСТАЛЛ-ЛЕФОРТОВО
|
+266%
|
WILLIAM GRANT & SONS LTD
|
+179%
|
ROUST INC.
|
+592%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) В целом по сегменту сентябрь не принес дополнительного ускорения – объем рекламы в прессе в этом месяце вырос лишь на 1% по сравнению с сентябрем 2011 г. (см. Таблицы 2–4, Диаграммы 2 и 3).
Таблица 2 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-сентябрь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Месяц
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
январь
|
1 418
|
1 370
|
-3%
|
февраль
|
2 336
|
2 337
|
0%
|
март
|
3 447
|
3 332
|
-3%
|
апрель
|
3 227
|
3 335
|
+3%
|
май
|
2 642
|
2 776
|
+5%
|
июнь
|
2 367
|
2 429
|
+3%
|
июль
|
1 837
|
1 969
|
+7%
|
август
|
1 784
|
1 746
|
-2%
|
сентябрь
|
3 178
|
3 217
|
+1%
|
январь-сентябрь
|
22 236
|
22 512
|
+1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Диаграмма 2 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-сентябрь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Таблица 3 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-сентябрь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Тип издания
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Газеты
|
5 078
|
5 812
|
+14%
|
Журналы
|
13 678
|
13 808
|
+1%
|
Рекламные
|
3 480
|
2 893
|
-17%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
22 236
|
22 512
|
+1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) Таблица 4 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-сентябрь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Тип издания
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Газеты ежедневные
|
2 774
|
3 195
|
+15%
|
Газеты еженедельные
|
2 304
|
2 617
|
+14%
|
Журналы ежемесячные
|
9 181
|
9 429
|
+3%
|
Журналы еженедельные
|
4 498
|
4 378
|
-3%
|
Рекламные издания
|
3 480
|
2 893
|
-17%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
22 236
|
22 512
|
+1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Диаграмма 3 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-сентябрь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Практически ничего не меняется в тематических издательских нишах (см. Таблицу 5). Разве что, очень заметно негативное влияние сентября на ежедневные массовые газеты, прирост которых по итогам 9 месяцев составил лишь 3%, хотя еще по итогам 8 месяцев он держался на уровне 10% (снижение в сентябре составило 26%), а также на нишу журналов по электронной технике (падение в сентябре на 42%, общее падение за отчетный период увеличилось с 13% до 20%).
Таблица 5 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-сентябрь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Ниша
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Женские журналы
|
4 755
|
4 513
|
-5%
|
ТВ-гиды
|
2 087
|
2 136
|
+2%
|
Еженедельные газеты (Масс)
|
1 765
|
2 018
|
+14%
|
Ежедневные газеты (Кач)
|
1 735
|
2 018
|
+16%
|
Мужские журналы
|
1 127
|
1 112
|
-1%
|
Автомобильные
|
939
|
1 042
|
+11%
|
Деловые и общ-полит. журналы
|
952
|
1 002
|
+5%
|
Трудоустройство
|
942
|
965
|
+2%
|
Кино и знаменитости
|
929
|
935
|
+1%
|
Бесплатные издания
|
855
|
864
|
+1%
|
Интерьер, загородный дом
|
686
|
767
|
+12%
|
Ежедневные газеты (Масс)
|
657
|
679
|
+3%
|
Каталоги: строительство, интерьер
|
756
|
624
|
-17%
|
Бортовые журналы
|
399
|
544
|
+36%
|
Автомобильные (рекламные)
|
665
|
455
|
-31%
|
Путеводители по развлечениям
|
416
|
423
|
+2%
|
Бесплатных объявлений
|
572
|
418
|
-27%
|
Семья, уход за ребенком
|
332
|
302
|
-9%
|
Познавательные
|
277
|
290
|
+5%
|
Туризм и путешествия
|
153
|
200
|
+31%
|
Здоровый образ жизни
|
208
|
194
|
-7%
|
B2B
|
204
|
187
|
-8%
|
Компьютерные
|
181
|
186
|
+3%
|
Молодежные
|
172
|
173
|
+1%
|
Гастрономические
|
127
|
147
|
+15%
|
Еженедельные газеты (Кач)
|
132
|
129
|
-2%
|
Электронная техника
|
120
|
97
|
-20%
|
Кроссворды и развлекательные
|
51
|
64
|
+25%
|
Садоводство, цветоводство
|
41
|
29
|
-30%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
22 236
|
22 512
|
+1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
В разрезе товарных категорий сентябрь примечателен прежде всего резким ростом бюджетов по сегменту «Алкогольные напитки и пиво» (на 69%, общий прирост за 9 месяцев составил 27%). Также высокие приросты сохраняются по категориям «Медицина, лекарства, БАДы» и «Недвижимость». Немного «отыграла падение» товарная группа «Парфюмерия и косметика» (+8% в сентябре), но по итогам 9 месяцев она сохраняет отрицательную динамику. А вот рекламные бюджеты автопроизводителей в сентябре, напротив, резко уменьшились по сравнению с прошлым годом (-12%). Итоговый показатель прироста за 9 месяцев по рекламе автомобильной тематики составил 9%. Из отрицательных показателей необходимо отметить также сентябрьское 17%-ное падение по группе «Часы и ювелирные изделия», что в итоге снизило прирост по данной категории с 10% до 6%. В минус в сентябре ушла также категория «Финансовые и страховые услуги» (см. Таблицы 6 и 7, Диаграмму 4).
