Прирост как символ
Реклама в прессе в январе-августе 2012 г. выросла на 1%
|
Александр Ефремов эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»
|
|
|
|
К нашему величайшему сожалению, наметившийся в последние 4 месяца тренд роста рекламных доходов печатных СМИ в августе снова сменился незначительным падением. Таким образом, по итогам 8 месяцев 2012 г. прирост доходов прессы составил символический 1% (см. Таблицу 1), и если изобразить сравнение динамики рынка в 2012 и 2011 гг. в виде линейной диаграммы, то можно увидеть, что линии по этим годам практически совпадают (Диаграмма 1).
|
|
Таблица 1 Доходы от рекламы изданий центральной прессы помесячно за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Месяц
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
январь
|
1 425
|
1 375
|
-4%
|
февраль
|
2 345
|
2 343
|
0%
|
март
|
3 457
|
3 341
|
-3%
|
апрель
|
3 239
|
3 343
|
+3%
|
май
|
2 653
|
2 785
|
+5%
|
июнь
|
2 377
|
2 440
|
+3%
|
июль
|
1 846
|
1 981
|
+7%
|
август
|
1 793
|
1 756
|
-2%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
19 135
|
19 363
|
+1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) Диаграмма 1 Доходы от рекламы изданий центральной прессы помесячно за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Не демонстрирует никаких признаков изменения ситуация внутри рынка. Сохраняется относительно высокий прирост объемов рекламы в газетах, значительное сокращение наблюдается в рекламных изданиях, в районе нуля находятся колебания по журналам (см. Таблицы 2 и 3).
Таблица 2 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Тип издания
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Газеты
|
4 304
|
5 023
|
+17%
|
Журналы
|
11 655
|
11 736
|
+1%
|
Рекламные
|
3 176
|
2 604
|
-18%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
19 135
|
19 363
|
+1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) Таблица 3 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Тип издания
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Газеты ежедневные
|
2 317
|
2 735
|
+18%
|
Газеты еженедельные
|
1 987
|
2 288
|
+15%
|
Журналы ежемесячные
|
7 768
|
7 962
|
+2%
|
Журналы еженедельные
|
3 887
|
3 775
|
-3%
|
Рекламные издания
|
3 176
|
2 604
|
-18%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
19 135
|
19 363
|
+1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Причины стагнации журналов и сокращения доходов рекламных изданий объяснить гораздо проще, нежели бодрый рост газет, который у многих читателей вызывает вопросы и даже недоверие. Этой темой пришлось заняться плотнее. О причинах «газетного бума» подробно можно прочитать тут.
Кратко же добавим, что, как выясняется, реклама лекарств и БАДов для газетной прессы просто жизненно необходима, и ее вклад в доходность газет не идет ни в какое сравнение даже со вкладом алкогольных напитков и пива. Кстати, объем рекламы последних в преддверии полного запрета с 2013 г. в июле и августе в отдельных издательских нишах вырос в разы, а в некоторых изданиях – в десятки раз. Об этом, возможно, поговорим как-нибудь подробно.
В тематических издательских нишах ситуация по итогам 8 месяцев в сравнении с итогами 6-7 месяцев также практически не изменилась, по той простой причине, что летние месяцы традиционно значительно уступают другим периодам по общим объемам рекламы и не могут сильно повлиять на результаты всего года (см. Таблицу 4). Можно лишь отметить, что за счет плохих показателей в августе заметно ухудшилась итоговая динамика доходов за отчетный период «январь-август» по нишам «Бортовые журналы» (с 43% до 39%), «Кроссворды и развлекательные» (с 31% до 25%) и «Садоводство, цветоводство» (с –20% до –25%), если сравнивать с периодом «январь-июль».
