Рост из-под пресса
Центральная пресса в 2011 г.
|
Александр Ефремов эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»
|
|
|
|
Декабрь не только не подкорректировал ситуацию в сегменте центральной прессы, но и заметно ухудшил ее, показав более 4% снижения доходов печатных СМИ от рекламы по сравнению с декабрем 2010 г. (см. таблицу 1).
|
|
Ниже мы приводим помесячную динамику рекламных доходов прессы за 2010-2011 гг. начиная с января. Методика расчета рекламных бюджетов АЦВИ предполагает ежемесячный пересчет данных за весь отчетный период нарастающим итогом, поэтому в наших цифрах могут встречаться незначительные расхождения с нашими предыдущими публикациями.
Таблица 1 Доходы центральной прессы от рекламы в 2010-2011 гг. помесячно, млн. руб. c НДС.
Месяц
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
январь
|
1 219
|
1 388
|
+13.8%
|
февраль
|
2 017
|
2 243
|
+11.2%
|
март
|
2 888
|
3 311
|
+14.6%
|
апрель
|
2 826
|
3 076
|
+8.8%
|
май
|
2 441
|
2 558
|
+4.8%
|
июнь
|
2 293
|
2 285
|
-0.3%
|
июль
|
1 894
|
1 751
|
-7.6%
|
август
|
1 651
|
1 716
|
+3.9%
|
сентябрь
|
3 086
|
3 036
|
-1.6%
|
октябрь
|
3 421
|
3 778
|
+10.4%
|
ноябрь
|
3 488
|
3 642
|
+4.4%
|
декабрь
|
3 406
|
3 258
|
-4.3%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
30 630
|
32 041
|
+4.6%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Диаграмма 1 Доходы центральной прессы от рекламы в 2010-2011 гг. помесячно, млн. руб. c НДС.
В наиболее благоприятные месяцы 2011 г. прирост доходов прессы превышал 10%. Внушающим оптимизм казалось начало года, вплоть до марта, но летний период поставил крест на надеждах по поводу посткризисного восстановления сегмента. Последним заметным всплеском прироста стал октябрь, но уже в декабре рост сменился спадом, уступающим только июльскому провалу.
По итогам года рост сегмента прессы оказался минимальным – менее 5% (см. Таблицы 2, 3 и Диаграмму 2).
Таблица 2 Доходы от рекламы изданий центральной прессы в 2010-2011 гг., млн. руб. c НДС. Классификация АЦВИ.
Тип издания
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Газеты
|
7 329
|
7 802
|
6.5%
|
Журналы
|
18 148
|
19 631
|
8.2%
|
Рекламные
|
5 153
|
4 608
|
-10.6%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
30 630
|
32 041
|
4.6%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Таблица 3 Доходы от рекламы изданий центральной прессы в 2010-2011 гг., млн. руб. c НДС. Классификация АЦВИ.
Тип издания
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Газеты ежедневные
|
3 742
|
4 249
|
+13.5%
|
Газеты еженедельные
|
3 587
|
3 553
|
-0.9%
|
Журналы ежемесячные
|
11 631
|
12 934
|
+11.2%
|
Журналы еженедельные
|
6 518
|
6 698
|
+2.8%
|
Рекламные издания
|
5 153
|
4 608
|
-10.6%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
30 630
|
32 041
|
+4.6%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
При этом еженедельные газеты и рекламные издания остались в минусе, а прирост доходов еженедельных журналов составил менее 3%.
Площадь рекламы в центральной прессе за 2011 г. увеличилась только в газетных сегментах. У рекламных изданий она сократилась на 18%, у журналов в среднем на 8%.
Диаграмма 2 Доходы от рекламы изданий центральной прессы в 2010-2011 гг., млн. руб. c НДС. Классификация АЦВИ.
Ситуация в разрезе по тематическим издательским нишам как всегда неоднородная (см. Таблицу 4). Вполне благополучно закончили год (прирост доходов более 30%) только бортовые журналы. Неплохие приросты показали ежедневные деловые газеты (+17%) и познавательные журналы (+16%). Отчасти это объясняется ростом количества платных объявлений о банкротствах в газете «КоммерсантЪ» и выходом новых журналов в нише познавательных изданий. Уже совсем «честный» прирост в 14,5% показали мужские глянцевые журналы, несмотря на то, что отдельные издания потеряли в доходах, а журнал «Медведь» даже закрылся.