Таблица 6 Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе за сентябрь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Товарная категория
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Одежда, обувь, аксессуары
|
475
|
491
|
+3%
|
Парфюмерия и косметика
|
316
|
340
|
+8%
|
Медицина, лекарства, БАДы
|
277
|
330
|
+19%
|
Автомобили и аксессуары
|
333
|
293
|
-12%
|
Финансовые и страховые услуги
|
144
|
139
|
-3%
|
Часы и ювелирные изделия
|
156
|
130
|
-17%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
72
|
122
|
+69%
|
СМИ и спецмероприятия
|
119
|
120
|
+1%
|
Недвижимость
|
76
|
106
|
+40%
|
Мебель и предметы интерьера
|
79
|
92
|
+17%
|
Строительные товары и услуги
|
68
|
72
|
+7%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
70
|
65
|
-8%
|
Туризм и отдых
|
30
|
64
|
+112%
|
Продукты питания и напитки
|
75
|
56
|
-25%
|
Табачные изделия
|
51
|
45
|
-11%
|
Детские товары
|
43
|
44
|
+3%
|
Бытовая техника
|
53
|
44
|
-16%
|
Торговые организации
|
22
|
38
|
+75%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
35
|
25
|
-29%
|
Спортивные товары
|
21
|
18
|
-14%
|
Бытовая химия
|
28
|
14
|
-49%
|
Услуги сотовой связи
|
19
|
12
|
-36%
|
Мобильные телефоны
|
18
|
6
|
-64%
|
Социальная реклама
|
3
|
3
|
-4%
|
Политическая реклама
|
0
|
0
|
-86%
|
Другое
|
213
|
180
|
-16%
|
Classified
|
383
|
366
|
-4%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
3 178
|
3 217
|
+1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Таблица 7 Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе за январь-сентябрь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Товарная категория
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Медицина, лекарства, БАДы
|
2 207
|
2 589
|
+17%
|
Автомобили и аксессуары
|
2 269
|
2 463
|
+9%
|
Парфюмерия и косметика
|
2 568
|
2 267
|
-12%
|
Одежда, обувь, аксессуары
|
1 805
|
2 025
|
+12%
|
Финансовые и страховые услуги
|
859
|
1 017
|
+18%
|
Часы и ювелирные изделия
|
948
|
1 004
|
+6%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
740
|
939
|
+27%
|
Недвижимость
|
510
|
649
|
+27%
|
СМИ и спецмероприятия
|
712
|
643
|
-10%
|
Мебель и предметы интерьера
|
523
|
591
|
+13%
|
Табачные изделия
|
600
|
568
|
-5%
|
Продукты питания и напитки
|
581
|
539
|
-7%
|
Строительные товары и услуги
|
483
|
536
|
+11%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
449
|
407
|
-9%
|
Бытовая техника
|
433
|
385
|
-11%
|
Туризм и отдых
|
239
|
275
|
+15%
|
Детские товары
|
343
|
257
|
-25%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
292
|
215
|
-26%
|
Торговые организации
|
220
|
197
|
-11%
|
Спортивные товары
|
109
|
145
|
+33%
|
Услуги сотовой связи
|
178
|
111
|
-38%
|
Мобильные телефоны
|
150
|
110
|
-26%
|
Бытовая химия
|
151
|
65
|
-57%
|
Социальная реклама
|
23
|
22
|
-2%
|
Политическая реклама
|
1
|
10
|
+717%
|
Другое
|
1 440
|
1 407
|
-2%
|
Classified
|
3 403
|
3 078
|
-10%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
22 236
|
22 512
|
+1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Диаграмма 4 Рекламные бюджеты ТОП-10 товарных категорий в центральной прессе за сентябрь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
06.11.2012
|