Таблица 4 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Ниша
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Женские журналы
|
3 977
|
3 716
|
-7%
|
ТВ-гиды
|
1 812
|
1 866
|
+3%
|
Еженедельные газеты (Масс)
|
1 521
|
1 772
|
+16%
|
Ежедневные газеты (Кач)
|
1 439
|
1 704
|
+18%
|
Мужские журналы
|
965
|
947
|
-2%
|
Автомобильные
|
809
|
898
|
+11%
|
Деловые и общ-полит. журналы
|
794
|
848
|
+7%
|
Трудоустройство
|
832
|
847
|
+2%
|
Кино и знаменитости
|
793
|
807
|
+2%
|
Бесплатные издания
|
775
|
759
|
-2%
|
Интерьер, загородный дом
|
573
|
641
|
+12%
|
Ежедневные газеты (Масс)
|
549
|
603
|
+10%
|
Каталоги: строительство, интерьер
|
709
|
586
|
-17%
|
Бортовые журналы
|
343
|
476
|
+39%
|
Автомобильные (рекламные)
|
603
|
410
|
-32%
|
Бесплатных объявлений
|
516
|
373
|
-28%
|
Путеводители по развлечениям
|
370
|
363
|
-2%
|
Познавательные
|
243
|
252
|
+4%
|
Семья, уход за ребенком
|
282
|
252
|
-11%
|
Туризм и путешествия
|
144
|
179
|
+24%
|
B2B
|
184
|
173
|
-6%
|
Здоровый образ жизни
|
175
|
162
|
-8%
|
Компьютерные
|
156
|
159
|
+2%
|
Молодежные
|
148
|
149
|
0%
|
Гастрономические
|
110
|
126
|
+15%
|
Еженедельные газеты (Кач)
|
116
|
113
|
-3%
|
Электронная техника
|
114
|
100
|
-13%
|
Кроссворды и развлекательные
|
45
|
57
|
+25%
|
Садоводство, цветоводство
|
36
|
27
|
-25%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
19 135
|
19 363
|
+1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
В товарных категориях август получил шанс стать заметным месяцем всего года для «Компьютеров и аксессуаров» (падение бюджетов по данной категории за период «январь-июль» составляло 14%, а за период «январь-август» – 9%). Такая коррекция произошла за счет 33%-го прироста в августе. Напротив, «Бытовая техника» ухудшила свою динамику с 7% до -10% (в августе падение составило 37%) (см. Таблицу 5).
Таблица 5 Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Товарная категория
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Медицина, лекарства, БАДы
|
1 926
|
2 254
|
+17%
|
Автомобили и аксессуары
|
1 938
|
2 170
|
+12%
|
Парфюмерия и косметика
|
2 252
|
1 928
|
-14%
|
Одежда, обувь, аксессуары
|
1 330
|
1 535
|
+15%
|
Финансовые и страховые услуги
|
719
|
881
|
+23%
|
Часы и ювелирные изделия
|
792
|
874
|
+10%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
668
|
817
|
+22%
|
Недвижимость
|
435
|
542
|
+25%
|
СМИ и спецмероприятия
|
594
|
523
|
-12%
|
Табачные изделия
|
551
|
523
|
-5%
|
Мебель и предметы интерьера
|
449
|
504
|
+12%
|
Продукты питания и напитки
|
509
|
487
|
-4%
|
Строительные товары и услуги
|
428
|
475
|
+11%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
383
|
347
|
-9%
|
Бытовая техника
|
381
|
341
|
-10%
|
Туризм и отдых
|
212
|
213
|
0%
|
Детские товары
|
299
|
211
|
-29%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
260
|
192
|
-26%
|
Торговые организации
|
199
|
161
|
-19%
|
Спортивные товары
|
88
|
127
|
+44%
|
Мобильные телефоны
|
133
|
105
|
-21%
|
Услуги сотовой связи
|
160
|
99
|
-38%
|
Бытовая химия
|
123
|
51
|
-59%
|
Социальная реклама
|
19
|
19
|
-2%
|
Политическая реклама
|
1
|
10
|
+778%
|
Другое
|
1 232
|
1 230
|
0%
|
Classified
|
3 056
|
2 743
|
-10%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
19 135
|
19 363
|
+1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
…Копаясь в деталях и глядя на некоторые пугающие своими трехзначными размерами отрицательные величины, невольно думаешь, что нулевая отметка прироста по прессе – это еще не самое страшное. 8)
20.09.2012
|