Таблица 4 Доходы от рекламы изданий центральной прессы в 2010-2011 гг. (по тематическим нишам), млн. руб. c НДС
Ниша
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Женские журналы
|
5 982
|
6 598
|
+10.3%
|
ТВ-гиды
|
2 997
|
3 207
|
+7.0%
|
Еженедельные газеты (массовые)
|
2 895
|
2 762
|
-4.6%
|
Ежедневные газеты (качественные)
|
2 322
|
2 707
|
+16.6%
|
Мужские журналы
|
1 360
|
1 557
|
+14.5%
|
Деловые и общ-полит. журналы
|
1 464
|
1 515
|
+3.5%
|
Автомобильные
|
1 260
|
1 406
|
+11.5%
|
Кино и знаменитости
|
1 272
|
1 393
|
+9.6%
|
Трудоустройство
|
1 128
|
1 251
|
+10.8%
|
Бесплатные издания
|
1 292
|
1 185
|
-8.3%
|
Каталоги: строительство, интерьер
|
1 177
|
1 032
|
-12.3%
|
Ежедневные газеты (массовые)
|
956
|
986
|
+3.1%
|
Интерьер, загородный дом
|
910
|
979
|
+7.5%
|
Автомобильные (рекламные)
|
1 045
|
851
|
-18.6%
|
Бесплатных объявлений
|
819
|
735
|
-10.3%
|
Путеводители по развлечениям
|
609
|
577
|
-5.3%
|
Семья, уход за ребенком
|
472
|
482
|
+2.2%
|
Познавательные
|
370
|
429
|
+15.9%
|
Бортовые журналы
|
315
|
417
|
+32.6%
|
Здоровый образ жизни
|
292
|
313
|
+7.5%
|
Компьютерные
|
272
|
285
|
+4.7%
|
B2B
|
248
|
242
|
-2.3%
|
Молодежные
|
227
|
237
|
+4.4%
|
Электронная техника
|
203
|
200
|
-1.3%
|
Гастрономические
|
176
|
199
|
+12.6%
|
Туризм и путешествия
|
276
|
198
|
-28.2%
|
Другие
|
291
|
298
|
+2.4%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
30 630
|
32 041
|
+4.6%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Прирост доходов в районе 10%, который в нынешних условиях можно считать настоящим успехом, получили издания еще нескольких тематических ниш: «Автомобильные», «Гастрономические», «Женские журналы», «Кино и знаменитости» и «Трудоустройство». Еще две ниши, по крайней мере, не потеряли в доходах. Это «ТВ-гиды» и «Интерьер, загородный дом» (по 7% прироста), хотя внутри этих ниш есть издания, чьи доходы все же сократились. По всем остальным сегментам прессы год закончился с неутешительными результатами. Даже если отмечается прирост, то, учитывая погрешность расчетов, нельзя уверенно говорить о том, что этот прирост был в реальности. Явное падение доходов отмечается по нишам «Еженедельные массовые газеты», «Бесплатные издания», «Каталоги: строительство, интерьер», «Автомобильные (рекламные)», «Бесплатных объявлений», «Путеводители по развлечениям» и «Туризм и путешествия».
Картина динамики бюджетов товарных категорий мало изменилась с октября, когда окончательно сформировались тренды текущего года (см. Таблицу 5). Тут стоит отметить заметное сокращение итоговых показателей прироста по товарным категориям: «Часы и ювелирные изделия» (с 28% до 21%), «Алкогольные напитки и пиво» (с -4% до -13%), «Бытовая техника» (с 14% до 4%). Заметно улучшила годовую динамику за последние два месяца этого года лишь одна категория – «Мобильные телефоны» (с 10% до 22%, см. Диаграмму 3).
Таблица 5 Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в 2010-2011 гг., млн. руб. c НДС
Ниша
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Парфюмерия и косметика
|
3 494
|
3 502
|
+0.2%
|
Медицина, лекарства, БАДы
|
3 537
|
3 343
|
-5.5%
|
Автомобили и аксессуары
|
2 725
|
3 183
|
+16.8%
|
Одежда, обувь, аксессуары
|
2 176
|
2 715
|
+24.8%
|
Финансовые и страховые услуги
|
1 177
|
1 579
|
+34.1%
|
Часы и ювелирные изделия
|
1 153
|
1 401
|
+21.5%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
1 398
|
1 211
|
-13.4%
|
СМИ и спецмероприятия
|
841
|
1 010
|
+20.2%
|
Продукты питания и напитки
|
787
|
855
|
+8.7%
|
Мебель и предметы интерьера
|
767
|
788
|
+2.8%
|
Табачные изделия
|
635
|
705
|
+11.1%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
647
|
691
|
+6.8%
|
Бытовая техника
|
643
|
672
|
+4.4%
|
Недвижимость
|
626
|
662
|
+5.8%
|
Строительные товары и услуги
|
634
|
616
|
-2.8%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
538
|
459
|
-14.7%
|
Детские товары
|
391
|
451
|
+15.2%
|
Туризм и отдых
|
444
|
371
|
-16.5%
|
Торговые организации
|
418
|
302
|
-27.7%
|
Услуги сотовой связи
|
339
|
241
|
-28.7%
|
Мобильные телефоны
|
188
|
231
|
+22.5%
|
Бытовая химия
|
126
|
199
|
+57.2%
|
Спортивные товары
|
104
|
152
|
+45.7%
|
Социальная реклама
|
39
|
34
|
-13.3%
|
Политическая реклама
|
1
|
8
|
+474.2%
|
Другое
|
2 076
|
2 074
|
-0.1%
|
Classified
|
4 724
|
4 585
|
-2.9%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
30 630
|
32 041
|
+4.6%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Диаграмма 3 Рекламные бюджеты товарной категории «Мобильные телефоны» в центральной прессе в 2010-2011 гг., млн. руб. c НДС
Политическая реклама, вопреки ожиданиям и вопреки ситуации на центральном ТВ, вообще никак не повлияла на доходы прессы – ее объем был чисто символическим. Политические партии явно предпочли вложить деньги в массовые вещательные СМИ, где стоимость контакта гораздо меньше, чем в прессе. Наибольший бюджет в прессе по указанной категории в 2011 г. зафиксирован в газете «Комсомольская правда (W)» («Толстушка»). Он составил 0,3–0,4% от общих рекламных доходов этого издания.
22.02.2012
|